Строительство дорог - под финансовым, налоговым и организационным ударом
Сокращение инвестиций, повышение утилизационного сбора, рост цен на стройматериалы и технику, недоступные кредиты – таковы реалии работы дорожно-строительной отрасли в нынешнем году и следующие годы. На традиционный вопрос «Что делать?» по просьбе журнала «Строительство» отвечают эксперты Национальной ассоциации инфраструктурного строительства – НАИК.
Осень 2024 года для строительной отрасли в целом (а для инфраструктурного строительства в особенности) — это ситуация «идеального шторма». Множество неблагоприятных факторов «выстрелили» одновременно, в результате чего их суммарный негативный эффект существенно возрос. Некоторые из них, такие как несовершенство системы ценообразования, мы наблюдаем достаточно давно, некоторые — следствие многофакторных процессов в экономике, носящих глобальный характер.
Безусловно, одним из ключевых факторов является рост ключевой ставки ЦБ, которая влияет как на рост стоимости основных строительных ресурсов (оплату труда, строительные материалы, эксплуатацию машин и механизмов, занимающих в структуре затрат дорожно-мостового строительства более 70%), так и на рост стоимости заёмных средств.
Доля строительных ресурсов (оплата труда, эксплуатация машин
и механизмов, строительные материалы) в структуре затрат в сфере инфраструктурного дорожного строительства составляет более 70%. Сдерживание роста цен на строительные ресурсы на фоне твердой цены государственного контракта является критически важным фактором для поддержания стабильности отрасли.
Цены на строительные ресурсы в дорожном и мостовом строительстве характеризуются высокой волатильностью. Рост цен за год по различным группам ресурсов варьируется от 5-10% до 30-50%. По оценкам НАИК, за 9 месяцев 2024 года средний рост цен на строительные ресурсы составил около 27% (при прогнозной инфляции Росстата 5,27%)[1], в том числе рост стоимости СМР составил 40%, заработной платы — 49%, материалов — 14%, аренды спецтехники — 18%, топлива — 12%, услуг — 20%, запчастей для техники — 50%, транспортных услуг — 20%.
Стоит отметить, что рост цен на строительные ресурсы не вызван увеличением объемов строительства. По данным Росстата[2], за период январь-сентябрь 2024 года введено 555,3 км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 301,3 км дорог общего пользования и 254 км дорог необщего пользования, а также 43 моста.Объёмы ввода по большинству показателей демонстрируют падение более чем на 50% в сравнении с тем же периодом 2023 года:
Ввод
Январь-сентябрь
2024 г.
Январь-сентябрь
2023 г.
Динамика
Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием, км
555,3
1 152,50
↓51,8%
в том числе:
общего пользования, км
301,3
614,6
↓51,0%
необщего пользования, км
254
537,9
↓52,8%
Ввод мостов
единиц
43
58
↓25,9%
погон. тыс. м
3,9
15,1
↓74,2%
Оплата труда
Сфера строительства является лидером по росту зарплат сотрудников. За первое полугодие 2024-го по сравнению с аналогичным периодом 2023-го средние зарплатные предложения увеличились на 36%[3]. Главная причина — дефицит кадров. По данным мониторинга кадровой потребности дорожного хозяйства ФАУ «РОСДОРНИИ», ежегодная потребность до 2030 года составляет 7 800 чел., из них с высшим образованием — 3 650 чел., со средним профессиональным образованием — 3 850 чел. Подавляющее большинство работников в сфере строительства — мужчины. По данным Росстата, на долю женщин приходится всего около 6,3%[4] от общего числа работников, в строительстве дорог и мостов эта цифра ещё ниже. С началом СВО наблюдается отток представителей разных профессий, прежде всего связанных с управлением, ремонтом, обслуживанием автомобильной и специальной техники. Кроме того, наблюдается отток работников в смежные отрасли с более высокими зарплатами. Ещё одной причиной снижения предложения на рынке труда в сфере строительства является ужесточение государственной миграционной политики.
Предложения:
1. Обеспечить достаточное предложение рабочей силы, ускорив работу по подготовке кадров для строительной отрасли, в том числе путем популяризации профессии, агитации и мотивации к работе в строительной области молодежи до 35 лет.
2. Установить льготы молодым специалистам в сфере дорожно-мостового строительства, например, пониженный тариф страховых взносов, льготную ипотеку и др.
3. Установить реалистичные среднеотраслевые размеры оплаты труда рабочих 1 разряда в сфере дорожного и мостового строительства.
4. Проводить гибкую миграционную политику.
Стоимость строительных материалов
3.1. Вследствие роста ключевой ставки ЦБ РФ растут ставки кредитов производителям, замедляется обновление основных фондов, растут издержки (топливо, электричество, газ, транспорт, з/п). Все эти факторы производители компенсируют за счет роста отпускных цен.
3.2. Одним из специфических факторов высокой волатильности цен в дорожном и мостовом строительстве является выраженная сезонность работ. Например, укладывать асфальтобетонное покрытие и наносить разметку можно при температуре не ниже +5 — +10 °С., а зимой, наоборот, активно проводят земляные работы — готовят нижний слой основания дорог. Рост цен в высокий сезон происходит всегда, к концу года цены снижаются, но незначительно, на следующий год происходит очередной виток роста. В целях экономии бюджетных средств и сокращения стоимости строительства дорожники традиционно стараются закупать строительные материалы в низкий сезон, авансируя поставщиков.
В рамках пакета антикризисных мер в 2022-2024 гг. была установлена норма, позволяющая по государственным контрактам (договорам) перечислять авансы на расчетные счета поставщикам строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства. Указанная норма позволяла подрядным организациям эффективно взаимодействовать с поставщиками строительных ресурсов, используя средства в рамках госконтрактов на авансирование поставщиков, большинство из которых работает по системе предоплаты, и приобретать строительные материалы в низкий сезон по минимальным ценам.
Федеральным законом от 29.10.2024 № 367-ФЗ действие указанной антикризисной меры на 2025 год не было продлено. Исключение указанной нормы делает невозможным использование авансов на оплату строительных материалов. Для закупки материалов подрядчикам по государственным контрактам необходимо будет привлекать оборотные кредиты. По данным НАИК, ставки таких кредитов определяются по формуле «ключевая ставка + 3-4 процентных пункта», что при текущей ставке ЦБ РФ 21% составляет 24-25% годовых. Это не только сделает контракты убыточными и поставит под угрозу их реализацию, но также приведет к банкротствам подрядных организаций. Кроме того, приобретение строительных материалов в кредит приведет к удорожанию строительства и росту инфляции в целом по экономике.
Предложение:
— Вернуть в законодательство норму, устанавливающую возможность перечисления денежных средств на расчетные счета поставщикам в качестве авансов.
По инициативе НАИК данный вопрос рассмотрен на совещаниях у вице-премьера Марата Хуснуллина, даны поручения, соответствующие поправки разработаны Минфином России и готовятся к внесению в Государственную Думу в качестве поправок к законопроекту № 722023-8, запланированному к принятию в осеннюю сессию 2024 года.
Стоимость эксплуатации машин и механизмов
Одной из причин роста затрат на эксплуатацию машин и механизмов является значительный (по ряду позиций — в 4-5 раз) рост ставки утилизационного сбора в период до 2030 года. Плательщиками утилизационного сбора являются производители и импортеры транспортных средств, сумма утилизационного сбора включается в цену товара. По данным НАИК, полученным в октябре 2024 года, доля ДСТ производства России и Беларуси в парке подрядных организаций не превышает 14,5%.
Рост стоимости ДСТ зарубежного производства в связи с повышением утилизационного сбора приведет к прямому росту издержек потребителей, повлечет за собой увеличение финансовой нагрузки на предприятие-владельца транспортного средства с увеличением стоимости выполняемых работ. Данные расходы будут компенсироваться через рост стоимости машино-часа при формировании сметной стоимости строительства. Это в свою очередь приводит к росту стоимости государственных контрактов, повышению нагрузки на бюджетную систему РФ и очередному витку инфляции, поскольку строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений осуществляется за счёт бюджетных средств.
Предложения
1. Пересмотреть ставки утилизационного сбора на технику, которая не производится на территории России или производится в недостаточном объеме/не соответствующего качества, в качестве меры, направленной на сдерживание роста цен и снижение расходов федерального бюджета с учётом задач по созданию объектов транспортной инфраструктуры, определенных документами стратегического планирования Российской Федерации.
2. Направить доходы от индексации утилизационного сбора целевым образом на субсидирование приобретения дорожно-строительными компаниями специальной техники в лизинг, в том числе из дружественных стран, а также зарубежной техники, не производимой в Российской Федерации (продлить государственные программы льготного лизинга ДСТ).
Стоимость денежных ресурсов
Одним из факторов роста цен на строительные ресурсы является рост ключевой ставки ЦБ РФ, поскольку как следствие: 1) растут ставки кредитов, выдаваемых банками производителям, а в структуре оборотного капитала производственных компаний заемные средства составляют около 40%, 2) замедляется обновление основных фондов производителей, 3) растет стоимость издержек (топлива, электричества, газа, транспортных расходов, заработных плат). Все эти факторы производители компенсируют за счет роста отпускных цен.
Рост ключевой ставки ЦБ РФ также приводит к росту ставок кредитов, которые подрядчики в сфере дорожного и мостового строительства привлекают для исполнения государственных контрактов.
Предложения
1. Предусмотреть возможность размещения части авансовых платежей по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), заключаемым в рамках Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в виде неснижаемого остатка на отдельных (обособленных) банковских счетах в кредитных организациях в целях извлечения подрядчиком дополнительных доходов для покрытия расходов в связи с исполнением условий контракта (договора).
Это позволит:
— нивелировать инфляционные риски,
— минимизировать привлечение кредитных ресурсов на цели реализации контракта (договора),
— покрыть возникшие при исполнении контракта (договора) временные кассовые разрывы.
Следует отметить, что подобная практика применялась в рамках расходования средств Фонда национального благосостояния на реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 990 «О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 1008 «О порядке осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанных проектов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
2. Увеличить лимит бюджетных обязательств на цели предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке (далее — субсидии), на 2025-2027 годы (в 2024 году данные субсидии предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2021 № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке»).
В федеральном бюджете на 2025 и 2026 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на указанные цели в размере по 200 млн рублей ежегодно, а также при подготовке Федеральным дорожным агентством решения о порядке предоставления субсидий на 2025 год рассмотреть возможность:
— учета при проведении конкурсного отбора кредитных договоров, соответствующих сроку действия контракта (в настоящее время предоставление субсидий возможно только по кредитным договорам, предусматривающим предоставление заемщику льготного кредита со сроком погашения до 31 декабря года, следующего за годом его заключения),
— предоставления субсидий уполномоченным банкам ежемесячными выплатами с даты принятия решения о предоставлении субсидии
до окончания срока действия кредитного договора, в том числе за период с даты заключения кредитного договора до даты принятия указанного решения о предоставлении субсидии (в настоящее время — с даты принятия решения о предоставлении субсидии по 31 декабря текущего года).
Это позволит:
— участвовать в отборе проектам со сроком реализации более 1,5 — 2 лет, которые в большей степени нуждаются в привлечении кредитных ресурсов,
— обеспечивать кредитное сопровождение в течение всего периода выполнения работ по контракту,
— привлекать кредитные средства для реализации значимых инфраструктурных проектов,
— увеличить количество объектов капитального строительства в сфере дорожного хозяйства с опережающим вводом.
3. Предусмотреть возможность использования лимита средств на непредвиденные расходы и затраты для компенсации затрат, не учтенных в сводном сметной расчете стоимости строительства, но которые обосновано возникли в ходе реализации проекта, а именно, связанные с компенсацией затрат на оплату процентов за пользование банковскими кредитами, в случае, когда подрядчик вынужден привлекать кредитные средства банков для целей досрочного исполнения контракта (договора) (закупка строительных материалов, оплата услуг субподрядных организаций и др.), а также в случае отставания от графика производства строительно-монтажных работ.
По материалам НАИК
Фото: НАИК, ДСК «АВТОБАН»
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылкеhttps://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_12_2024_pc.pdf
[1] Данные на 1 декаду сентября 2024 года.
[2] Социально-экономическое положение России, январь-сентябрь 2024 года.
[3] https://www.avito.ru/company/press/stroitelstvo_stalo_liderom_po_prirostu_srednih_predlagaemyh_zarplat
[4] Статистический сборник «Мужчины и женщины России», Росстат, 2022 г.
Комментарии