DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

НОТИМ становится глобальным интегратором задач от власти, бизнеса и IT

НОТИМ становится глобальным интегратором задач от власти, бизнеса и IT

Ассоциация «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) за три года стала влиятельным субъектом на ниве цифровизации строительной отрасли. Как удалось так ярко взлететь, и какие задачи ставит перед собой НОТИМ, мы беседуем с его президентом Михаилом Викторовым:

— Михаил Юрьевич, в июне НОТИМу исполнилось три года, и можно и нужно обернуться назад, чтобы оценить, с какими мыслями вы создавали НОТИМ и что в итоге получили?

— То, ради чего задумывался НОТИМ, было выполнено в первый год его работы. Первоначальной целью было формирование ядра российских вендоров, их объединение на площадке НОТИМ, чтобы обеспечить плотный контакт и с ними, а самое главное — с Минстроем России. Это было выполнено. Основой НОТИМ стала Комиссия по цифровизации Общественного совета Минстроя России, которая до этого работала порядка четырех лет и всегда пользовалась поддержкой председателя Совета Сергея Степашина.

Большую роль сыграл конкурс ТИМ-лидеры — за восемь лет его существования, активной работы с «Деловой Россией», Минстроем России, Общественным советом конкурс стал тем ситом, которое отобрало вендоров, лучшие работы, лучшие практики. Мы их подтягивали на экспертной основе к работе Комиссии, и в какой-то момент мы поняли, что можем вполне конкурировать с западными вендорами и их экспертными площадками, такими, как buildingSMART, с их системой сертификации специалистов, подготовкой и внедрением западного софта. Не хочу скрывать, что нашей основной задачей было создание национального объединения в какой-то степени аналога, а в основном прямого конкурента западным экспертным объединениям. И это было сделано.

Мы вынуждены идти по самодостаточному пути, прежде всего технологическому, и фактически НОТИМ примерно на год опередил ту жесткую ситуацию, когда весна 2022 года всех поставила в ситуацию шока. Мы не были в шоке и, по сути, буквально в течение первой недели передали в Минстрой России Реестр российских разработок, и это стало основой для понимания, что у нас есть разработки, мы можем в них работать, и уход западных вендоров надо просто спокойно пережить и каких-то панических настроений не допускать. А спустя год мы уже стали работать абсолютно уверенно, основываясь на возможностях наших вендоров. И НОТИМ в этом плане действительно решил первоначальную задачу, в том числе технологического суверенитета, и резко расширил линейку своих задач и развития.

— Я помню сомнения, когда объявили, что создается НОТИМ: кого объединять-то? У нас есть тут хоть кто-нибудь? Понятно, что кто-то знал про Ренгу, кто-то слышал про Нанософт, 1С, Аскон. Но не более того. Вас удивило, что на самом деле российских разработчиков и продуктов оказалось намного больше?

— У меня удивления не было, потому что, еще 7-8 лет назад участвуя в оценке работ конкурса «ТИМ-лидеры», я видел разработки, проекты, проектировщиков, которые используют, в том числе российское ПО, и постепенно с этим знакомился. Конечно, Россия до последнего времени участвовала в глобальном разделении рынка производства, в том числе и IT-производства, определив для себя некую технологическую нишу. И всех устраивало, что 95% ПО для проектирования и строительства было американское. И узкий сегмент российского ПО был закален в этой конкурентной борьбе, использовал ценовую конкуренцию, поскольку наш продукт был дешевле в разы. Иногда он отражал индивидуальный подход, который требовался крупным проектам, а потом предлагался всему рынку.

Но должен отметить, что наша IT-отрасль серьезно недофинансирована как с точки зрения прямых мер господдержки, так и собственных вложений. Мы неоднократно говорили, что западные продукты получили массовое тиражирование, потому что изначально были профинансированы госзаказчиком — Пентагоном, НАСА. Но после обкатки эти продукты стали тиражироваться, совершенствоваться, в это вкладывались сотни миллионов долларов уже самими разработчиками. На одной из последних конференций руководство компании «Бентли» в России докладывало, что на протяжении пяти лет компания вложила больше трех миллиардов долларов в развитие софта. Конечно, о подобного рода вложениях российские вендоры и мечтать не могут. Это был очень существенный тормоз для развития, льгот не было вообще никаких, как не было стимулирования потребителя, начиная с госсектора и крупных корпораций.

Поэтому наши вендоры — это закаленнейшие команды, которые смогли выжить в это очень непростое конкурентное время. Но этим компаниям и их продуктам требуются серьезные инвестиционные вложения, потому что труд разработчика очень дорог, и их крайне мало. Их должно стать больше, нужно вложиться в подготовку специалистов, которые могут работать с кодами и в короткий срок наберут этот опыт.

Маркетинг, сервисная поддержка — это тоже очень затратное дело, и нашим вендорам требуются эти инвестиции как внутренние, через расширение спроса, чтобы эти деньги с учетом роста продаж вкладывались в собственный продукт, так и напрямую, для той функциональности, которая требуется государству. НОТИМ на этом направлении стал активно работать уже в первый год своего существования — мы разрабатывали и лоббировали льготы для наших вендоров. Очень приятно, что нас слышат, особенно в Минстрое России, и коллапса весной 2022 года не случилось благодаря тесной работе НОТИМа с Минстроем, причем не только в чисто «цифровом» поле. НОТИМ в целом — это серьезная опора и обеспечение обратной связи для нашего министерства по многим вопросам.

Мы активно работаем с замминистра по цифре Константином Михаликом, но точно так же взаимодействуем и с первым замминистра Александром Ломакиным, и с замминистра по жилищной политике Никитой Стасишиным, и с замом по техническому регулированию Сергеем Музыченко. Поэтому НОТИМ стал не просто объединением вендоров, аналогом западных объединений, но и мощной интеграционной, лоббистской, методологической площадкой.

— За последние годы на этом поле создалось не одно нацобъединение — как вы разделяете сферы деятельности?

— Аналогов НОТИМу в нашем направлении нет — есть дружественное объединение вендоров, которое возглавляет Наталья Касперская, и у нас с ним достаточно быстро сформировались тесные дружеские отношения. Но у каждого свой функционал — там он связан с информационной безопасностью. Тема информационных технологий очень многогранна, можно насчитать с десяток тех или иных специализаций, где требуются свои лидеры и свои площадки. Но мы отрабатываем свой блок, мы ориентированы, прежде всего, на стройку, на все аспекты, связанные с изысканием, проектированием, строительством, формированием государственных информационных систем и соответствующих платформ, которые направлены на нужды государственных и частных заказчиков.

Также в зоне интересов НОТИМ блок эксплуатации объектов капитального строительства и очень недалекая перспектива — это наши цифровые города. Мы видим, что в цифру уже активно переходит Москва, но задача НОТИМ — сделать мини-Москву и в Якутске, и в Уфе, и в Твери, и в Рязани. Поэтому НОТИМ и пошел в регионы — один из самых наших успешных проектов это Всероссийская отраслевая конференция «Строительный навигатор: курс на цифровизацию», которая проводится в различных регионах с выездом ключевых разработчиков, с докладами и рассказами о продуктах и т.д. Мы запустили ее как пилотный проект, а теперь у нас проблема успеть туда, куда нас приглашают! Больше двух таких конференций в месяц провести невозможно, а регионы активно нас зовут. И если раньше при организации «Навигатора» мы действовали через административный ресурс, когда министр или вице-губернатор собирал аудиторию, в том числе муниципальных заказчиков, то сейчас уже сами строители нас зовут и предлагают все организовать. И как я уже говорил, я вижу систему саморегулирования, которая всегда была форпостом, пионером нововведений, ключевым участником этого продвижения российских цифровых продуктов в регионы.

— Понятно, что НОТИМ изначально стартовал с достаточно высокой площадки, и довольно быстро вы начали заходить на поле деятельности НОПРИЗа, где есть своя идеология цифровизации и формирования каталогов, и НОСТРОя. Нужно ли НОТИМу такое отраслевое расширение или это необходимо для широкого взаимодействия с рынком?

— Мы не мешаем друг другу, потому что за два-три года функционал и зоны ответственности очень четко распределились. У НОПРИЗа и НОСТРОя как нацобъединений СРО есть четко закрепленный функционал по законодательству — допуск на рынок и контроль за членами СРО. И я наших коллег и друзей воспринимаю в первую очередь исходя из этих задач. Но в то же время члены этих нацобъединений — потенциальные потребители того самого продукта, разработчиков которого мы как НОТИМ объединили. Это очень важно. Я считаю, что НОСТРОЙ и НОПРИЗ как уже сложившиеся, большие, признанные, с авторитетом объединения представляют интересы заказчиков нашего российского ПО. Моя задача донести до максимального количества участников, активных членов СРО, что есть не просто привычный продукт, который когда-то достаточно агрессивно привнесли, дали бесплатно, отрекламировали, поддерживали, и все к этому привыкли. Моя задача как раз привлечь внимание, сказать, что нужно менять технологическую обувь, потому что дальше будет больно, будет жать, всё оторвется, босиком пойдете.

И для нас очень важна обратная связь от членов СРО, в том числе по функционалу ПО, работе с КСИ, с методологическими документами, чтобы вендоры понимали запросы рынка. В этом плане мы точно не перебегаем дорогу друг другу. Я всегда благодарил коллег, которые в рамках своего функционала, проверок, допусков, требований квалификации кадров, будут поднимать эту цифровую повестку. А моя задача ее максимально активно и качественно наполнить. Причем не теми разработками, которые уже обкатаны, с практиками применения и с хорошей сервисной поддержкой. Так что нашу тройку — НОСТРОЙ-НОПРИЗ-НОТИМ — можно ставить в любой последовательности — как тройку лошадей, которая сможет и будет держать стройкомплекс России в очень хорошем темпе скорости развития.

— Три года назад НОТИМ создали 16 компаний, сейчас членов уже больше 100. Я знаю, что вы беседуете лично с каждой компанией, которая вступает в НОТИМ. Зачем они идут в НОТИМ? Что хотят здесь найти? Продвинуть свой продукт? Найти соратников и единомышленников? Или выйти на уровень государства благодаря вам? Это же не бесплатная площадка, здесь членские взносы, нужно тратить деньги, нужно участвовать в работе объединения…

— В вашем вопросе уже есть часть ответа — за всем этим компании и идут. Они видят нашу активность, в том числе региональную, работу с заказчиками разного уровня — и проправительственными, и государственными, и частными. Они видят, что мы одинаково относимся к любым разработкам, наша задача — обеспечивать равный доступ ко всем продуктам, а потребитель пускай выбирает. Мы занимаемся методологией, потому что требования к форматам данных, к информационным моделям — это постоянная дискуссия. Очень важна интеграция продуктов между собой — а наше самое первое исследование, которое мы провели по поручению Минстроя России и Росатома, показало, что всего 13% продуктов интегрированы друг с другом. И это при том, что только в реестре НОТИМа их уже около 900, а чисто строительных — более 500! 13% — это очень низкий показатель, и на ближайшее время главной задачей НОТИМа станет обеспечить внутреннюю коммуникацию и интеграцию российских продуктов. Мы сейчас проводим работу, ради которой многие компании и приходят: получить быстрый доступ к обкатанным решениям.

— То есть им нужно, чтобы вы сказали: «Это хорошо, а вот это пока нет»?

— Да, многим заказчикам и пользователям нужно качественное, проверенное «меню», из которого они выберут необходимый продукт, причем с гарантией, что в последующем у них не будет проблем в предоставлении информации, например, в Главгосэкспертизу или информационные системы. При этом качественной информации о российских разработках, несмотря на все наши усилия, у потребителей явно недостаточно, они иногда теряются в потоке информации.

Очень хорошо, что активно работает целое семейство «цифровых» телеграм-каналов, есть чаты, где разворачиваются очень интересные откровенные обсуждения различных проблем или продуктов, там можно прочитать реальные оценки пользователей или замечания и рекомендации, которые вендор должен учитывать в ближайшей перспективе. Есть телеграм-канал НОТИМ, причем это не сухая информация, мы наоборот стараемся показать всю мозаику жизни, которая идет в нашем секторе: вебинары, семинары, совещания, где делаются ключевые доклады, формируется дискуссия. Вот это всё НОТИМ. Три года назад этого не было, каждый вендор жил своей жизнью, медленно расширял состав потенциальных пользователей, а за три года произошел, как я считаю, мощнейший информационный взрыв.

Также хочу обратить внимание на нормативную работу НОТИМ. Поскольку я имею прямое отношение к первым годам деятельности НОСТРОЙ, то хорошо помню, как тяжело начиналась работа над обновлением нормативно-технической базы строительства: за четыре года НОСТРОЙ перерабатывал кучу сводов правил, ГОСТов, других документов получил за это массу претензий от членов СРО, но мы во главе с президентом НОСТРОЙ Ефимом Басиным упорно гнули эту линию. В итоге нормативная база строительства существенно обновилась. Всё идет по кругу. У НОТИМа сейчас примерно такой же период, когда надо проводить огромную работу, помогать Минстрою, ФАУ ФЦС в формировании и совершенствовании нашей нормативной базы и сопутствующих инструментов.

Понятно, что КСИ у многих вызывает вопросы, но ФАУ ФЦС в меру своих бюджетных возможностей постоянно его дорабатывает, уже часть крупных требований со стороны отраслевых корпораций учтено.

Есть темы очень тяжелые, которые мы постоянно поднимаем, например, библиотеки ТИМ-компонентов. Мы не хотим быть хирургами, которые навредят рынку. Но есть запрос на создание универсальной национальной библиотеки. Основой этого ресурса должны стать ресурсы ведущих САПРов, поскольку у них есть библиотеки, которые формируются, наполняются, но все-таки закрывают не всё. Есть очень серьезные разработки у одной из инжиниринговых компаний, где библиотека насчитывает порядка 20 млн компонентов. Это очень серьезный ресурс и вложенные за десятилетия большие деньги. Эта компания работает в России, за рубежом и активно конкурирует с западными компаниями. В ближайшее время она собирается вступать в НОТИМ, и для нас это честь.

Так что наработки для национальной библиотеки ТИМ-компонентов есть, но пока мы не понимаем, на какой площадке можно приступить к ее созданию. Это предмет для обсуждения на ближайший год, причем я уверен, что такой продукт должен создаваться при обязательной поддержке со стороны государства, на государственной площадке и при добровольном сотрудничестве с компаниями — собственниками таких библиотек. Понятно, что вся информация в итоге должна быть унифицированной, обмен информации, подтверждение качества, верификация этой информации играет большую роль для конечного пользователя. У НОТИМа сейчас очень важная задача: зафиксировать ресурсы, которые есть на этом рынке, понять мотивацию каждого из этих ресурсов по наполнению или обмену данными и сформулировать предложения для Минстроя или даже Правительства России по созданию такой площадки. И, конечно, нас очень волнует, кто именно будет работать на этой площадке.

— Вы имеете в виду острый дефицит квалифицированных кадров и в стройке, и в «цифре»?

— Эта проблема — одна из самых трудных. Квалифицированных специалистов не хватает всем и везде. НОТИМ также старается решить эту проблему через введение системы оценки компетенций как критерия отбора специалистов. Мы видим потребность работодателей, которые работают с вузами, с выпускниками, студентами старших курсов, в формировании требований к компетенциям молодых специалистов, которых они хотят взять в свою компанию. Мы постепенно формируем механизм проверки этих компетенций — можно начать со студентов-выпускников, которые будут проходить тесты, получать сертификат НОТИМа и соответствующую рекомендацию работодателю. Может быть, мы сначала обкатаем эту систему в интересах какого-то крупного работодателя — Росатома, РЖД, правительства Москвы, где будет соответствующий запрос к компетенциям специалистов.

Работа эта готовится, это тоже часть очень важной нормативной деятельности, которую надо проводить очень осторожно, постепенно, с обеспечением активной обратной связи. И, конечно, пришло время вплотную заняться переработкой действующих сводов правил. Они выпускались 5-6 лет назад в преддверии перехода ТИМ на обязательную основу и уже устарели, стали тормозом. Но любая переработка — это деньги, которые необходимо найти.

— Однако у нас есть разработчик, который шесть лет назад добровольно взялся делать корпус документов системы ЕСИМ — и благополучно провалил эту работу. Это ОЦКС Росатома. К тому времени, как они выпустили первый стандарт, вся программа и идеология уже устарела. А эти ГОСТы очень нужны для ТИМ!

— Сейчас в Росатоме, где строительный блок возглавил бывший замминистра строительства России Дмитрий Волков, идет активная работа совместно с НОТИМ по созданию ПРОМТИМ, чтобы обеспечить связанность и интеграцию нескольких десятков российских разработок, автоматичность передачи данных и сведений в соответствующих средах общих данных для промышленных предприятий. В рамках этой работы будут поставлены и новые задачи перед разработчиками системы ЕСИМ.

И последняя по времени наша задумка, о которой хотелось бы рассказать — это формирование Совета заказчиков. Идея родилась после одного из совещаний в Главгосэкспертизе и состоит в том, чтобы объединить несколько десятков крупнейших компаний уровня Лукойла, Газпрома, РЖД, чтобы совместно проанализировать, а что им как заказчикам предлагает наш рынок IT? Но самое главное — понять, что не так в этих продуктах — например, нет обмена данными, разделы не раскрываются. Фиксируем это. На втором этапе мы с Советом заказчиков формируем требования — что вендоры должны доделать в этих продуктах. А НОТИМ как посредник в этой конструкции мог бы поставить задачу перед вендорами и ответить перед Советом заказчиков, когда и из каких ресурсов может быть произведена доработка этого ПО.

Конечно, формирование бюджета для таких разработок — дело трудное, это должен быть отдельный бюджет, а НОТИМ обеспечит контроль качественного исполнения задачи в поставленные сроки. Мы сейчас готовимся к встрече Совета заказчиков с вендорами, которые реально и успешно работают на рынке. Стартапам мы тоже уделяли и будем уделять внимание, но сейчас нам необходимо сформировать линейку из 10-15 или, может, 30 продуктов с разбивкой по этапам создания ОКС, а дальше будут формироваться источники финансирования этой работы.

Лариса Поршева

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!