Как в лукошке цифровой трансформации собрать лучшие практики?
Отрасль сталкивается с нехваткой специалистов, обладающих цифровыми навыками, что связано с отсутствием механизмов для обучения большого числа специалистов с учетом их профессиональной индивидуальности. Личностно-ориентированные, человекоцентричные образовательные программы повышают качество обучения, а удаленное образование становится ключевой тенденцией в онлайн-образовании. В строительной сфере это позволяет обучать цифровым компетенциям неограниченное количество специалистов.
Опыт и достижения Университета Минстроя НИИСФ РААСН
Университет ставит перед собой задачи по повышению мотивации и эффективности обучения, предоставлению возможности обучения любого количества слушателей с учетом их индивидуальных потребностей, сокращению затрат на разработку и управление образовательными программами и предоставлению доступа к обучению всем желающим.
Университет Минстроя — образовательное подразделением НИИСФ РААСН, подведомственного учреждения Минстроя России, — функционирует с 2017 года. Университет сосредоточен на подготовке кадров по цифровизации в строительстве и технологиях информационного моделирования, сотрудничает с крупными компаниями и отечественными разработчиками ПО, участвует в реализации национальных проектов.
Образовательные программы Университета включают модули по цифровизации, которые способствуют развитию соответствующих навыков и компетенций. В частности, Университет предлагает специализированные программы по информационному моделированию, включая курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В 2023 году Университет добился значимых результатов: более 11 тысяч человек прошли обучение, было проведено более 160 вебинаров, выпущено учебно-практическое пособие для технического заказчика, опубликовано 56 статей от экспертов Университета Минстроя, а также, совместно с ООО «Айбим» издано учебно-практическое пособие по информационному менеджменту в строительстве.
База знаний Университета — это теория и практика от лучших из лучших на любой вкус и уровень подготовки! И, главное, что 90% предложений Университета являются бесплатными для участников обучения.
Также была запущена система «УМный конструктор», которая заняла первое место на престижном Всероссийском конкурсе «ТИМ-Лидеры 2022/2023». Система позволяет оценивать и обучать неограниченное число специалистов с использованием персональных образовательных траекторий.
Эффективная деятельность образовательной организации невозможна без плотного контакта с профессиональным сообществом, без обмена информацией с независимыми профессиональными объединениями.
Комитет НОТИМ по подготовке кадров планирует «цифровую» НОК
На круглом столе «Экзамен по ТИМ» V Объединенного Евразийского Конгресса «ТИМ-СООБЩЕСТВО. Люди. Технологии. Стратегия», который проходил в Москве 30ноября, модератором которого мне посчастливилось быть, обсуждали важнейшие вопросы независимой оценки цифровых компетенций строителей. В обсуждении участвовали представители Минстроя России, Общественного совета при Минстрое России, организаций всех уровней образования — СПО, ВО и ДПО, представители бизнеса, включая разработчиков программного обеспечения.
По результатам круглого стола «Экзамен по ТИМ» участники мероприятия предложили резолюцию, реализация тезисов которой будет способствовать дальнейшему развитию и внедрению системы независимой оценки компетенций по ТИМ.
На основании обсуждения ключевых аспектов и планов по внедрению системы независимой оценки компетенций по технологиям информационного моделирования в строительстве (НОК ТИМ) было решено:
1. Определить, что система независимой оценки компетенций ТИМ (НОК ТИМ) необходима строительной отрасли и будет служить интересам бизнеса, государства, образовательных организаций, граждан и основывается на принципах добровольности, доступности, объективности, прозрачности, независимости и постоянного совершенствования.
2. Система независимой оценки компетенций ТИМ является неотъемлемой частью цифровой трансформации строительной отрасли и будет способствовать повышению:
— производительности труда и уровню кадрового потенциала в отрасли, обеспечивая объективную оценку компетенций работников отрасли;
— прозрачности и независимости процесса оценки компетенций, доверия среди работников и бизнес-сообщества;
— доступности оценки компетенций в строительной отрасли — демонстрация навыков и знаний на рынке труда, предоставление сертификатов, полученных через систему НОК ТИМ;
— развитию системы независимой оценки квалификаций.
3. Независимая оценка компетенций ТИМ поможет государству и системе образования точнее определять потребности рынка труда и формировать рекомендации для разработки актуальных программ обучения, повысить качество строительных работ и обеспечить безопасность на объектах строительства.
4. На базе Комитета по подготовке кадров и аттестации для ТИМ НОТИМ создать рабочую группу для решения задач, направленных на развитие системы независимой оценки компетенций по ТИМ и содействие сотрудничеству между различными заинтересованными сторонами, в сферу деятельности которой войдут:
— разработка основополагающих документов, включая нормативные и методические материалы, а также предложений по изменению нормативно-правовых актов и других документов, связанных с оценкой компетенций. Это позволит обеспечить единообразие и консистентность процесса оценки, а также определить критерии, методики и процедуры, обеспечивающие объективность и надежность результатов;
— аккредитация организаций-участников системы независимой оценки компетенций ТИМ;
— разработка единой рамки, модели, перечня компетенций и индикаторов оценки для работы с информационным моделированием;
— создание и запуск ИТ-платформы-интегратора для проведения независимой оценки компетенций по ТИМ для руководителей и специалистов строительной отрасли, государственных и муниципальных служащих, студентов, преподавателей и школьников;
— содействие взаимодействию между бизнесом, государством и образовательными учреждениями для развития компетенций в области ТИМ и достижения синергии.
5. С 2024 года и в последующие годы будет проводить общероссийский экзамен по ТИМ под эгидой НОТИМ. Предложить Минстрою России и Общественному совету при Минстрое России поддержать инициативу.
— Экзамен по ТИМ в масштабах страны будет способствовать развитию и стандартизации компетенций в области информационного моделирования, а также повышению качества кадров в строительной отрасли.
— Общероссийский экзамен по ТИМ позволит оценить компетенции в области информационного моделирования национального уровня.
— Экзамен будет служить инструментом для определения уровня знаний и навыков в области ТИМ, что поможет работодателям и образовательным учреждениям принимать информированные решения при найме и обучении специалистов.
— Участие в общероссийском экзамене по ТИМ позволит участникам получить официальное признание своих компетенций и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Выводы
В сфере цифровизации строительства сейчас особенно остро чувствуется необходимость сформировать общее видение и объединить усилия профессионального сообщества, государства, системы образования и отдельных экспертов. Без экосистемного подхода, вертикали взаимодействия общества и государства и развитых и живых горизонтальных связей невозможна эффективная трансформация отрасли и подготовка отраслевых кадров.
Приглашаем экспертов, представителей профильных организаций и объедений к активному взаимодействию на площадках Университет Минстроя и НОТИМ.
Алина Постовалова,
заместитель директора по инновациям и учебной работе, руководитель Университета Минстроя НИИСФ РААСН, председатель Комитета по образованию и аттестации ТИМ НОТИМ, руководитель направления «Строительство» Университета Иннополис.
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_12_2023_pc.pdf
Комментарии