Инновации в строительстве: контрразведка опять дешевле НИОКР?
19-20 декабря в Технопарке «Сколково» прошел I Всероссийский Форум-выставка «Импортозамещение в строительном комплексе — цифровые и инновационные решения». Организатором мероприятия выступили АНО Центр компетенций «Умный город» при поддержке Минстроя РФ, Минпромторга РФ, Минэнерго РФ, Минцифры РФ, Минэкономразвития РФ и Росреестра.
В рамках форума состоялась пленарная сессия «Импортозамещение — цифровые и инновационные решения», в ходе которой спикеры обсудили приоритетные направления технологического суверенитета России.
Тон мероприятию задал президент НОСТРОЙ Антон Глушков, отметив, что цифровизация — это, конечно, наше все, но не нужно ее как недооценивать, так и переоценивать. Это всего лишь инструмент. А НОСТРОЙ определил для себя роль проводника современных технологий и цифровых продуктов между разработчиками и потребителями.
Сейчас в рядах НОСТРОЙ находится 98 тыс. компаний, поэтому осуществление обратной связи и взаимодействия стали порталом для входа любых цифровых продуктов в отрасль. Но самое главное, чтобы это было полезно не только для разработчиков, а в первую очередь для бизнеса. И Каталог импортозамещения, в котором сейчас находятся 4 тыс. позиций, играет в этом главную роль. Таким образом, на рынке появилась совершенно новая продуктовая линейка, объективно не уступающая по качеству иностранным аналогам.
По мнению Антона Глушкова, цифровые продукты максимально востребованы в двух блоках. Первый связан с повышением производительности. Причем сейчас уровень безработицы минимальный, и если раньше стройка экстенсивно подбирала или абсорбировала, то сейчас такой возможности нет. Да и конкурировать рублем стало сложно. Поэтому необходимо повышать производительность труда, чтобы тем же количеством людей или даже меньшим выполнять те же поставленные задачи, по крайней мере, по объему строительства.
Второй блок связан со снижением производительных затрат или со снижением строительной себестоимости и направлен на формирование рынка локальных строительных материалов. С точки зрения подтверждения качества продукции — это трансформация Каталога импортозамещения в Каталог добросовестных производителей строительных материалов. Также это и формирование каких-либо удобных геопространственных сервисов.
Сколько бы ни пытались «запихнуть» стройку на маркет-плейс, еще никому это не удалось. А при формировании геопространственных сервисов президенту НОСТРОЙ видится аналогия с «Яндекс такси», когда каждый потребитель может выбрать из представленной линейки понятный продукт. И это самый правильный, понятный и честный механизм между потребителем и производителем строительных материалов. Таким образом произойдет трансформация локального рынка со всеми сервисами, которые должны снизить транзакционные издержки, повысить ритмичность и загрузку производителей строительных материалов, тем самым повысив качество и снизив издержки.
Вырастить в собственном коллективе
В свою очередь вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Алексей Паршиков заметил, что повышение производительности труда для текущего поколения — это неизбежность. Так, согласно диаграмме гендерного и возрастного распределения нашей страны, количество текущих студентов против текущего рабочего поколения на 20-30% меньше. Иными словами, через 20 лет действующий рабочий класс хочет увидеть уже счастливую и беззаботную пенсию, а на самом деле передать все хозяйство страны на следующее поколение не представляется возможным без повышения производительности труда. И спрос от компаний строительной отрасли на повышение производительности, эффективности и снижение себестоимости постоянен.
И «Сколково» в этом вопросе выступает неким законодателем мод — именно здесь появляются на свет самые первые, современные и развитые практики, а после уже копируются рынком. Причем акселерационная программа даже не для стартапов — это программа для компаний и корпораций, потому что в «Сколково» помогают, в том числе застройщикам, развивать систему поставщиков. Что касается того, как стартапу попасть в программу, Алексей Паршиков подчеркнул, что нужно разрабатывать то, что требует отрасль, а не реализовывать какую-то свою фантазию. Так, есть ряд компаний, которые выросли с уровня идеи до устойчивых средних бизнесов с миллиардной выручкой — это производители специальной технологии фасадов для зданий, IT-компании, создающие платформу управления в зданиях, а также цифровые двойники.
В результате в «Сколково» берут на себя задачу «доращивания» компаний до разумного уровня, чтобы с ними можно было дальше взаимодействовать. И если раньше были выдавались гранты на пилотное внедрение, то с 2024 года будет выведен отдельный товарный знак — суббренд «Сколково», который позиционируется как вендер, поставщик комплексных решений, он сможет и будет участвовать в тендерах и конкурсах, забирать объемы и привлекать компании-участники. Это позволит обеспечить зрелость и финансовую устойчивость компаниям для участия в конкурсных процедурах. Так, объединенные компании-участники под брендом «Сколково» будут соответствовать единым техническим и коммерческим политикам, а также политикам по качеству. В целом в следующем году грантовый бюджет «Сколково» ожидается в размере 10 млрд руб.
Как подытожил Алексей Паршиков, у России здоровая экономика, а рынок освободился, поэтому его нужно быстро заполнить. И «Сколково» путем грантов и субсидий пытается обеспечить этот ускоренный переход.
Главное — научиться пользоваться информацией
В свою очередь руководитель аппарата Центра компетенций РФ Арина Рассказова заметила, что стройка сейчас стоит в такой интересной точке, когда участникам нужно будет либо идти по-старому пути, либо учиться жить, как более оцифрованные отрасли. В результате когда участники научатся управлять информацией, то они будут владеть стройкой в риск-ориентированном подходе управления данными.
Темой выступления Арины Рассказовой стала цифровизация кампусов мирового уровня — уникальных для каждого региона объектов. И ключевая задача в этой работе — создание понятия цифрового двойника объекта.
Так, для Центра компетенций РФ и Минстроя России цифровой двойник — это своеобразная совокупность геометрической трехмерной модели с правильным атрибутивным составом, цифровыми документами и информацией о ходе реализации объекта.
Она посетовала, что чаще всего трехмерная модель разрабатывается один раз на стадии «П» и отправляется в мусорное ведро. В лучшем случае ее используют для красивой визуализации. Но в реальности правильно наполненная и сконструированная еще на стадии «П» трехмерная модель, и продолжающаяся прорабатываться при строительстве, дает очень мощный инструмент для управления рисками и поставками, для прогнозирования загрузки производственных мощностей на уровне региона. Стройка создает огромные данные, которые теряются, уходят в воздух из-за сильной бюрократизации всех процессов. В результате все те данные, которые генерятся, например, при заполнении общего журнала работ, при создании исполнительной документации, не используются. В лучшем случае они лежат в архивах 75 лет, но в реальности это огромные массивы информации, которые могут быть использованы не только в рамках одного объекта, но и в рамках региона, ведомства и целой страны.
И когда идет речь про «умный» город и цифровой двойник, это означает, что цифровой двойник объекта по факту генерирует информацию для цифрового двойника региона и страны.
Причем, как заметила Арина Рассказова, жилой многоквартирный дом — все же не самое удачное место для смелых экспериментов, в то время как уникальный научный объект на уровне региона — это идеальное место.
В то же время не стоит забывать, что у каждого участника строительства и эксплуатации есть своя очень важная роль. Но, по словам Арины Рассказовой, проблема в том, что она сейчас никак не описана. Она рассказала, как в Центре компетенций РФ пытались распределить ответственность по наполнению информации цифрового двойника за каждым участником процесса.
Так, если заказчик не включит соответствующие требования в свои контракты, то подрядчик сам ничего не будет выполнять.
Если подрядчик не научится пользоваться цифровыми инструментами, не поймет, что такое машиночитаемые данные, и зачем все это нужно, скорее всего, не получится корректной Big Data.
Если проектировщик не заложит проектные решения, которые позволяют в дальнейшем использовать с моделью графики производства работ, моделировать все затраты на стройке и после нее, то дальнейшая работа не случится.
Если эксплуатант не будет обучен, как пользоваться «цифрой» на эксплуатации и теми инструментами, которые облегчают и упрощают ему жизнь, то все, что было сделано до этого, было бесполезно.
И в реальности для участников строительства и эксплуатации польза от всего того, что происходит в части цифровизации, вообще не очевидна. Поэтому миссия Центра компетенций РФ — доводить эту информацию.
Пример импортозамещения
О том, что внедрение инновационной технологии производства добавок в бетоны — это первая ступень на пути к созданию цифрового бетона, сообщил владелец компании «Пятый Компонент» Кирилл Мальков.
Он рассказал об одном из проектов, который сегодня представляет импортозамещение в стройке. Так, компании удается выпускать максимальное качество бетона с максимальным качеством изделий, при этом максимально снижая себестоимость. Эту задачу удалось решить за 2 года. За это время в компании появились флагманы во всех направлениях: для железобетонных изделий, товарного бетона, вибропрессованных изделий, хризотилцементных изделий и панелей и другие. Есть и флагман- добавка, которая смогла обойти немецких производителей.
Конечно, вместе с повышением качества и снижением себестоимости растет производительность. Так, мобильный модуль, с помощью которого производятся добавки, занимает всего 4 кв. м.
Как заметил Кирилл Мальков, когда в строительной отрасли пришлось импортозамещать, выяснилось, что это не так сложно, есть умеющие специалисты, поэтому удается идти семимильными шагами. А «цифра» — это не нечто заоблачное, со всеми трудностями получилось справиться, и бетон производится максимального качества с максимальной экономией.
Научиться честно жить в «цифре»
Подводя итоги, Антон Глушков подчеркнул, что строительная отрасль ни в коей мере не отсталая, в том числе в цифре. Она просто очень консервативна и связана с безопасностью труда, поэтому проникновение любых технологий, включая цифровые, — это изменения регламентных и административных процессов. И отказаться от цифровых технологий стройка не сможет, ведь достичь существующих показателей без современных технологий, и в первую очередь цифровых, попросту невозможно.
Кроме того, есть отдельная линейка цифровых продуктов по управлению строительным комплексом — их много, и они продвигаются на рынке. Например, формирование цифровой модели и цифрового двойника. В целом же управление строительным комплексом, несмотря на свои особенности, очень похоже на управление любым промышленным предприятием. И все, что существует в вопросах цифровизации, применимо и к стройке.
В то же время за последние 4 года много сил было потрачено на то, чтобы проектная документация перешла в цифровой вид. Сегодня без ведения исполнительной документации в цифровом виде формирование цифрового двойника невозможно. И все возможности, чтобы проектирование происходило в современном формате, созданы. Но, несмотря на то, что Главгосэкспертиза принимает документацию только в машиночитаемом формате, и все разработчики должны сдавать ее в XML-формате, органы местного самоуправления по-прежнему работают исключительно в PDF-формате. И после прохождения экспертизы появляется крипто контейнер, заверенный ИЦП, который должен отправиться в орган местного самоуправления. Но там его открывать не умеют. Поэтому все заявители делают второй комплект документов — в PDF-формате и так уже получают разрешение на строительство. Поэтому необходимо сместить фокус на тех, кого нужно заинтересовать в переходе на «цифру».
Кроме того, говорить о цифровом двойнике крайне преждевременно, если не научиться по-честному считать затраты на содержание объекта строительства в пределах всего жизненного цикла. А они в структуре затрат занимают 75-86%, в то время как на создание объекта — 14-25%.
Откровенно понимают, для чего нужен цифровой формат и цифровой двойник, лишь атомщики — они сами себе заказчики и эксплуатанты. В гражданском строительстве таких примеров мало, поэтому логика цифровизации должна сдвигаться к собственнику, а для этого нужны какие-то понятные примеры, которые доказывают необходимость ведения цифровых двойников. И если речь идет о многоквартирном доме, то научить управляющую компанию работать в цифровом двойнике будет крайне сложно.
Чтобы сейчас сделать импортозамещение эффективным, по словам Антона Глушкова, нужно обязательно посчитать, сколько и чего в отрасли нужно. Сейчас в Минцифры анализируют ситуацию с количеством многоквартирных домов, чтобы высчитать количество и вид сопутствующей строительной продукции. НОСТРОЙ находится на шаг впереди, потому что к нему стекается информация из Единой информационной системы жилищного строительства всех жилищных объектов и по всем без исключения контрактам, заключенным по публичным процедурам. Также в силу взаимодействия с проектным цехом есть информация о материальных затратах, трудоемкости и материалоемкости любого объекта, по крайней мере, типового — многоквартирного дома, школы, детского сада, дороги и поликлиники. Поэтому вопрос прогнозирования решается достаточно точно.
Как заметил президент НОСТРОЙ, Россия последние 15-20 лет жила по принципу расхожей фразы: «контрразведка всегда дешевле НИОКР». Все современные технологии в стройке копировались, современные и прогрессивные вещи брались путем проникновения иностранных производителей, локализации или прямого копирования. И НИОКРов в стройке на протяжении последних 20 лет практически не велось. Поэтому, говоря о сокращении импортной зависимости, нужно поднимать вопросы о НИОКР. Сегодня выбор сделан в пользу бизнеса, для которого создан Консорциум строительной науки, но не хватает обратной связи. А без запроса бизнеса формировать приоритеты и сделать все и сразу невозможно.
Галина Крупен
Комментарии