Валерий Черезов: «Строительство переживает мощную волну изменений»
Календарный 2023 год давно позади. Ёлки убраны, снег тает, уставшие от долгой зимы люди готовятся к весенним хлопотам. Однако для производственников конец первого квартала — самое время подвести итоги минувшего года. О том, какие сюрпризы он преподнёс, и чего ждать от 2024 года, беседуем с генеральным директором ООО «АЛАНС» Валерием Черезовым.
Группа компаний, в которую входит «АЛАНС», оказывает широкий спектр услуг при строительстве объектов топливно-энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока, а в составе Комитета ГИСОГД Ассоциации НОТИМ занимается вопросами внедрения цифровых технологий в строительную отрасль России.
Разворот на Восток
Итоги 2023 года, несмотря на достаточно сложную обстановку, для нашего холдинга скорее позитивные. Редкий случай, когда ухудшение дел в мировой экономике сыграло на руку, наверное, не только нам, но и другим российским изыскательским компаниям.
В прошлом году мы закрыли более 40 договоров. Часть контрактов перешла на 2024 год. Финансовые итоги еще окончательно не подведены, но по предварительной оценке мы сработали с прибылью в пределах норм рентабельности для наших видов предпринимательской деятельности.
Мы почувствовали «разворот на Восток», о котором сегодня много говорится: в частности, в рамках развития Сибири и Дальнего Востока мы активно участвуем в программах газификации Кемеровской и Иркутской областей, Хабаровского и Приморского краев. Также продолжаем выполнять инженерные изыскания и заниматься разведкой карьеров общераспространенных полезных ископаемых на проекте «Восточная система газоснабжения». Планируемый портфель заказов 2024 года у нас на 60% заполнен, хотя основной период конкурсов еще впереди.
Существенную часть наших заказов традиционно составляют проекты ПАО «Газпром», и прошлый год не стал исключением. Многолетние контракты с этим гигантом российской промышленности позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.
Однако помимо очевидных плюсов в работе с крупными заказчиками есть и определенные недостатки: в первую очередь это достаточно сложный механизм финансирования. Финансовая политика «Газпрома» в отношении контрагентов жёстче, чем по госконтрактам. По каждому платежу необходимо предоставлять пакет подтверждающих документов. При этом оплачивать можно только фактически выполненную работу. То есть если вы, скажем, решили обновить оборудование либо оплатить командировочные расходы сотрудников, этого сделать не получится.
Когда дело касается авансов, такой подход оправдан, потому что авансы — это еще не заработанные деньги. Когда же речь об уже выполненных работах, такая ситуация противоречит законным интересам подрядчика. Если контракт краткосрочный и сумма незначительная, можно, что называется, «потерпеть». Но в нашем случае за пять лет, на протяжении которых мы не сможем пользоваться заработанными деньгами, они обесценятся. Считаю справедливым, чтобы эти деньги работали на нас, а не на заказчика. Мы до сих пор пытаемся понять, как подстроить под эту систему наши бизнес-процессы, и ведем постоянный диалог с заказчиком по данному вопросу.
Единые правила игры
Основной тренд уходящего года — более прозрачное и при этом более жёсткое регулирование отрасли. Если, скажем, 10 лет назад никого не интересовало, кто, где и как выполняет изыскания, то последние годы, помимо постоянной фото- и видеофиксации, идет оценка качества услуг независимыми супервайзерами. Государство строит систему с едиными для всех правилами игры, и недобросовестным конкурентам сегодня существенно сложнее воспользоваться недочетами законодательства. Это совершенно логично и помогает отсеивать компании, которые выполняют работу некачественно.
Да, такой контроль усложняет жизнь предпринимателей и затрудняет выход на рынок новых компаний, однако убежден, бизнес со временем к этому привыкнет, это неизбежно. В 2007 году, когда мне самому приходилось готовить конкурсную документацию, она занимала семь страниц. Сегодня это сотни листов. Заказчики более продуманно подходят к подготовке конкурсной документации и очень четко определяют критерии отбора.
Нам как компании, работающей довольно давно, проще. Но у всего есть оборотная сторона: мы вынуждены содержать большой штат административно-управленческого персонала. Это и охрана труда, и промышленная безопасность, и система менеджмента качества, и коммерческий департамент. У мелких изыскателей, конечно, этого нет, да и кредитная нагрузка часто меньше.
Созидательное разрушение
Строительство переживает мощную волну изменений, которые, убежден, окажут влияние на долгие годы вперед. Цифровизация — великая вещь. Это совершенно другой уровень управления, развития технологий, обмена информации. Мы этот процесс поддерживаем, следим за веяниями современности, внедряем в производство новые технологии и сами создаем цифровые продукты.
В 2018 году наш IT-отдел запустил геоинформационную платформу «Геопортал». Она позволяет планировать территорию, разрабатывать градостроительную документацию, контролировать использование земель, управлять муниципальной и государственной собственностью и коммуникациями. Список можно продолжать долго. Другим преимуществом «Геопортала» является гибкость: к нему можно подключать любые информационные слои, будь то информация об объекте, карта подземных коммуникаций, видео с камеры наблюдения, звуковые файлы и так далее. Здесь мы ограничены только пожеланиями и возможностями заказчика. Наши пользователи отмечают удобство: процессы, на которые раньше они затрачивали много времени, в «Геопортале» запускаются одним кликом мыши.
Я недавно прочитал книгу «Капитализм в Америке». Её автор вводит интересный термин: «созидательное разрушение». Он говорит, что по мере того, как развивалось человечество, кто-то терял работу, но в конечном итоге это приводило к лучшему. Когда-то шелковые чулки могли себе позволить только знатные люди. А через некоторое время придумали автоматизированную обработку тканей, и чулки стали доступны всем. Да, миллионы ремесленников потеряли работу, однако доступность и дешевизна этого товара сыграла положительную роль. В начале ХХ века Генри Форд продавал свои знаменитые чёрные автомобили и мог не задумываться о том, что он должен как-то диверсифицировать производство. Сейчас каждый может купить автомобиль на свой вкус и цвет. Иными словами, чтобы появилось что-то новое, что-то старое должно отмереть — это естественный процесс.
«Изыскатель пошел не тот»
Мы, как и многие наши коллеги, испытываем сумасшедший кадровый голод. Эта проблема усиливается с каждым годом, и пока нет ощущения, что молодое поколение готово заниматься изысканиями.
Как любят говорить начальники наших производственных отрядов, «изыскатель пошел уже не тот»: спартанским условиям люди всё больше предпочитают комфорт. Романтиков, готовых жить в палатках, сегодня практически нет, работники ждут, что на объекте будет тёплый балок либо вахтовый поселок, будет обеспечена спутниковая связь, будет охрана от медведей и прочие блага прогресса.
Должно что-то произойти, чтобы молодежь захотела работать геологами, геодезистами. Что-то нужно в этой части создать, либо заработные платы должны измениться в большую сторону. Рынок, к сожалению, не настолько гибкий, чтобы изменения происходили мгновенно. Сначала происходит нехватка, и только через пару лет перераспределение специалистов. Когда я учился, престижными считались профессии бухгалтеров, юристов, управленцев — и на эти специальности был очень большой конкурс. Сегодня престиж и заработок производственных профессий меняется в лучшую сторону, и это позитивная тенденция.
Я убежден, что не бывает «плохих» или «хороших» лет. Безусловно, в 2024 году будут свои трудности, как и в предыдущие, и мы будем их мужественно преодолевать. Так было и будет всегда, я не помню ни одного года, в котором было бы все легко. Кадровый голод, необходимость поиска заказов, конкуренция на рынке, диверсификация производства — в обозримом будущем это никуда не денется. Мы понимаем, что рынок инженерных изысканий, несмотря на то, что достаточно широкий, весьма конкурентоспособен. С другой стороны, спрос на наши услуги будет всегда, потому что пока человечество существует, оно будет строить.
Валерий Панов
Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf
Комментарии