DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Что строить-то мешает?

Что строить-то мешает?
14.01.2024
Жилищное строительство
Что строить-то мешает?
Традиционный ежегодный опрос московских застройщиков выявил главные препятствия на пути их деятельности, требующие оптимизации процедуры и пути решения проблем.

В пресс-центре «Россия сегодня» состоялся брифинг на тему: «Административные барьеры в строительстве: опрос московских застройщиков». В ходе мероприятия, в котором принял участие генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, шла речь о реформах в строительной сфере в Москве, и были представлены результаты проведенного ВЦИОМ ежегодного социологического опроса.

Целью исследования стало изучение отношения респондентов к изменениям в сфере строительного регулирования города Москвы. Причем это исследование проходит не первый год и уже перешло в стадию мониторинга. Было опрошено 1180 представителей экспертного строительного сообщества, получивших за последние 3 года в Москве разрешение на строительство.

Из них 31% работает в компаниях, которые строят многоквартирные жилые дома и апартаменты, 29% строят социальные объекты, 12% занимаются промышленным строительством, 9% возводят торгово-бытовые объекты, 5% имеют отношение к транспортному строительству, 3% — к гидротехническому строительству, а также возведению складских, логистических объектов и метрополитена.

Итак, что же сегодня больше всего мешает строить в Москве?

На первом месте отмечен рост стоимости материалов, конструкций и изделий — на это указали 50% опрошенных.

На втором месте нестабильность курса рубля — его отметили 37%.

А на третьем месте — недостаток квалифицированных рабочих, их не хватает 31% респондентов.

Высокие процентные ставки по кредитам и недоступность долгосрочных кредитов отметили 29%. Неопределенную экономическую конъюнктуру — 26%. Высокую налоговую нагрузку — 25%.

Особо отрадно, что коррупция, недобросовестная конкуренция и лоббирование хотя никуда не исчезли, и их отмечает 24% респондентов, но в списке проблем они находятся на 8 месте.

Также опрошенные указали на:

— недостаток инвестиций и объем собственных финансовых средств — 21%,

— недостаток заказов — 20%,

— проблемы с логистикой строительных материалов и оборудования — 14%,

— необходимость замены ряда импортных материалов и оборудования — 10%.

Рост стоимости услуг подрядных организаций, давление со стороны фискальных контролирующих регулирующих органов, постоянные изменения правил и законодательства мешают 9%. Сложности с получением разрешительных документов отметили 8%, ограничение работы иностранных компаний в России — 4%.

Иными словами, основные проблемы сегодня связаны не с административными барьерами, а с экономическими сложностями. Инфляция, дефицит рабочих рук, нестабильный курс рубля, дорогие кредиты сегодня вышли на первый план в части ограничений и барьеров на пути развития строительного комплекса в Москве. И, как заметил Валерий Федоров, так бывает не всегда.

Взгляд со стороны

Что касается оценки экономической конъюнктуры в строительной сфере, то она преимущество негативная: только 3% опрошенных сказали, что за последние 2 года она улучшилась. Еще 15% считают, что скорее улучшилась. А тех, кто полагает, что она ухудшилась, насчитывается 55%. И 21% говорит, что в принципе ничего не изменилось. Таким образом, оценки экономической конъюнктуры за последние 2 года носят весьма критичный характер.

В сфере строительного регулирования совершенно противоположная картина. Тех, кто полагает, что ситуация в сфере регулирования стройки в Москве ухудшилась, только 18%. Еще 40% полагает, что ситуация не изменилась, а 35% считают, что ситуация улучшилась.

Говоря о том, повлияла ли оптимизация административных процедур на ускорение стройки, 21% полагает, что повлияло значительно, 30% считает, что незначительно, 29% — никак не повлияло.

Кроме того, респонденты отметили, что 31%, или каждый третий, принимал участие в проектах КРТ в столице. И 88% считают, что реализация инвестиционных строительных проектов в рамках КРТ идет успешно.

В числе 12% негативных оценок было указано на то, что механизм КРТ новый, неотработанный, рискованный, а в некоторых случаях в связи с ним сроки согласования разрешительной документации не сокращаются, а наоборот, увеличиваются. Кроме того, для данных проектов нужны большие финансовые вливания, из-за этого в проектах КРТ участвуют преимущественно крупные застройщики, способные финансово их «потянуть», что создает угрозу олигополии со стороны крупных застройщиков на участие в проектах КРТ. Иными словами, маленьким или средним застройщикам туда хода нет.

Оценить на 5 баллов

В ходе опроса было предложено оценить от 1 до 5 баллов актуальные направления развития отрасли, где 5 означает — уделить максимальное внимание.

Самым актуальным элементом дальнейшего развития строительной отрасли стало реформирование системы технического регулирования: 53% поставили 5 баллов.

52% дали 5 баллов теме цифровизации и стандартизации процедур. 51% указал на повышение энергоэффективности строящихся объектов.

50% считают, что нужно совершенствовать правила допуска на рынок строительных услуг новых организаций. 45% предлагают оптимизировать контроль надзорных полномочий в сфере строительства.

36% выступают за сокращение обязательных процедур и требований в сфере строительства. Но эта тема чревата серьезными вопросами, не приведет ли сокращение обязательных процедур и требований к ухудшению качества строительства, к проблемам в сфере безопасности строительства и др.

И только 30% заявили об исключении избыточных ограничений по использованию земельных участков.

Варианты улучшения

Эксперты также рассказали, как можно улучшить и упростить взаимодействие застройщиков с органами власти.

Например, реализовать в личном кабинете застройщика новый функционал: возможность прикрепления недостающего документа, исправление технических ошибок в уже поданных на согласование документах вместо получения формального отказа, возможность в онлайн-формате задать исполнителю в органе власти вопросы о допущенной ошибке.

Можно распространить практику очных или онлайн-консультаций, проводимых специалистами, принимающими решение контролирующих и согласующих органов власти, а также проведение рабочих групп, включая представителей федеральных органов исполнительной власти, Росреестра, Роспотребнадзора и др.

Предлагается реализовать через портал госуслуг автоматическое уведомление правообладателей земельных участков о решениях, накладывающих ограничения на использование их участка. А дальше по аналогии с калькулятором процедур разместить в открытом доступе калькуляторы для расчета различных платежей, возникающих при строительной деятельности.

Другие предложения касаются обеспечения более интенсивного взаимодействия с профессиональным сообществом. В частности, контроль и прозрачность при реализации госконтрактов, перейти с разрешительного на уведомительный порядок прохождения процедур в строительстве.

Есть и предложения в части поддержки строительной отрасли. Так, эксперты предлагают разработать программу по прямому кредитованию или субсидированию застройщиков, которая бы вступила в действие после того, как завершится программа льготной ипотеки.

Еще предлагается сократить сроки внесения изменений в ПЗЗ, снизить стоимость технологического присоединения, устранить практику навязывания застройщикам со стороны сетевых компаний таких условий договора по выносу сетей, которые делают невыгодным вынос сетей застройщиком своими силами. Плюс создать правовые механизмы, позволяющие исключить возможность получения необоснованной выгоды со стороны недобросовестных покупателей жилья, снизить размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Наконец, ввести единый льготный режим для собственников земельных участков как в пределах Третьего транспортного кольца, так и за его пределами при смене вида разрешенного использования земельного участка для строительства нежилых объектов.

Кроме того, застройщики предлагали 2 вида основных мер поддержки. Финансовые — например, банковские гарантии, кредиты на льготных условиях, снижение налогов, специальные программы помощи со стороны государства малому бизнесу. Административные — облегчение процедур контроля, упрощение документооборота, конкретизация требований в законодательных актах.

Упростить и оптимизировать

Меньше всего респондентов говорит о том, что нужно оптимизировать выдачу разрешения на перемещение отходов строительства — только 9%. Об оптимизации проведения контрольно-геодезической съемки — 18%, об оформление АГР — 22%, про получение порубочного билета — 30%, про предоставление технического заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций — тоже 30%.

Приемка исполнительной документации требует оптимизации, по мнению 31% респондентов. Согласование схемы движения транспорта — 34%, согласование проведения работ в охранных зонах метрополитена — 37%.

А в наибольшей степени требуют оптимизации такие процедуры, как оформление ордеров на проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов для строительства ОКС — об этом сообщили 40% опрошенных.

По мнению экспертов, можно было бы сократить срок оформления ордера на все перечисленные виды работ, упростить процедуру согласования проведения работ в охранных зонах метрополитена. Также нужно проводить оперативные консультации по причинам отказа в согласовании документов, которые подаются застройщиками в органы власти. Нужно сформировать исчерпывающий закрытый региональный перечень документов, сведений согласования материалов, необходимых для строительства ОКС.

Застройщики больше всего указывают на упрощение оформления ордеров, на втором месте — на необходимость давать обратную связь по причинам отказов в приеме и выдаче разрешительных документов. Также они нуждаются в прозрачности и переводе в электронный вид процедур по согласованию проведения работ в охранных зонах метрополитена и цифровизации на всех уровнях градостроительной документации.

От простого к сложному

Как сообщили застройщики, в ходе строительства наименее проблемный этап — само строительство. Только 8% говорят, что оформление документов на этом этапе наиболее сложное.

У 9% возникают сложности с градостроительной подготовкой, у 12% с оформлением земельно-имущественных отношений. На административные процедуры при проведении инженерных изысканий указали 14%.

Но есть 3 этапа, где все существенно сложнее: внесение изменений в ПЗЗ — 27%, подключение к инженерным сетям — 30% и ввод объектов в эксплуатацию — 31%.

Таким образом, чтобы добиться наибольшего эффекта с точки зрения упрощения и сокращение сроков, то нужно делать упор на изменения на этих трех этапах.

Также 48% застройщиков отметили, что стало гораздо проще подключаться к инженерным сетям, в то же время 24% считают, что изменений не произошло, а 16% говорят, что подключаться стало сложнее.

Галина Крупен

Фото: РИА Новости

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_12_2023_pc.pdf

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!