Павел Малахов: Сметчик – специалист штучный, и его нужно правильно оценить
На фоне тотального роста строительства объектов по всем направлениям градостроительной инфраструктуры квалифицированный сметчик становится на вес золота. Где его взять? Советуем обратить внимание на первый Конгресс сметчиков, который прошел в Санкт-Петербурге: помимо чисто прикладных вопросов и обучения, здесь были представлены новые цифровые продукты НОСТРОЙ.
Где найти хорошего сметчика или информацию о нем? Об этом и не только мы беседуем с заместителем руководителя Аппарата НОСТРОЙ, директором Департамента ценообразования Павлом Малаховым:
— Павел Васильевич, в мае в Санкт-Петербурге с успехом прошел Конгресс сметчиков. Это первое мероприятие НОСТРОЙ подобного масштаба в области сметного нормирования, и уже можно подводить итоги. Каковы они?
— Мы, конечно, были нацелены на масштабное мероприятие, но все-таки не ожидали такого количества участников. На регистрацию было заявлено 397 человек, мы предусмотрели еще дополнительно 50 мест в зале, и зал был полон. Причем люди приехали из разных городов — от Владивостока до Калининграда, а мероприятие шло только в очном формате. Кто-то приехал послушать определенных спикеров, кто-то — решать свою конкретную задачу с чиновниками Минстроя России, а кто-то ехал участвовать в конкурсе инженеров-сметчиков или сдать экзамен и войти в Национальный реестр специалистов стоимостного инжиниринга.
Нужно сказать, что НОСТРОЙ в этом направлении развивается последовательно и методично. Мы начали с ценообразования, потому что не нравились сметные нормы в строительстве. Нацобъединение вошло в этот процесс и сейчас является одним из немногих участников пересмотра сметных норм. Бизнес вообще-то в разработке норм не участвует — это прерогатива Главгосэкспертизы (ГГЭ) и госкорпораций, вот общестрой и выпал за пределы их интересов, пока НОСТРОЙ не взял эти функции на себя. Мы участвуем в формировании плана по разработке сметных нормативов, а затем сами разрабатываем эти нормы, выбираем площадки для нормирования как для собственных норм, так и для тех, которые делает Главгосэкспертиза.
Дальше стало понятно, что есть проблемы с контрактацией и с тем, как правильно считать контакты — а этот вопрос напрямую связан с методологией. Поэтому НОСТРОЙ выступил инициатором сбора информации по ценам на строительные ресурсы, по вопросам, связанным со сметной прибылью для того, чтобы дать основу для аналитики и последующих действий Главгосэкспертизы и Минстроя России. Большая часть работы идет через Научно-экспертный совет Минстроя России, в который я вхожу.
Далее появились вопросы к уровню знаний самих сметчиков. На этой волне НОСТРОЙ запустил конкурс инженеров-сметчиков, позволил не только выявить самых лучших, но и сформировать из них пул экспертов для анализа тех материалов, которые генерирует НОСТРОЙ. Таким образом, теперь тот поток данных в области сметного нормирования, который выдает НОСТРОЙ, — это работа не только Департамента ценообразования, а совместный труд многих экспертов.
Кроме того, конкурс помог выявить «слабые места» и понять, на какие вопросы сметчики системно не отвечают, а также позволил составить «профиль» сметчика — с кем приходится работать подрядчику, вплоть до среднего возраста и пола. Теперь у НОСТРОЙ есть статистика по регионам, на основе которой видно, где не знают Методику 421/пр, где есть проблема с применением норм, а где сметчики работают в определенном цифровом продукте без системного анализа. То есть за время проведения конкурсов удалось понять, какие есть пробелы в профессии и в знаниях, а ведь недостаток знания у сметчика — это деньги наших подрядчиков, которые могут получить неправильно посчитанную смету. Значит, нужно подумать, чему и как сметчиков надо учить.
Так мы дошли до первого Конгресса сметчиков, когда поняли, что на местах уже дали им необходимые знания, и пора нашу «спящую ячейку» экспертов выводить на активные позиции, чтобы в более широкой аудитории обсудить, что сметчикам необходимо и что им мешает в работе. То есть Конгресс совместил и образовательные моменты, и информирование, и практическую работу. И что порадовало — все два дня работы с достаточно плотным графиком раньше времени никто не уходил. Все активно работали до вечера, задавали вопросы — их было больше двух сотен. Людям хочется общения, они приехали, потому что им нужно было задать конкретные вопросы и получить конкретные живые ответы. Например, больной вопрос: кто же все-таки составляет ведомость объемов работ — сметчик или проектировщик? Эта дискуссия по-прежнему не умирает, две точки зрения постоянно борются, и эта тема также возникла на Конгрессе.
Так что обсуждение было очень живым и интересным, а завершился Конгресс открытым заседанием Комиссии Общественного совета Минстроя России под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, где участвовали эксперты НОСТРОЙ и Главгосэкспертизы. Участники Конгресса имели уникальную возможность напрямую задать вопрос представителю органа власти, рассказать о наболевшем, выдвинуть свои предложения. Нужно сказать, что представитель ГГЭ эти выступления очень высоко оценил, попросил все вопросы и предложения обобщить и направить для работы. И фактически протокол заседания Комиссии сформулировали те 450 сметчиков, которые участвовали в Конгрессе.
Главная цель мероприятия была в том, чтобы попытаться понять: а какой сегодня сметчик работает в строительной отрасли на самом деле? Это человек, который прошел курсы 72 часа и получил какой-то сертификат? Или это реальный профессионал, которых сегодня, к сожалению, очень мало? А ведь «цена» у этих сметчиков, в принципе, одинаковая. Очень часто в разговоре с руководителями компаний возникает вопрос: как определить, кто хороший сметчик, а кто плохой? Директор зачастую не понимает профессиональный язык сметчиков, не может оценить уровень знаний и квалификацию специалиста, которого он берет на работу. Так у нас появился следующий цифровой продукт — Национальный реестр специалистов стоимостного инжиниринга.
Очень многие говорят, что мы делаем еще один аналог НРС — да ничего подобного! Это добровольный Реестр, он не попадает под Градкодекс, эту инициативу взяло на себя Национальное объединение строителей для того, чтобы дать возможность сметчикам на своей площадке пройти аттестацию, а работодателю сказать: твой сметчик классный, у него есть нормальный объем знаний, он сдал экзамен. При этом мы постоянно усложняем вопросы для экзамена, и сегодня, когда жалуются на сложные вопросы и просят упростить, — я говорю: нет, этого не будет никогда. Рубеж для попадания в Реестр должен быть высоким, и пройти его может только высококвалифицированный сметчик, и только сам.
У нас даже была ситуация, когда люди на экзамене садились группой и надеялись все вопросы коллективно порешать. Какое у них было удивление, когда всем попались разные вопросы. Даже 15 человек не получили ни одного одинакового вопроса, потому что у нас создан большой пул заданий, большая возможность для случайной выборки. При этом нас упрекали, что уже появились вопросы по 421 Методике, которую Минстрой выпустил все две недели назад. То есть мы успели переработать вопросы таким образом, чтобы на момент экзамена все нормативные акты, по которым задаются вопросы, были актуальными.
— А кто же так оперативно создает эти вопросы?
— Их формируют наши эксперты — сметчики, которые уже участвовали и победили в нашем конкурсе, то есть это вопросы, которые профессионалы задают своим коллегам.
Кроме того, есть региональные центры ценообразования — мы их просим подключиться к формированию заданий. Все вопросы формируют практики, а не теоретики и не органы власти. Более того, мы осознанно устраиваем некую конкуренцию внутри разработчиков — пригласили много экспертов, посмотрели, какие они дают нам вопросы, и выбрали самые интересные и для конкурса, и для экзамена. Причем эксперты участвуют в этом проекте бесплатно.
Кроме того, мы проводили конкурс инженеров-сметчиков, чтобы победителей отправить на Международный строительный чемпионат. И наши победители набрали из 115 максимальных баллов 108. Причем из года в год участвуют одни и те же специалисты, но приходят они, по их словам, не за деньгами или за славой, а для того, чтобы освежить свои знания. С учетом того, что мы устанавливаем планку по баллам для попадания в Реестр специалистов стоимостного инжиниринга, участники конкурса, набравшие максимальное количество баллов, могут в него попасть.
— Каким образом проводится этот экзамен?
— Экзамен состоит из теории и практики и сдается онлайн — нужно ответить на 50 вопросов: 35 теоретических и 15 практических заданий, причем совершенно конкретных, на основе реальных данных. И если ты теоретик, то практические задачи ты не решишь. Такой специалист, даже сдав теорию, в Реестр не войдет, потому что у него проблемы с практикой. Собственно, наш Реестр — это ответ на вопрос директора строительной компании: какой квалификации его сметчик. При приеме на работу можно попросить сертификат от НОСТРОЙ, что специалист сдал наш экзамен, либо попросить его сдать этот тест. В результате получится максимально объективная оценка его знаний.
Второй функционал Реестра — аттестация сотрудников. Например, в муниципалитете есть служба заказчика, которая работает не очень хорошо, из года в год срываются торги, объекты не расторговываются. Так может, служба заказчика неправильно посчитала НМЦК? Аттестуйте их через наш экзамен. Но не нужно превращать его в обязаловку — наш экзамен для того, чтобы выявить пробелы в знаниях и в случае необходимости направить специалиста на обучение. Причем, по моему твердому убеждению, такое обучение не должно быть онлайн, когда сотрудник одновременно вроде бы слушает курс и выполняет свою работу. Я вообще против вебинаров — это бессмысленно, когда человек не понимает, что ему говорит лектор, и не может задать вопрос. При этом и сам слушатель совершенно бесконтрольный — может, он включил трансляцию, а сам занимается другими делами.
Таким образом, наш Реестр ответит на вопрос, кто и какой квалификации работает в организациях, а с другой стороны, это очень хороший ресурс для самих сметчиков, чтобы они могли повысить свою самооценку и сказать: у меня высокий уровень знаний, и это подтвердил экзамен в уважаемой организации. Я не купил это место — меня протестировали на независимом сайте, а результаты можно посмотреть в любой момент.
— Вы сказали, что, если у сметчиков есть провалы в знаниях, нужно пойти учиться. А куда?
— Это следующая задача. НОСТРОЙ сейчас занимается анализом образовательных программ. Не готовы рекомендовать какие-то курсы или вузы — мы сейчас работаем над программами обучения с точки зрения статистики выявленных пробелов в знаниях экзаменующихся. Хотелось бы скомпоновать это в некие блоки, чтобы люди могли прийти и сказать: я хочу получить знания, например, по определенным нормативным документам — и ему формируется блок обучающих программ по конкретному направлению. Далее будем предлагать всем учебным организациям, которые готовы разработать такие блоки на основе самых свежих знаний, поработать с Нацобъединением на этом направлении. Мы не хотим сотрудничать с вузами, которые дают устаревшие знания, а такие у нас, увы, есть.
Поэтому отчасти будем базироваться на профессиональных кафедрах, но и создавать свои. НОСТРОЙ подписал соглашение с Самарским государственным техническим университетом по созданию единственной в стране корпоративной кафедры стоимостного инжиниринга. Собственно говоря, развитие этой кафедры подразумевает, что на ее базе мы будем формировать эти программы. Это не означает, что больше никто не сможет учить по нашим программам — пожалуйста, учитесь в других местах, но главное, чтобы в итоге были получены настоящие актуальные знания.
Возвращаясь к Конгрессу сметчиков, хочу сказать, что на него приехал учиться, прежде всего, реальный бизнес — это специалисты из Россетей, МРСК, Роснефти, Татнефти, РЖД, Росатома и так далее. Были даже эксперты, аккредитованные Минстроем России на проверку проектно-сметной документации.
98% отзывов о Конгрессе положительные, уже просят его повторить, расширить программу. Людям не хватило времени на практические занятия, кто-то хочет, чтобы мы сделали специализацию по программным продуктам, но это уже на перспективу.
— Такой успех удивителен, потому что мероприятий сходной тематики очень много. В чем причина?
— Ни мы, ни наши участники не знали, что Конгресс будет таким большим, и один из отзывов звучал так: это лучшее мероприятие 2023-2024 года. Да, мероприятий подобной тематики много, но я думаю, что у нас была грамотная компоновка программы с точки зрения того, какие есть проблемы, на какие пробелы в знаниях нужно обратить внимание, что подправить, причем по конкретным блокам знаний. Ну, а опыт системы саморегулирования в организации таких мероприятий весьма большой — это четкость, соблюдение регламентов, отсутствие толпы. Была совершенно деловая обстановка, где люди поучились, поработали, пообщались и получили новые знания.
— Как вы полагаете, такой Конгресс нужно проводить ежегодно или чаще?
— Я думаю, что не надо частить, такое мероприятие должно проходить раз в год. Кроме того, бесплатным для участников его сделать невозможно — значит, нужно формировать определенный бюджет. Сметчики — штучный товар, эти специалисты востребованы в течение всего сезона, и отрывать их от работы чаще, чем раз в год, очень сложно. Поэтому для Конгресса нужно выбрать такое время, чтобы для организации было максимально безболезненно направить специалиста на обучение. Кроме того, за год можно проанализировать итоги Конгресса и подготовиться к следующему с учетом самых свежих знаний.
— Это будет всегда Конгресс в Санкт-Петербурге, или он будет кочевать по регионам?
— Я думаю, что нужно делать кочевое мероприятие, потому что у нас огромная страна, в которой не все могут себе позволить направить специалиста очень далеко. Поэтому нужно перемещаться по стране, но с учетом транспортной доступности и удобства приезда из регионов. Поэтому чем дальше мы уедем от Москвы, тем сложнее и дороже людям туда будет добраться.
— Если подводить итог в целом этому мероприятию, первый блин оказался далеко не комом?
— Он оказался вкусным и с маслом. Меня порадовали результаты тестирования сметчиков — около 70% участников Конгресса захотели пройти тест, и 70% из них его успешно сдали. Конечно, не все попадут в Реестр, мы берем туда только тех, кто ответит правильно на 70% всех вопросов. Более того, порадовали результаты тех людей, которые не работают в сметном деле. В этом мероприятии, например, участвовали сотрудники СРО — они не сметчики, не умеют составлять сметы, но, даже прослушав эти два дня насыщенные курсы, они набрали по 30-40 баллов. То есть они приехали не просто побыть — но и поучиться, и вернуться в свой регион с определенным багажом знаний. Например, Тульская СРО направила на Конгресс своего специалиста и предложила компаниям области принять в нем участие, а сейчас они планируют, вернувшись в свой регион, провести круглый стол по этой же тематике, чтобы участники Конгресса поделились впечатлениями с теми, кто там не был, рассказали, чему они научились, и дали предложения, куда двигаться дальше. То есть знания пошли в массы, зерно, посеянное в головах, обязательно прорастет.
— А участники конкурса сметчиков тоже автоматически войдут в Реестр, или это другое?
— Это другое. В рамках Конгресса можно было стать и участником конкурса, и пройти экзамен для Реестра. Участвуя в конкурсе, сметчики проверяют свои знания, состязаются с коллегами, могут попасть в наш экспертный пул. На конкурс у нас зарегистрировались 915 человек — это очередной успех, мы из года в год растем, причем без какой-то особой рекламы конкурса. За прошлые два года в конкурсе участвовали 1200 человек, так что рост налицо. И это тоже показатель популярности наших предложений — люди ориентируются на НОСТРОЙ, а задачи, которые президент НОСТРОЙ ставит в части ценообразования, актуальны для строительных компаний.
— Если доводить до конца вопрос о Реестре, я так понимаю, что это новый продукт, который НОСТРОЙ пока особо не продвигал?
— Да, по сути, Реестр — это закрытый элитный клуб профессионалов, который не нуждается в особом пиаре. Думаю, что информация об этом клубе разойдется в профессиональной среде очень быстро, весь задача — не распиарить продукт, а через систему саморегулируемых организаций довести до руководителей строительных компаний, что есть Реестр, где они могут получить информацию о специалистах, пригласить на работу или проверить на экзамене своих сметчиков. 31 мая мы запустили Реестр в работу и опубликовали первый список из 221 члена Реестра, которые подходят под наши критерии.
При этом мы не поддерживаем предложение включить всех участников Конгресса в этот реестр автоматически. Мы блюдем чистоту рядов членов Реестра — в интернете нельзя найти ни вопросов, ни ответов этого экзамена, чтобы даже если захочешь, ты не смог купить там место. Это будет закрытый клуб, и я очень надеюсь, что нам удастся сохранить все, что мы задумали, в изначальном виде.
А пока любой желающий может на сайте НОСТРОЙ подать заявку, и по ней будет сформирован и направлен тест для прохождения экзамена. Первые специалисты (их, напомню, 221) уже внесены в Реестр, всем им мы выдаем электронные сертификаты, чтобы они могли предоставить их своему работодателю, а работодатель и любой другой желающий может проверить в Реестре, что этот сертификат реально существует.
Лариса Поршнева
Фото: НОСТРОЙ
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_06_2024_pc.pdf
Комментарии