В строительстве действуют загадочные сущности, и имя им – ценообразование и сметы
Третий день II Петербургского конгресса сметчиков ознаменовался открытой и бурной дискуссией славных представителей сметного дела с не менее славными представителями Минстроя России и Главгосэкспертизы. В течение трех часов практикующие сметчики старались добиться от «ответственных за ценообразование» ответов на самые горячие вопросы: почему зарплаты строителей, заложенные в проектно-сметной документации невозможно довести до реальных рыночных показателей? Почему изменения этих зарплат, передаваемые в Главгосэкспертизу, запаздывают минимум на полгода? Как обязать заказчика пересчитывать стоимость контракта в действующих расценках с учетом инфляции? Почему десятилетиями не меняются некоторые сметные нормы и кто должен оплатить их актуализацию или разработку? Как при действующей нормативной и сметной базе найти хоть кого-то на работы по капремонту МКД? Почему своевольничает РосСтройКонтроль? И почему минимальная цена во ФГИС ЦС становится начальной максимальной ценой контракта, которую в Главгосэкспертизе потом еще и порезать могут?
Формат открытого диалога участникам Конгресса предложил президент Национального объединения строителей, председатель Комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета Минстроя России Антон Глушков. А «удар держали» директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Александр Вилков и заместитель начальника Главгосэкспертизы России Сергей Головин. По всей видимости, Антон Глушков сознательно открыл такое «окно возможностей» для сметчиков, понимая, что в любом другом формате они просто услышат набор докладов о том, как цифровизуются процессы проверки ПСД, сколько показателей ежеквартально передается во ФГИС ЦС, как активно отрасль переходит на ресурсно-индексный метод, а эксперты ГГЭ помогают государству экономить средства, перепроверяя сметные расчеты. И все это правильно и замечательно, только «на местах» каждый день возникают вполне конкретные вопросы, с которыми между Минстроем, Главгосэкспертизой и Минэкономразвития можно годами ходить по кругу и так и не получить внятного ответа. Так что на Конгрессе участников диалога остановило только время.
«Жильцам - от начальника ЖЭКа»
На самом деле, из ответов представителей органов власти на вопросы страждущих сметчиков картинка сложилась не самая оптимистичная: ЗАСТАВИТЬ региональные органы власти вовремя устанавливать и передавать информацию о зарплате строителей первого разряда невозможно. ЗАСТАВИТЬ заказчика пересчитывать стоимость объекта в действующих ценах невозможно. Заказа и денег на разработку новых сметных нормативов у Главгосэкспертизы нет. Заставить производителей и торговые площадки наполнять ФГИС ЦС достоверной стоимостью строительных ресурсов невозможно. И это еще вопросы цифровизации и ТИМ сметного дела остались в стороне - там проблемы начинаются с первого шага, с номенклатуры ресурсов в КСР и КСИ, которые по факту не встречаются.
Первый - и, наверное, самый актуальный вопрос задал президент НОСТРОЙ Антон Глушков - о методике и своевременности расчета среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли. Напомним, что регионы должны не позднее 20 февраля произвести расчет этого показателя и направить в Главгосэкспертизу, а она после успешной проверки - до 25 апреля утвердить и опубликовать его на открытых информационных ресурсах. По факту всего 30 регионов справились с этой задачей вовремя, остальные - как придется, а Татарстан и Красноярский край работают над этим до сих пор. Причем данные о зарплате отличаются от фактической примерно в два раза. Так, по словам А.Глушкова, средний рост заработной платы в строительной отрасли в России в 2025 году составил 18%.
«В любом сводном сметном расчете, если брать типовые объекты, у нас примерно 50% - это заработная плата, 50% - стоимость строительных материалов. Увеличение заработной платы на 18%, если механически считаем, дает плюс 9% к сводному сметному расчету», - приводит слова Антона Глушкова пресс-служба НОСТРОЙ. То есть, уровень изменения зарплаты в два раза больше, чем индекс-дефлятор (прошлогодний составлял 5,2%). В итоге разрыв между фактическими затратами (реальной стоимостью объекта) и НМЦК составляет 5-7%. Приведение и обновление в текущий уровень цен не предусмотрено и списывается исключительно на предпринимательские риски. На протяжении трех лет подряд дефлятор не соответствует утвержденному фактическому уровню инфляции, который публикует Росстат. «В этой ситуации необходимо подправить методологию, чтобы все-таки более-менее поднимать дефлятор и уровень заработка», - предложил глава НОСТРОЙ.
Ответ представителей органов власти весьма примечательный: Александр Вилков пояснил, что корректировка показателей заработной платы в каждом субъекте зависит от ряда факторов, один из которых - оценка бюджетной нагрузки из-за фактического роста цен. Короче говоря, регионы, прежде чем увеличить расценки, смотрят, есть ли у них на это деньги. Как правило - нет или очень небольшие. Отсюда и расхождение с реальным рынком. Со своей стороны Минстрой России постоянно разъясняет регионам, что рост заработанной платы влияет на стоимость объектов, и субъекты страны стали уже более внимательны к этим расчетам.
При этом зарплата утверждается не на целый год, а пересчитывается дефляторами ежеквартально, однако сами дефляторы не отражают истинного положения дел. В настоящее время разрабатывается проект о внесении изменений в Приказ Минстроя России №841/пр (Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта <…> и Методика составления сметы контракта <…>). Также в 2025 году ожидаются актуализированные индексы-дефляторы для жилищного и промышленного строительства, возведения линейных и энергетических объектов.
Сергей Головин подтвердил, что Главгосэкспертиза держит на контроле вопрос своевременной актуализации среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда в регионах, чтобы она соответствовала рынку. При этом ГГЭ готова рассмотреть предложения профессионального сообщества по формированию другого, более эффективного способа определения среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда.
Весьма оживленный обмен мнениями вызвал и вопрос ценообразования при капитальном ремонте многоквартирных домов. По словам исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анны Мамоновой, действующие расценки безнадежно устарели и не отражают ни реальную стоимость материалов, ни трудозатраты. НОСТРОЙ и АРОКР на основе смет на ремонт 42 тыс. МКД в 2024 году собрали сведения о расценках и нехватке актуальных нормативов. От всех региональных операторов поступила информация, что требуется разработка 156 новых расценок - такого огромного количества не хватает на сегодняшний день. Но процесс их утверждения оказался довольно забюрократизирован. Приоритетные 30 расценок для крыш и фасадов, которых катастрофически не хватает, до сих пор не приняты. Все это делает капитальный ремонт экономически нецелесообразным для подрядчиков практически во всех регионах - и постоянный срыв торгов на капремонт очень хорошо это подтверждает. По мнению Анны Мамонтовой, заказчиком на разработку таких расценок должно выступать государство, поскольку здесь на всех этапах - только бюджетные средства.
Сергей Головин, посетовав на ограниченные возможности Главгосэкспертизы по разработке новых и актуализации действующих расценок, призвал профессиональное сообщество в лице АРОКР и НОСТРОЙ активно включиться в эту работу, тем более, что средства у Ассоциаций на нее имеются. Антон Глушков подтвердил, что НОСТРОЙ возьмет этот вопрос под свой контроль.
Вопросов со стороны участников Конгресса к представителям органов власти было очень много, но общий посыл можно сформулировать следующим образом: дайте, наконец, единые и понятные методики, правила и документы в части сметного нормирования. Перестаньте на конкретные вопросы присылать пространные отписки с цитированием законов, которые и так все знают. Устраните двоякое толкование затрат при проверке контролирующими органами. В общем, помогите использовать самый ценный строительный ресурс - деньги - с максимальной эффективностью и без разрушительных последствий со стороны правоохранительных органов.
Поскольку излагать вопросы и ответы в виде статьи - занятие весьма неблагодарное, лучше все это увидеть своими глазами. Поэтому НОСТРОЙ выложил запись расширенного заседания Комиссии по ценообразованию в открытый доступ по ссылке: https://vkvideo.ru/video-226946468_456239069
Ну, и последний штрих, чтобы не завершать на минорной ноте: замруководителя Аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов предложил установить в России новый профессиональный праздник - День сметчика. Сегодня в стране только в градостроительстве трудятся более 300 тысяч сметчиков, и от их работы напрямую зависит и эффективность строительных процессов, и выполнение национальных проектов. Антон Глушков инициативу поддержал, участники Конгресса - тоже.
По итогам расширенного заседания Комиссии по ценообразованию будет принято соответствующее решение, а пока Антон Глушков предложил участникам Конгресса ознакомиться с его проектом. Предлагается:
1. Обратиться в Минстрой России с предложением о рассмотрении автоматизации и размещения в открытом доступе расчета заработной платы рабочего первого разряда, занятого в строительстве, а также сокращения сроков на его утверждение.
2. Обратиться в Минстрой России с предложением о рассмотрении включения СРО в качестве одного из источников информации о стоимости на строительные ресурсы, а также возможности использования цен с биржевых торгов при условии решения вопроса казначейского сопровождения производителями-продавцами на биржевой торговле и использования цен от сделок между производителями и членами СРО, допущенными к государственным торгам.
3. Утвердить решением Комиссии список разработки и актуализации сметных норм на капитальный ремонт МКД как рекомендованные Минстрою России в качестве приоритетных и необходимых профессиональному сообществу и обратиться в ФРТ и ФАУ «Главгосэкспертиза России» рассмотреть возможность ускорения вопроса разработки/актуализации через проведение торгов и данных наработанных в регионах.
4. Обратиться в Минстрой России с инициативой по организации исследовательской работы с привлечением научных и образовательных центров, профессионального сообщества для проведения анализа возможности введения в отрасли фиксированной сметной прибыли на основе данных ФНС России с учетом градации по видам объектов и их стоимости.
5. Обратиться в Минстрой России рассмотреть вопрос о возможности использования опыта Республики Беларусь в рамках государственных и муниципальных заказов о разделении общестроительных и инвестиционных затрат и вынесении за пределы контракта СМР неконструктивного оборудования и материалов, необходимых для комплектации объекта капитального строительства.
6. Обратиться с предложением о рассмотрении инициативы в Общественный совет при Минстрое России и в Минстрой России о рассмотрении инициативы в части установления профессионального дня сметчика России.
Лариса Поршнева
Комментарии