Утилизационный сбор пробивает в бюджете триллионную дыру
Резкое сокращение покупок нового автотранспорта всех категорий - от личного автомобиля до дорожно-строительной и грузовой техники - фатально отразилось на собираемости утилизационного сбора: по данным Минфина России, на которые ссылается газета «Известия», за 1 квартал 2025 года собрано на 30% меньше, чем в 1 квартале 2024 года, несмотря на то, что утилизационный сбор с 1 января с.г. был существенно увеличен (на 20%).
Изначально доходы бюджета от утильсбора на весь 2025-й закладывались на уровне 2 трлн рублей, но уже в мае годовой план был снижен на 25% - до 1,5 трлн, как следует из поправок Минфина. Однако, судя по динамике поступления утильсбора, эта сумма вряд ли превысит 1 трлн рублей. Таким образом, «дыра» в бюджете может составить более 1 трлн. рублей.
Напомним, что утилизационный сбор поступает в федеральный бюджет, а затем эти средства перенаправляется в форме субсидий на поддержку автопроизводства в РФ. Основная сумма утильсбора поступает от импорта транспортных средств и спецтехники, а также от их производства в России без выполнения специальных утилизационных обязательств.
Эксперты отмечают, что доходы от утилизационного сбора существенно снижаются из-за того, что российский рынок маших практически рухнул в 2025 году. В частности, за первые три месяца число реализованных легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом упало на 25%, до 247 тыс., грузовиков - на 46% (15,4 тыс.), автобусов - на 55% (2,5 тыс.). Причина - высокая стоимость автомобилей и спецтехники, практически недоступные кредиты и лизинг, в том числе, и для бизнеса, а также существенное снижение объемов дорожного строительства.
Как следствие падения утильсбора - финансовая поддержка отечественного автопрома может существенно снизиться.
Комментарии