Строительство соцобъектов: медленно, дорого и с ошибками
Счетная палата совместно с КСО регионов провела выборочный анализ закупок, осуществленных с января 2022 года по май 2024 года в целях строительства объектов здравоохранения, образования, спорта и культуры в рамках реализации 17 федеральных проектов в составе нацпроектов «Культура», «Образование», «Экология», «Здравоохранение» и «Демография». Анализировались контракты стоимостью свыше 20 млн руб. Всего было рассмотрено 2468 закупок общей стоимость 676 млрд руб. Из них в отношении 555 контрактов на строительство 561 объекта стоимостью более 289 млрд рублей проанализированы причины недостижения результатов закупок в установленные сроки.
Исследование показало, что деятельность государственных/муниципальных органов и заказчиков строительных работ в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе. Вместе с тем на всех этапах проведения закупок отмечены недостатки, снижающие их результативность.
В числе недостатков: несвоевременное доведение бюджетных средств до получателей, позднее начало закупок, задержки при заключении контрактов, несовершенство и неприменение типовой проектной документации, недостатки нормативного регулирования и отсутствие системного взаимодействия органов власти и региональных заказчиков.
Ключевые выводы и результаты исследования
Отдельными финансовыми органами нарушались установленные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись субъекта в отношении финансового обеспечения строительства объектов, в отдельных случаях - значительно. Так, по трем объектам здравоохранения соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись Республики Бурятия были внесены от 53 дней до 19 месяцев после получения Уведомления Минфина России о предоставлении субсидии.
Анализ планирования закупок выявил длительные сроки доведения бюджетных средств до получателей, в ряде случаев, например, при строительстве школы в Республике Карелия, - более 2 месяцев после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись.
Такие задержки обусловлены, в том числе несовершенством нормативного регулирования бюджетных процессов в регионе. В числе основных причин поздних сроков контрактации - отсутствие к моменту доведения лимитов бюджетных обязательств до заказчика утвержденной ПСД. Так, длительное неразмещение извещения об осуществлении закупки работ по строительству объекта здравоохранения в Тюменской области объясняется отсутствием утвержденной ПСД.
Около 70% извещений о закупках для нужд регионов и около 50% извещений о закупках для муниципальных нужд размещались в единой информационной системе только спустя 2 месяца со дня доведения лимитов бюджетных обязательств. В отдельных случаях сроки размещения могли доходить до одного года, что свидетельствует о задержках заключения контрактов. Основная причина поздних сроков контрактации - отсутствие утвержденной проектно-сметной документации.
В 14% случаев сроки достижения результатов, установленные в первоначальных соглашениях о предоставлении субсидий, наступали ранее срока исполнения соответствующего контракта - от 15 до 1096 календарных дней.
Из 518 контрактов в 113 случаях типовая проектная документация (ТПД) подлежала обязательному применению. При этом фактически ТПД была применена заказчиками только в 51 случае. В ряде случаев ТПД не соответствовала требованиям актуальных технических регламентов.
Из-за длительных сроков принятия заказчиками бюджетных обязательств срываются сроки достижения результатов региональных проектов.
После доведения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) около 70% извещений об осуществлении закупок для нужд субъектов и примерно 50% извещений об осуществлении закупок для муниципальных нужд размещаются в ЕИС в срок, превышающий 2 месяца после доведения ЛБО. Так, извещение об осуществлении закупки по строительству объекта «ГБУЗ «Кабанская центральная районная больница» Детская поликлиника Селенгинской районной больницы» (Республика Бурятия) размещено в ЕИС через 6 мес. после доведения ЛБО. Контракт на выполнение работ по строительству поликлинического подразделения БУ Республики Калмыкия «Городовиковская районная больница» заключен 14 сентября 2022 года - через 9,5 месяцев после подписания Соглашения о предоставлении субсидии.
Результаты анализа 152 контрактов «под ключ» показали, что почти в каждом пятом контракте в ходе его исполнения имело место значительное увеличение цены контракта, которое находилось в диапазоне от 31,1 до 250,2% его первоначальной цены. При этом, несмотря на нормативно установленное ограничение на увеличение цены, отдельные заказчики применяли механизмы, позволяющие преодолевать такие ограничения.
Примерно в 9% случаев заказчики осуществляли размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупок в отношении одного объекта закупки более одного раза («новые закупки») по причинам отсутствия участников закупок или их несоответствия требованиям извещения и/или законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, корреспондирующие изменения в сроки заключения контракта вносились при каждом последующем размещении извещения.
По данным единой информационной системы в сфере закупок, всего с января 2022 года по май 2024 года было исполнено 924 контракта (37,4% от общего количества) на сумму 132,5 млрд руб. При этом 309 таких контрактов (33,4%) исполнены позднее первоначально установленных сроков, а около 15,9% контрактов исполнены с нарушением первоначальных сроков более 6 месяцев. Основные причины увеличения сроков на этапе исполнения контрактов: низкое качество проектной документации и недобросовестность подрядчиков, которые не выполняют свои контрактные обязательства и срывают сроки выполнения работ.
В ходе исполнения 2468 контрактов вносились изменения в существенные условия 1490 контрактов (60,4 % - по количеству, 66,5 % - по сумме первоначальных цен контрактов). Нарушения при внесении изменений в контракты установлены в 19 субъектах. Максимальное число нарушений установлено в случаях, когда изменения вносились в отсутствие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения - в 24 контрактах.
В исследуемый период были расторгнуты 16% от общего количества проанализированных контрактов - 2468, реализуемых в рамках региональных проектов. При этом более 78% контрактов расторгались с малыми и микро-предприятиями, которые не имели необходимого оборудования и персонала для выполнения контракта в установленные сроки и с требуемым качеством. Контракты преимущественно расторгались по соглашению сторон - в 62%, при этом не указывались причины расторжения, что может привести к сокрытию недобросовестности одной из сторон контракта и, как следствие, к рискам непредъявления штрафных санкций за нарушения условий контракта одной из сторон или к неконкурентным соглашениям с третьей стороной (иным подрядчиком).
Руководителями региональных проектов и представителями муниципальных образований в 14 субъектах не заключались соглашения о достижении на территории муниципального образования результатов регионального проекта, относящихся к вопросам местного значения муниципального образования, системное взаимодействие в рамках осуществления проектной деятельности на уровне регионов и муниципальных образований не выявлено, чем генерируются риски недостижения результатов региональных проектов в установленные сроки.
По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству нормативно закрепить перечень оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства, создаваемого в рамках исполнения контракта «под ключ», а также пересмотреть перечень оснований для освобождения субъектов от применения мер ответственности при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:
Комментарии