Строительный сектор переходит на «отрицательный рост»
Несмотря на то, что на данный момент деловой климат в строительстве оценивается, как удовлетворительный, впереди отрасль ждет полнейшая неопределенность.
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ «Высшая школа экономики» представил отчет о состоянии делового климата в строительстве в III квартале, а также ожиданиях девелоперов на IV квартал. В обзоре использованы результаты ежеквартальных опросов, проводимых Росстатом, с участием 6,3 тыс. строительных организаций из 85 субъектов, в том числе 3,2 тыс. субъектов малого предпринимательства.
По данным исследования, строительная отрасль продолжала функционировать в рамках достаточно устойчивого благоприятного тренда и, несмотря на внешние дисбалансы, демонстрировала преимущественно позитивные совокупные эффекты реализации факторов своего развития.
Индекс предпринимательской уверенности в III кв. снизился по сравнению с предыдущим на 1% и составил -13%, что в целом соответствует поквартальному тренду последних двух лет. И его значение косвенно подтверждает сегодняшнее «удовлетворительное» состояние предпринимательских настроений у руководителей строительных организаций. На его снижение повлияло фоновое ухудшение значений двух его компонент — «ожидаемая численность занятых» и «оценка текущего портфеля заказов».
Рискоустойчивость отрасли, несмотря на текущие и потенциальные риски, находится на максимальном уровне: Индекс рискоустойчивости третий квартал подряд удерживает достигнутое рекордное значение — 99,1%. И за всю историю наблюдений это самое лучшее значение индикатора, косвенно указывающее, что на данный момент строительные компании достигли и располагают максимальной устойчивостью к рискам потенциальным дисбалансам.
Средний уровень загрузки строительных мощностей вырос по сравнению со II кв. на 2%, составив в отчетном квартале 57%. 65% руководителей строительных организаций сообщили о «нормальном» уровне портфеля заказов в возглавляемых ими структурах, по сравнению с предыдущим кварталом этот показатель снизился на 3%. Одновременно 32% респондентов оценили уровень портфеля заказов «ниже нормального», снизившись за квартал на 2%.
О росте физического объема строительно-монтажных работ по сравнению с предыдущим кварталом сообщили 20% респондентов, а снижение констатировали 21%, около 60% участников опроса заявили о неизменности выполненных объемов работ в двух последних кварталах.
Одинаковое число респондентов — по 16% сообщили о росте и снижении количества новых заключенных договоров в отчетном квартале по сравнению с предыдущим.
За последний год кредитная активность отрасли снизилась до минимальных темпов: Индекс кредитной активности в III кв. опустился до 99,3% со 100,5 в IV кв. 2023 г.
О росте численности занятых сообщили 16% респондентов, о снижении — 17%, что косвенно указывает на отток строительных рабочих.
В строительных организациях продолжилась тенденция роста как «чужих» цен на стройматериалы — отметили 73% респондентов, так и «своих» цен на строительно-монтажные работы — 52%.
Несмотря на снижение балансов мнений по ключевым операционным показателям — портфель заказов, физический объем работ и численность занятых, в III кв. по сравнению с предыдущим выявлены достаточно позитивные оценки субъективного показателя — «экономическая ситуация в своей организации». Так, 77% респондентов оценили ее как «удовлетворительную», 13% как «благоприятную» и лишь 10% респондентов сообщили о «неудовлетворительном экономическом состоянии» своих организаций. Это одно из лучших соотношений ответов за последние 15 лет проведения предпринимательских опросов.
Региональный разрез
В Центральном ФО по итогам III кв. наибольшая нехватка квалифицированных кадров была зафиксирована на 47% предприятий в Ивановской, 45% Костромской, 43% Смоленской, 42% Липецкой и 42% Владимирской областях.
Несмотря на то, что во всех регионах округа отмечается недоукомплектованность штата, наименее критическая ситуация с обеспеченностью персоналом сложилась в Орловской, Брянской, Тамбовской, Калужской и Тверской областях — от 12 до 17%.
Строительные организации Ненецкого АО испытывают максимальный кадровый голод — это отметили 87% руководителей.
Также в привлечении сотрудников заинтересованы предприятия в Мурманской, Вологодской и Новгородской областях, где значения составили 50, 49 и 45% соответственно. Меньше всего проблем с кадрами испытывают в Псковской области — 20%.
Среди регионов Южного ФО наименее успешно с дефицитом кадров справляются строительные организации Республики Калмыкия, что отметили 79% респондентов. В Волгоградской области эта доля составила 58%, а в Севастополе — 50%. В среднем по ЮФО нехватку сотрудников отметили 34% предприятий.
В Северо-Кавказском ФО в сравнении с остальными округами ситуация с обеспеченностью кадрами в строительной сфере наименее острая: в Ставропольском крае всего 30% респондентов отметили недоукомплектованность своих предприятий, и это максимальный показатель среди регионов округа. В некоторых регионах показатель не достиг и 10%.
В большинстве регионов Приволжского ФО нехватку сотрудников выделили меньше 50%. Самая напряженная ситуация отмечается в Республиках Татарстан и Марий Эл. В среднем по ПФО дефицит кадров наблюдается на 39% предприятий.
Строительные предприятия Ханты-Мансийского АО и Свердловской области среди предприятий прочих регионов Уральского ФО испытывают наибольшие трудности с комплектованием штата. Меньше всего нехватка кадров зафиксирована в Ямало-Ненецком АО — 22%. В среднем по УФО этот показатель составил 37%.
В Сибирском ФО наиболее острая проблема дефицита кадров на предприятиях Республики Тыва — 81%. В Иркутской области — 56% и Алтайском крае — 53%. Наименьший кризис в Омской области — 28%.
На Дальнем Востоке среди всех регионов сложнее всего справляются с дефицитом специалистов строительные организации Приморского края — около 50%. Одинаково непросто приходится и предприятиям на Сахалине и в Республике Бурятия. При этом в Еврейской АО лишь 7% руководителей назвали нехватку кадров лимитирующим фактором.
Не лучший прогноз на будущее
До конца текущего года принципиальных перестроений в текущей деловой конъюнктуре и ее динамике не предвидится.
Оценочно отрасль, начиная примерно с 2025 г., ждет заметное охлаждение деловой активности в крупнейшем сегменте подрядной деятельности — жилищном строительстве. Такие предпосылки возникают в основном из-за отмены с 1 июля 2024 г. массовой льготной ипотеки на новостройки, по которой большая часть населения осуществляла субсидированную покупку жилья. Другие факторы — это высокая и продолжающая расти ставка по длинным кредитам и повышенная кадровая уязвимость отрасли, включая сохраняющуюся неопределенность в ожидаемых миграционных перестроениях.
Жилищное строительство и население предположительно возьмут на 9 месяцев «гроссмейстерскую паузу», оценивая экономическую и ценовую конъюнктуру рынка жилья и ожидая новых бонусных программ, которые могут последовать со стороны государства, девелоперов и банков.
Произойдет снижение спроса на рынке жилья и банкротство малых, слабых в финансовом отношении строительных фирм, которые напрямую или по субподрядной деятельности работали в жилищном строительстве. Это не означает, что они исчезнут с рынка вместе со своими строительными мощностями, невыполненными заказами и численностью занятых. Их выкупят за минимальную цену крупные игроки, причем со всей физической и финансовой задолженностью. Однако если данное явление будет носить массовый характер, это усилит монополизацию отрасли, что можно оценивать как негативный сценарий.
Сегодняшние достаточно удовлетворительные текущие результаты объяснимы тем, что застройщики в силу длинного производственного цикла в строительстве пока работают на жилищных объектах, заложенных в 2022 — I половине 2024 г., т.е. до введения «вето» на массовую льготную ипотеку. А как поведет себя жилищное строительство, когда эти объекты будут введены в эксплуатацию и начнется строительство жилья, профинансированного по новым, не субсидированным ипотечным ставкам в районе 23-26%, это большой вопрос.
В ближайшее время, по-видимому, примерно на 20-30% на год-полтора упадет спрос на объекты жилья. Однако это не означает, что пропорционально снизятся цены. Застройщики, особенно крупные, будут стараться удерживать цены, одновременно предлагая некоторые ценовые частные бонусы тем потребителям, которые вступят с ними в серьезные переговоры. Максимальное снижение цен, скорее всего, на короткий период будет наблюдаться в территориях с низко и среднедоходным населением, примерно на 10-15%. Для крупных застройщиков, которые выполняют основной объем жилищного строительства, сбросить цены на 10-15% на короткий период, при полученной за последние 2-2,5 года стопроцентной ценовой доходности, это не «катастрофа», а некоторое неудобство. Впрочем, девелоперы экономически не могут себе позволить резкое снижение цен из-за роста издержек по ряду составляющих, сопровождающих строительную деятельность.
Во-первых, многие строительные организации уже высоко закредитованы под плавающую ставку, которая растет. Сегодня строителям практически невозможно брать новый длинный кредит на инвестиционные и модернизационные цели. При «ключе» ЦБ РФ 21% коммерческий кредит по 25-27% для строителей стал практически запретительным.
При этом рентабельность продажи строительно-монтажных работ и оказания услуг в строительстве — одна из самых низких среди базовых отраслей экономики страны: за I полугодие она составляла лишь 7,9%, а доля убыточных строительных организаций достигла 25,2%. При такой рентабельности «отбивать» взятый кредит под 27% и оставлять себе хотя бы минимальную прибыль — задача практически нерешаемая.
Наблюдается рост цен по другим направлениям, сопровождающих строительную деятельность: почти галопирующий рост цен — больше 10% в производстве стройматериалов; дорожает логистика и сама перевозка строительных грузов; растет цена земли под строительную застройку и стоимость подключения к электросетям.
Также имеет место серьезная кадровая уязвимость в строительной отрасли, особенно с квалифицированным персоналом. Застройщики вынуждены повышать оплату труда даже неквалифицированному персоналу, иначе они в условиях общего дефицита трудовых ресурсов в экономике перейдут на работу в промышленность, где в некоторых подотраслях заработная плата в 2 раза выше.
Все это и ряд других издержек на конечном этапе увеличивают себестоимость работ. И ожидание значительного снижения строительных цен на длительный период — это маловероятное событие.
Не все так плохо
Уход со строительного рынка массовой льготной ипотеки завершает «праздник» у девелоперов и частично у банков. Для застройщиков скоро наступит ситуация, когда гораздо проще будет построить дом, чем его продать. Но некоторое охлаждение жилищного строительства, как не парадоксально, может позитивно отразиться на других строительных направлениях.
Скорее всего, временно не задействованные мощности и численность занятых будет переброшена на увеличение капитального ремонта зданий, сооружений и жилищной инфраструктуры. В условиях высокого износа жилищного фонда в стране подобные перестроения выглядят весьма эффективно.
В рамках существующей «семейной ипотеки» начнется строительство домов с многокомнатными квартирами, что естественно улучшит демографическую ситуацию в стране. Часть мощностей перейдет в производственное и инфраструктурное строительство. Подобными маневрами «стройка» в целом может в определенной степени компенсировать свою доходность из-за временно выпадающих объемов жилищного строительства.
Возможно, в ближайшее время увеличится доля строительства для населения «доходных домов», что широко распространено в мировой практике. Это в разы снижает стоимость жилья для населения по сравнению с купленным ими в собственность, не ухудшая качество жизни людей. Запуск данного механизма в условиях текущего и ожидаемого дефицита трудовых ресурсов в стране представляется эффективным не только для экономики, но и для роста благосостояния населения.
Само «строительство» занимает не очень большой объем добавленной стоимости в структуре ВВП страны — 5,0% в 2023 г. Однако стройка и ее жилищный сегмент создают заметный мультипликативный эффект роста на другие виды экономической деятельности, участвующие в поддержке строительной деятельности. Это металлургия, машиностроительные заводы, производящие строительную технику, перевозка грузов и транспорт, производство стройматериалов, электроэнергетика и др. И главное, в строительстве и в его обеспечении работают люди, для которых их доход и занятость имеют важнейшую экономическую составляющую. Поэтому вход жилищного строительства в зону неопределенности и долговременной производственной паузы крайне нежелателен.
Барьеры
Стоит отметить, что, несмотря на риторику о неизбежном снижении цен в основном за счет снижения расценок на жилые объекты, руководители строительных организаций данное явление пока не подтверждают. Видимо, некоторое понижение цен начнет проявляться в 2025 г. по мере завершения ввода объектов, профинансированных за счет бывшей массовой ипотеки и до появления новой льготной программы жилищного субсидирования.
Есть и другие барьеры. Так, 47% респондентов высказались о негативном давлении на бизнес фактора «высокая стоимость строительных материалов». И это значение самое высокое за последние 2 года, ухудшившись за год на 3%.
Нарастающими темпами последние 2 года складывается динамика давления фактора — «недостаток квалифицированного персонала». Об этом сообщили 33% респондентов. В прошлом году доля негативных мнений по указанному фактору составляла лишь 24%.
По-прежнему заметные неудобства предприниматели испытывают из-за высокого налогового обременения на свой бизнес — это констатировали 31% опрошенных.
По материалам ИСИЭЗ НИУ «ВШЭ»
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылкеhttps://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_12_2024_pc.pdf
Комментарии