Строительная отрасль регионов замирает в падении?
По итогам трех кварталов 2025 г. общий объем строительных работ в российских регионах, согласно данным Росстата, составил 12,35 трлн руб., что на 3,1% больше, чем год назад. Рост замедлился как по отношению к концу первого полугодия (+4,3%), так и к первому кварталу (+6,9%). Год назад по итогам трех кварталов 2024 г. он составлял 1,5%.
На замедление в течение этого года повлияло то, что объем строительных работ в августе и сентябре лишь незначительно - на 0,1% и 0,2% - вырос к уровню годичной давности.
Стимулом для роста в 2025 году остаются повышенные расходы на инфраструктуру со стороны бюджетов регионов, увеличенные федеральные вложения в отраслевые национальные проекты. Сдерживающим фактором является жилищное строительство, где снижаются площади вводимого жилья, количество полученных разрешений и размещенных проектных деклараций. При этом реализация проектов по созданию нового жилья, стартовавших в 2023‑2024 гг., растягивается на более долгий срок из‑за пониженного спроса.
Наибольший рост объема строительных работ за 3 квартала зафиксирован у Центрального федерального округа - +7,3%, 3,23 трлн руб., который улучшил результат относительно конца первого полугодия на 6,9%. К октябрю 2025 г. увеличение объемов строительных работ было зафиксировано у 13 регионов из 18, входящих в округ, в том числе у Москвы, Московской области и всех граничащих с ними субъектов. На рост строительной активности в ЦФО повлияло самое высокое среди округов повышение инфраструктурных вложений региональных бюджетов.
Объемы строительства снизились в двух федеральных округах: Приволжском (-3,2%, до 2,03 трлн руб.) и Южном (-10,3%, до 886,2 млрд руб.). В первом полугодии показатель падал также на Урале и Северном Кавказе, но за третий квартал ситуация там улучшилась, тогда как показатели ПФО и ЮФО еще более усиленно снижались.
Лишь в двух регионах Южного федерального округа - Адыгее и Крыму - темпы отраслевых работ были значительно выше, чем год назад. На пониженную активность ЮФО в строительстве значительно повлияло падение инфраструктурных расходов региональных бюджетов. При этом объемы строящегося или готовящегося к строительству жилья в округе выше, чем год назад, но влияние этого фактора пока невелико, так как показатель рос в последние месяцы, и многие проекты не достигли активной фазы.
В Приволжском федеральном округе более разнонаправленные тенденции: там рост строительной активности по итогам трех кварталов 2025 года наблюдался в шести регионах из 14. В Татарстане, чья доля в строительстве ПФО составляет 33%, рост был очень сдержанным - на уровне 1%. У других регионов-лидеров округа - Башкирии, Нижегородской области, Пермского края, суммарная доля которых 33,4%, - наблюдалось падение объемов работ на 3‑13%. Предположительно, последнее было связано с небольшим снижением инвестиций в инфраструктуру и промышленные проекты.
Самый значительный рост объема строительных работ за три квартала был вновь в Адыгее (+68,7%, до 28,3 млрд руб.). На это повлияло более активное, чем год назад, строительство жилья и развитие туристической инфраструктуры.
В тройку лидеров по темпам роста за это время также попали Бурятия (+47,3%, до 63,9 млрд руб.) и Крым (+41,3%, до 130,5 млрд руб.). В первом случае на таком росте сказалось промышленное строительство, во втором - увеличение объемов строящейся жилой недвижимости.
По итогам трех кварталов самое сильное падение объема строительных работ продолжало оставаться у Калмыкии (-83,1%, до 1,2 млрд руб.). Оно замедлилось, т.к. по итогам полугодия составляло почти 88%. В республике за год немного снизились объемы строительства жилья, и был зафиксирован рост бюджетных вложений в инфраструктуру.
Другими регионами с наибольшим снижением объема строительных работ за три квартала стали Костромская (-52%, до 6,4 млрд руб.) и Магаданская (-46,3%, до 15,8 млрд руб.) области. В обеих за год сократились площади строительства жилья и заметно упали бюджетные расходы на инфраструктуру.
За три квартала самый большой объем строительных работ был выполнен в Москве - на 1,54 трлн руб. Он вырос на 12,5% в сопоставимых ценах, благодаря росту вложений в инфраструктуру в целом и в метрополитен и автодороги в частности. Отраслевая активность росла вопреки снижению объемов жилищного строительства. По итогам трех кварталов 2024 года в строительной отрасли столицы наблюдалось падение на 5,8%, поэтому еще одна из причин нынешнего роста - более низкая база, сформированная год назад.
По темпам роста объема строительных работ в топ-10 Москва уступила лишь Ленинградской области (+37,3%, до 349,8 млрд руб.), в которой более чем на 60% выросли бюджетные вложения в инфраструктуру, на 14% - площадь строящейся жилой недвижимости, продолжает расти активность в коммерческом и промышленном строительстве.
Снижение объемов отраслевых работ по итогам трех кварталов наблюдалось в трех регионах из топ-10: Ханты-Мансийском (-4%, до 383,2 млрд руб.) и Ямало-Ненецком автономных округах (-14%, до 302,3 млрд руб.), а также в Краснодарском крае (-20,6%, до 327,1 млрд руб.). В обоих округах снижение замедлилось на 3‑5% по отношению к результату по итогам первого полугодия, что позволило ЯНАО вернуться в топ-10. В Краснодарском крае падение, наоборот, усилилось: ключевым фактором остаются пониженные бюджетные вложения в инфраструктуру.
К октябрю 2025 года Татарстан сохранил второе место по объемам строительства в стране (672 млрд руб.), рост к прошлогоднему уровню составил 1%. Несмотря на то, что строительная активность в Московской области выше (+4,3%, 555 млрд руб.), ей пока не удастся догнать республику из‑за значительного отрыва по вложениям.
Ожидается, что до конца 2025 года состав топ-10 существенно не изменится. Исключением может стать Башкирия, которая по итогам 2024 года и первого полугодия 2025‑го входила в него и может вернуться. Сейчас республика отстает от Ямало-Ненецкого округа по объему строительных работ на 4 млрд руб. и отличается меньшими темпами падения отраслевой активности (-11,2% против -14%). У других регионов возможность достичь «порога входа» в десятку крупнейших до конца года не появится.
Отраслевая инфляция опередила потребительскую
По расчетам на основе данных Росстата, на 1 октября 2025 г. годовая инфляция в строительной отрасли достигла 8%. Это было на 0,4% меньше, чем в начале второго полугодия. Результат начала 2025 г. - 7,8% все еще не достигнут.
За третий квартал годовая потребительская инфляция снизилась на 1,4%, до почти 8% годовых. Формально рост цен в строительстве и в экономике был одинаковым, но в действительности потребительская инфляция по итогам сентября оказалась меньше общестроительной на 0,06% или 7,98% против 8,04%. Кварталом ранее разрыв между ними составлял 1%: потребительская инфляция тогда обгоняла отраслевую. Предположительно, на более медленную скорость снижения цен в строительстве влияла более высокая активность в отрасли, чем в целом по экономике.
Самый высокий уровень строительной инфляции на начало октября 2025 г. был в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах - по 9,8%. Они обогнали Южный федеральный округ, который лидировал по росту цен в строительстве в прошлые кварталы. Рост на Северо-Западе связан с повышенной активностью в строительстве в первой половине года, в Поволжье - с высоким уровнем инфляции в целом по экономике: в частности, в сентябре в годовом выражении она выросла на 0,1%, до 8,8%.
Наименьшее значение строительной инфляции к октябрю было в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах - по 7,2%. В СКФО за квартал она выросла на 0,4%. На пониженный уровень влиял менее сильный рост цен в целом - годовая потребительская инфляция на Северном Кавказе меньше среднероссийского уровня. На Урале на низкое значение инфляции могло повлиять отсутствие роста отраслевой активности.
Ожидается, что в конце 2025 г. общестроительная инфляция составит 7,7‑7,8%, то есть фактически совпадет с уровнем 2024 года - 7,8%. Кроме того, как минимум следующие один - два квартала отраслевая инфляция, вероятно, будет превышать потребительскую, что создает определенную нагрузку на отрасль.
Инфраструктурные расходы замедлятся к концу года
Общий объем расходов бюджетов регионов на инфраструктуру за 3 квартала достиг 1,26 трлн руб., на 16,7% больше, чем за тот же период прошлого года.
По итогам полугодия разница с результатом годичной давности составляла 18,5%. Небольшое снижение темпов роста вложений связано с тем, что год назад в этот период регионы стали тратить на инфраструктуру немного активнее, чем в течение предыдущих месяцев. В целом на низкую базу прошлого года влияли завершение национальных проектов прежнего состава и временная неопределенность с инфраструктурными планами государства на следующие 6 лет.
Для сравнения, в 2023 г. подобные расходы региональных бюджетов были более активными. Нынешние бюджетные вложения регионов в инфраструктуру превышают расходы двухлетней давности на 1,5‑2% в текущих ценах, но в сопоставимых ценах отстают от них на 11‑13%.
Наибольшее увеличение бюджетных расходов регионов на инфраструктуру зафиксировано по итогам трех кварталов в Центральном федеральном округе - на 49,5%, до 566,6 млрд руб. На это повлиял значительный рост инфраструктурных вложений бюджета Московской области - в 2,2 раза, до 142 млрд руб., в том числе направленных на дорожное хозяйство. В Москве инфраструктурные вложения бюджета выросли на 44,4%, до 378,2 млрд руб. из‑за повышенных расходов на автодороги и развитие метрополитена. Год назад у столицы в этот период наблюдалось снижение инфраструктурных расходов примерно на 27%. Среди других регионов ЦФО с ростом бюджетных вложений в инфраструктуру более 40% были Рязанская, Владимирская и Ярославская области.
Самый значительный спад за 3 квартала зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе - на 20,6%, до 65,8 млрд руб. Он стал менее сильным, чем по итогам первого полугодия (-27,5%). Причина спада - в уменьшении на 30‑40% отраслевых вложений в регионах, которые год назад больше всего тратили на инфраструктуру в округе, - Якутии и Сахалинской области. В четырех регионах Дальнего Востока из 11‑ти отраслевые расходы бюджетов вопреки этой тенденции увеличились: к Амурской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в третьем квартале добавился Хабаровский край.
Три крупнейших по инфраструктурным бюджетным расходам субъекта - Москва, Московская область и Санкт-Петербург - по итогам трех кварталов вложили в отрасль 632,4 млрд руб., их доля среди всех регионов страны достигла 50,4%. Это больше на 10,5%, чем год назад, и меньше на 1,4%, чем по итогам первого полугодия. Предположительно, такой дисбаланс финансирования негативно скажется на развитии отрасли, если будет сохраняться в течение нескольких лет.
В четвертом квартале 2025 г. рост инфраструктурных расходов бюджетов регионов, скорее всего, замедлится на фоне более высокой базы год назад: тогда для этого периода были характерны более активные вложения, благодаря появлению определенности с федеральными планами и нацпроектами до 2030 г. и распределением бюджета на ближайшие годы.
По итогам 2025 г. ожидается, что рост расходов на инфраструктуру составит примерно 10% в текущих ценах, до 2,18 трлн руб. Для сравнения, в 2024 г. было зафиксировано падение на 8,8%, до 1,99 трлн руб.
Галина Крупен
По материалам Sherpa Group
Фото: https://www.mos.ru
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:




Комментарии