Стоимость стройматериалов при маркировке «Честным знаком» может вырасти на 5-7%
В 2024 году в строительной индустрии России пройдет эксперимент по добровольной маркировке части строительной продукции меткой «Честный знак». Если все делать «по уму», то стоимость строительных материалов и изделий может вырасти на 5-7%.
Засилье контрафакта на рынке стройматериалов и изделий для стройки привело Минпромторг к идее проведения добровольного эксперимента по цифровой маркировке стройматериалов. Если его признают успешным, система станет обязательной для всех игроков рынка. Причиной для тотального ухудшения качества стройматериалов, появления фальсификата и контрафакта стала ликвидация в 2021 году у Росстандарта функций контроля и надзора за качеством стройматериалов. Однако просто вернуть старую систему власти не готовы, а вот ввести маркировку по типу «Честного знака» — это реально.
Портал «Движение.ру» в этой связи приводит слова представителя ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), который в качестве причины введения маркировки назвал долю фальсификата в некоторых сегментах рынка: так, фальсифицированной трубной продукции и сухих строительных смесей выросла до 30%, цемента — до 21,3%.«Бетон, смешанный из некачественного цемента, не выдерживает перепадов температуры. Это стало одной из причин крупной проверки качества в 2019 году, когда в нескольких городах Сибири проводили контрольную закупку стройматериалов», — напомнили в ЦРПТ.
Отметим, что помимо цемента, труб и сухих строительных смесей большое количество фальсификата и некачественных изделий выявляется в кабельной продукции, в отопительных приборах, теплоизоляции, тротуарной плитке и т.д.
При этом, как объяснил председатель совета Ассоциации производителей строительных материалов, оборудования и сырья (ПСМ ЕАЭС) Роман Куприн, в стройиндустрии контрафакт имеет свои особенности. В других сферах этим словом обычно называют товары, которые незаконно используют торговые марки другого производителя. Но в стройматериалах актуальнее проблемы с сертификацией, а также продажей дешевой марки под видом более дорогой и нарушением стандартов производства.
«Для профессиональных участников строительного рынка эта проблема не столь значительна — они имеют возможность провести входной контроль качества продукции и не допустить на стройку небезопасную продукцию. А для индивидуального застройщика — это экономически практически неподъемная проблема. Ему приходится полагаться на честность и порядочность продавца», — сказал Куприн.
«Если регуляторы пойдут по пути минимальной финансовой нагрузки и ограничатся только маркировкой самого товара, то и рост стоимости, и эффективность будут минимальными. Продукция, скорее всего, подорожает в пределах 1-2%. Однако ситуация с контрафактом на строительных рынках практически не изменится», — рассказал Роман Куприн.
Другой путь — полноценная маркировка с отслеживанием каждой единицы товара, как это уже работает с табачной, алкогольной и молочной продукцией. Цена на стройматериалы, по подсчетам Куприна, в таком случае вырастет на 5-7%.
Однако в ЦРПТ с такой оценкой представителей рынка не согласны:
«По подсчетам НИУ ВШЭ, влияние маркировки на единицу продукции оценивается не более чем в 0,3% стоимости или в 42 копейки без учета стоимости кода маркировки. Более того, маркированные товары растут в цене намного медленнее, чем не маркируемые — производители знают, что под контролем и сдерживают цены. C учетом низких скоростей производства стоимость маркировки стройматериалов составит ничтожные доли процента в себестоимости».
Также в ЦРПТ считают, что небольшие производители не столкнутся с проблемами, если маркировка станет обязательной.
«Для них разработаны бесплатные сервисы ПО «Маркировка просто», мобильное приложение «Честный знак бизнес», которое позволяет работать через мобильный телефон или терминал сбора данных без применения сканера и компьютера, бесплатный сервис документооборота «ЭДО.Лайт». Все это позволяет внедрить маркировку с минимальными затратами», — уточнили в ЦРПТ.
Решение о проведении эксперимента по маркировке на строительном рынке предстоит принять правительству РФ.
Напомним, что свою систему маркировки строительной продукции разработало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), предлагая производителям стройиндустрии маркировать свою продукцию «Знаком качества НОСТРОЙ». При этом НОСТРОЙ проверяет сами производства, а продукция проходит независимый лабораторный контроль в аккредитованных лабораториях. Сведения о проверенных стройматериалах и изделиях можно найти в Реестре добросовестных производителей НОСТРОЙ.
Комментарии