«Госплан 2.0» от НОСТРОЙ выходит на проектную мощность
В последние два года НОСТРОЙ создал ряд уникальных продуктов, которые в итоге сформировали систему под условным названием «Госплан 2.0». Система позволяет не только собирать достоверную информацию о материалах и ценах на строительном рынке, но и давать весьма точные прогнозы по развитию строительного комплекса в целом.
О том, как сегодня развиваются элементы этой системы, мы беседуем с заместителем руководителя Аппарата НОСТРОЙ, директором Департамента ценообразования в строительствеПавлом Малаховым:
— Павел Васильевич, почти два года назад НОСТРОЙ в экстренном порядке начал формировать Каталог импортозамещения, который за эти годы развился в очень серьезный и многоплановый проект. Как вы видите его дальнейшее совершенствование?
— Мы договорились с Минстроем и Минпромторгом России развивать Каталог в направлении качества продукции. Сегодня с точки зрения импортозамещения стройматериалов и изделий основные позиции заменить удалось, и стройка продолжает работать. Где-то сработал параллельный импорт, где-то — господдержка при открытии новых предприятий. И, казалось бы, накал должен был спасть, но заявки для включения в Каталог продолжают поступать, эксперты отсматривают материалы, Рабочая группа голосует, и мы плавно приближаемся к четырем с половиной тысячам позиций.
Если говорить о развитии, то сегодня Каталог уже трансформируется в Национальный реестр добросовестных производителей (НРДП), и это двойная нагрузка на НОСТРОЙ — мы вынуждены поддерживать и Каталог, и Реестр. О критериях включения в Реестр мы неоднократно говорили, они есть у нас на сайте и целиком направлены на качество продукции. Главная задача Реестра, которую перед НОСТРОЙ поставили органы власти, — обеспечить стройку качественной продукцией и уйти от фальсификата на рынке там, где он встречается: в цементной отрасли, в кабельной и трубной продукции. Сегодня подано более 400 заявок для включения в НРДП, и около 40 производителей уже получили подтверждение, что они включены в Реестр, — а это около тысячи позиций.
— В Реестр включаются те же организации, что в Каталоге?
— Не всегда, это два параллельных списка. Конечно, мы изначально делали ставку на добросовестных производителей, которые уже включены в Каталог, но практика показала, что и другие производители с рынка хотят войти в Реестр. Например, компания «Систем Электрик» (бывший «Шнайдер Электрик») заявлен у нас в Каталоге как иностранный производитель, их это беспокоит. Они заявляют, что все корпоративные вопросы по продаже бизнеса завершены, производство локализовано на территории России, компания хочет работать на российском рынке как российский производитель, и подали заявку на включение в наш Реестр. Мы провели проверку, убедились, что они не зависят от импорта, аккредитовали две их площадки в Санкт-Петербурге и включили продукцию с этих площадок в Реестр.
Есть компании, которые перекочевали в Реестр добросовестных производителей из Каталога — им было легче, он просто провели лабораторные испытания своей продукции. Те компании, которые пришли с рынка, проверяются по полному циклу. Для этого мы сделали информационный сервис, который помогает нам в работе. Половину критериев мы проверяем автоматически через открытые данные — здесь мы сотрудничаем с налоговой службой, получаем информацию о том, что юридическое лицо существует по реальному адресу, что компания зарегистрирована в России, не находится под процедурой банкротства и в отношении нее нет исков по качеству продукции. Сейчас модно говорить про искусственный интеллект, и можно сказать, что есть искусственный интеллект НОСТРОЙ, который нам помогает. Мы его научили не просто проверять соискателей. Он еще и анализирует, пересекается или нет номенклатура, достаточно ли производственных мощностей у этого предприятия под заявленные объемы.
— Каким образом заинтересованные пользователи могут получить информацию из Реестра?
— Главный элемент получения информации из НРДП — визуализация. Вторая часть Реестра — это формирование ресурсно-технологических моделей типовых объектов социальной инфраструктуры. Сегодня наш искусственный интеллект «забирает» все объекты капитального строительства с электронных торгов — это школы, садики, ФОКи, ФАПы, дороги, всё, что можно назвать типовым, и раскладывает их «по винтикам», причем вместе со стоимостью этих ресурсов. В итоге у нас есть ресурсно-технологические модели объектов социальной инфраструктуры, на основе которых можно спрогнозировать спрос на основные стройматериалы, а также сформировать заказ для стройиндустрии по каждому региону и оценить потенциальную стоимость строительства типовых объектов.
Вся информация о производителях, включенных в Реестр, наносится на интерактивную карту России, причем там не только действующие члены Реестра, но и кандидаты. К пометке на карте подгружается информация о компании, можно посмотреть номенклатуру изделий, фотографии, сертификаты. Эта информация нужна и важна и проектировщикам, и строителям.
Эта система также используется для анализа и контроля за деятельностью компаний — членов СРО. Благодаря тому, что мы видим все объекты госзаказа, можно отследить на них графики производства работ и освоения выделенных средств. И если компания срывает какие-то показатели, информация об этом сразу поступает в СРО, в которой она состоит. Таким образом, мы помогаем СРО в их работе и выявляем проблемные объекты. Благодаря электронному ресурсу можно, например, отфильтровать все школы с высоким риском срыва сроков строительства. Кроме того, наша информация помогает подрядчику по уже построенным объектам оценить, уложится ли он в сроки строительства, которые зафиксированы в предлагаемом ему госконтракте, а заказчику — правильно посчитать стоимость проекта.
— НОСТРОЙ параллельно с формированием Реестра начал активно заниматься строительными лабораториями. Как успехи на этом направлении?
— Мы продвигаемся. Активно создается лабораторный кластер — сегодня более 500 лабораторий подали заявки на включение в него. Цель — обеспечить контроль со стороны НОСТРОЙ и СРО за работой лабораторий. Чистота результатов достигается за счет стопроцентного видеонаблюдения за процессом испытаний, чтобы исключить торговлю фальшивыми заключениями. Мы проверяем уровень образования сотрудников лабораторий, оснащенность оборудованием, возможность в принципе проводить испытания, на которые она заявляется. Если результаты проверки положительные, лаборатория появляется в системе, получает Личный кабинет и возможность через этот кабинет работать на рынке и получать заказы на проведение испытаний. Если раньше в лаборатории обращались только производители стройматериалов, то теперь мы даем возможность заказчикам и подрядчикам выбрать лабораторию, исходя из оптимальных сроков и цены проведения экспертизы.
Система строится на верификации испытаний, предусмотрена регистрация протокола, которому присваивается номер. Следующий шаг — уже цифровая маркировка продукции — это возможно делать как в рамках системы Минпромторга России «Честный знак», так и в программе «Знак качества НОСТРОЙ». Мы сейчас обсуждаем комфортный и экономически обоснованный для производителя способ нанесения цифровой маркировки. Верим, что это обязательно будет.
— Если вернуться к Каталогу импортозамещения, то я неоднократно слышала голоса скептиков: «Да кому он нужен, и кто им пользуется?». Что бы вы им ответили? Есть ли какая-то статистика на этот счет?
— Самый главный критерий нашей работы — это пользователь. Предлагаю скептикам провести простой эксперимент: в любой поисковой системе забить в строке поиска «каталог импортозамещения» — и Каталог НОСТРОЙ уже многие месяцы занимает первую позицию. Это показатель того, что люди им пользуются, тем более что НОСТРОЙ не вкладывает в рекламу ни копейки. Сказать, кто конкретно пользуется Каталогом — проектировщик, строитель, эксперт или индивидуальный застройщик — я не могу. Скорее всего, это проектные организации, средние и крупные подрядчики, а также организации, занятые на капитальном ремонте многоквартирных домов. Ведь очень многие проекты — школы, медицинские центры — начаты 3-4 года назад, в проектной документации заложено импортное оборудование или материалы, а их теперь реально нет на рынке. И тогда руководитель компании начинает гонять своих снабженцев с вопросом: «Что делать и чем заменить?». Вот на этот случай и существует наш Каталог. Проектировщик и строитель в ходе реализации проекта могут заменить иностранное оборудование на отечественное, указанное в Каталоге, без повторной экспертизы, с согласия заказчика. Это очень сильно все упрощает. Да и заказчик имеет возможность проверить по Каталогу, что ему предлагают качественную замену. Мы видим, что запросы в Каталог идут со всех регионов страны, и они прямо пропорциональны строительной активности в регионе. Значит, Каталог работает.
— То есть Каталог нужен для достройки начатых объектов, а потом в проекты будут закладываться те материалы и оборудование, которые есть на рынке, и обращение к Каталогу уже не потребуется?
— Вполне возможно, что в какой-то момент Каталог должен будет прекратить существование — года через три-четыре, когда проектировщики, строители и заказчики освоятся на российском рынке и наработают свои библиотеки материалов и изделий. Однако вопрос качества при этом останется неизменным — по каким каталогам его можно будет подтвердить? Второй момент: в Россию все равно идет иностранное оборудование, например, из Китая. Я считаю, что оно должно проходить лабораторные испытания так же, как и российское. Иностранные производители должны подтверждать качество своей продукции. В этой ситуации Национальный реестр добросовестных производителей становится бесплатным маркетингом, который поможет продвижению отечественной продукции.
Кроме того, мы активно работаем с российскими производителями, чтобы они размещали в Реестре вместе с характеристиками BIM-библиотеки своей продукции, чтобы проектировщики могли забрать их сразу в машиночитаемом формате. Это намного упростит работу проектировщика и продвинет продукцию производителя на рынок. Это еще одна задача, которая стоит в развитии Реестра, — создание каталога элементов, BIM-библиотеки, чтобы можно было собирать проект как конструктор.
— А в целом, куда должен развиваться Реестр добросовестных производителей?
— Хотелось, чтобы он стал полноценным «Госпланом 2.0», как мы с вами его как-то назвали, — то есть эффективным инструментом для планирования строительной отрасли в масштабах всей страны.
Конечно, идеально, когда каждый производитель добросовестный, нет фальсификата, потому что он экономически невыгоден и нецелесообразен, а система не пропускает его на стройку. Но это голубые мечты. А в реальности строитель не от хорошей жизни покупает фальсификат — ему нужно сэкономить, завершить проект и не разориться. И в этой ситуации он будет искать максимально дешевые материалы и оборудование.
Особенно ярко это проявляется в капремонте многоквартирных домов, где подрядчики жестко ограничены по стоимости и по условиям ведения работ. Именно поэтому в 2023 году около 80% торгов на капремонт МКД признаны несостоявшимися, причем на половину торгов было вообще ноль заявок — подрядчикам это неинтересно! Там ворох проблем, связанных со сроками оплаты, — отсрочка без компенсации процентов составляет 2-3 года! Вот почему подрядчик и бежит за фальсификатом — чтобы хоть как-то выжить.
Поэтому, я считаю, необходимо запустить механизмы, при которых у подрядчика будет исключена возможность покупки фальсификата, но и заказчик должен будет провести качественный конъюнктурный анализ и заложить в смету проекта реальные цены, действующие на рынке. Предполагалось, что таким функционалом будет обладать ФГИС ЦС, но мы видим, что наполнение идет со скрипом. Поэтому НОСТРОЙ создает для СРО, регионов электронный Центр ценообразования — сервис для прогнозирования и анализа, а также помощи в сборе данных по стоимости ресурсов. Это даст возможность качественно формировать начальную максимальную цену контракта, проводить анализ цен. Причем все это можно делать в режиме реального времени и в разрезе каждого региона.
Аналитический «Госплан 2.0» Нацобъединения позволит правильно рассчитать текущие и перспективные проекты, спрогнозировать развитие стройиндустрии, инфраструктурного и промышленного строительства. Сервисы НОСТРОЙ направлены на практическую стройку, власть и СРО как участника этой системы. Объективность данных существенно влияет на качество принимаемых решений.
Лариса Поршнева
Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf
Комментарии