DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Стены, которые лечат (или вредят): выбираем материалы для отделки с точки зрения нейробиологии

Мы привыкли думать о стенах как о фоне. О своего рода холсте, на котором разворачивается наша жизнь, — с мебелью, декором и повседневной суетой. Но в этом и кроется фундаментальная ошибка. Стены не фон. Они наш ближайший собеседник, который ведет с нами безмолвный, но очень важный диалог. Причем 24 часа в сутки.

Они могут нашептывать о спокойствии или кричать о хаосе, заряжать энергией или незаметно вытягивать силы.

Как это работает? Все дело в том, что наш мозг, особенно его древние, отвечающие за выживание отделы, постоянно сканирует окружающую среду на предмет безопасности и комфорта. Он не анализирует, он чувствует. И стены, занимающие самую большую визуальную площадь в помещении, становятся для него главным источником информации.

Возьмем, к примеру, обои с мелким, рябящим и слишком контрастным узором. Для сознания это просто рисунок. Для подсознания — визуальный шум, постоянный раздражитель, который заставляет мозг быть в легком, но непрерывном напряжении. Знакомо чувство, когда в комнате просто… неуютно, а почему — непонятно? Возможно, дело как раз в таком «кричащем» орнаменте, который перегружает зрительные центры и не дает нервной системе расслабиться.

А теперь представьте другое. Стены, отделанные фактурной штукатуркой, пробковым покрытием или деревянными панелями. Их хочется коснуться. Эта легкая шероховатость, теплота и живая, несовершенная текстура подсознательно считываются как нечто природное, а значит, безопасное. Наш мозг, эволюционно заточенный под поиск укрытия в лесу или пещере, узнает эти знакомые сигналы и расслабляется.

А что же с идеально гладкими глянцевыми поверхностями? Они красивы, но холодны. Они отражают, но не поглощают. Взгляд скользит по ним, не находя зацепок, и мозг получает сигнал о некоторой стерильности, дистанции. Это не плохо, но это совсем другая история, не об уюте и не о восстановлении сил.

Это все игра на уровне осязания, пусть и воображаемого. А ведь есть еще и цвет — главный дирижер нашего настроения. И дело не в банальном «синий успокаивает, а красный бодрит». Дело в глубине и сложности оттенка. Плоский, химически чистый цвет из базовой палитры утомляет сетчатку, как монотонный гул. А вот глубокие, природные тона — цвет мха, пыльной розы, грозового неба — содержат в себе множество полутонов. Они дают глазу и мозгу пищу для созерцания, не утомляя, а насыщая.

Именно поэтому стены в спальне — это не просто декор. Это своего рода терапевтическая капсула. Выбирая для этих стен матовую краску сложного серо-зеленого оттенка или текстильные обои с едва заметной фактурой льна, мы посылаем мозгу самый важный сигнал перед сном: «Все хорошо. Ты в безопасности. Можно выдыхать». И он послушно выдыхает.

Конечно, это не значит, что нужно отказаться от ярких акцентов или смелых решений. Вовсе нет. Интерьер — это не монастырская келья, а живой организм, где есть место и для тихого шепота, и для восклицательного знака.

Акцентная стена — это не только дизайнерский прием. С точки зрения нашего мозга это грамотно организованный фокус внимания. Она направляет энергию, создает визуальную интригу и не дает пространству стать пресным. Это направленный энергетический импульс, а не хаотичная бомбардировка сетчатки, как в случае с четырьмя активными стенами.

Или, скажем, яркий, динамичный рисунок в прихожей. В этой транзитной зоне, где мы не проводим много времени, он работает как увертюра к спектаклю — задает тон, интригует, но не успевает утомить. Мозг воспринимает его как короткое бодрящее событие, после которого наступает покой основной «сцены» — гостиной или спальни.

Стены — это «кожа» нашего дома. Его самый большой орган чувств. И выбирая для этой кожи отделку, мы, по сути, выбираем, какими прикосновениями наш дом будет нас встречать каждый день. Будут ли они успокаивать, обнимать или держать в легком тонусе. Это и есть самый честный диалог с собственным домом — диалог без слов, на уровне ощущений. И к нему стоит прислушаться.


Источник: topdesignmag.ru

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!