Российские дороги: ремонт, реконструкция, строительство и снова ремонт
Распоряжением Правительства России № 768-р от 31 марта 2025 г. утвержден шестилетний план дорожной деятельности в РФ, согласно которому до 2030 г. планируется построить и реконструировать свыше 1,9 тыс. км федеральных и 1,7 тыс. км региональных трасс, в том числе порядка 900 км дорог на сельских территориях. Этот комплексный план станет ключевым инструментом для реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Благодаря реализации шестилетнего плана, доля находящихся в нормативном состоянии федеральных трасс, дорог опорной сети и крупнейших городских агломераций должна составить 85%, а соответствующий показатель для дорог регионального или межмуниципального значения - 60%.
Всего в 2025 г. Росавтодор планирует ввести 150,6 км подведомственных трасс и 30 искусственных сооружений в их составе общей протяженностью 3 788,6 пог. м.
Так, в Татарстане завершаются работы по реконструкции участков автомобильной дороги М-7 «Волга» общей протяженностью 29,7 км, что позволит в 2 раза повысить пропускную способность дороги и увеличить скоростной режим. Также на участке будут построены 4 транспортных развязки в разных уровнях.
В Приморском крае работы по реконструкции проводятся на отрезке с 687-го по 703-й км трассы А-370 «Уссури».
Один из ключевых проектов Юга России - это северный обход города Астрахани в составе автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов - Волгоград - Астрахань. Обход необходим для развития международного транспортного коридора «Север - Юг». Завершить полностью строительство объекта планируется до конца 2028 г.
Также в числе крупных проектов правительственной программы дорожной деятельности - строительство и реконструкция автомобильных дорог М-2 «Крым», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», Р-21 «Кола», Р-22 «Каспий», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон», Р-255 «Сибирь», Р-258 «Байкал», Р-504 «Колыма», А-121 «Сортавала», А-181 «Скандинавия» и А-370 «Уссури». Масштабные дорожные работы на некоторых объектах уже начались.
Региональная сеть
Масштабные работы по строительству и реконструкции объектов пройдут и на региональной и местной сети дорог. В частности, в столице Чеченской Республики выполняются работы по реконструкции улицы Асланбека Шерипова - одной из центральных магистралей Грозного. Протяженность объекта - 2,6 км. В ходе работ проезжую часть расширят с четырех полос до шести. Там же идет реконструкция моста через реку Сунжу (72,2 пог. м).
В Нововятском районе Кирова продолжается строительство тоннеля под Транссибирской магистралью. Общая протяженность объекта с подъездными четырехполосными путями составит 740 м, тоннельная часть - 36 м.
Обходы городов
Согласно поручению Президента РФ до конца 2030 г. планируется построить не менее 50 обходов. Из них 36 - федеральные объекты, в том числе 31 - Федерального дорожного агентства и еще 5 - ГК «Российские автомобильные дороги». Оставшиеся 14 - региональные объекты.
В 2025 г., в частности, продолжается работа на обходах Волгограда в Волгоградской области, Пугачева в Саратовской области, Дербента и Хасавюрта в Республике Дагестан, Богдановича в Свердловской области, поселка Зубова Поляна в Республике Мордовия, населенного пункта Вольно-Надеждинское в Приморском крае, Спасска в Пензенской области, села Сокуры в Республике Татарстан, а также Калининграда, Владикавказа и Орла.
Кроме того, в этом году планируется начать работы на обходе Нового Рогачика в Волгоградской области, поселка Чердаклы в Ульяновской области, а также Южном обходе Рязани. Протяженность нового участка М-5 «Урал» составит 26,5 км. Он начнется на 190-м км автодороги М-5 «Урал», обогнет город Рязань с юга и выйдет на существующую трассу в районе 210-го км трассы. В ходе работ специалисты возведут одну эстакаду, 3 транспортные развязки, 7 мостов и столько же путепроводов. Строительство разделят на 3 этапа. Его окончание запланировано на 2028 г.
При этом уже на финальной стадии реализации находятся проекты в Пензенской и Волгоградской областях. Так, федеральные дорожники приложат все усилия, чтобы в этом году открыть обход Спасска протяженностью 23 км в составе автомобильной дороги М-5 «Урал», а также 1-й этап обхода Волгограда (12,2 км) на трассе Р-22 «Каспий».
В 2019 г. специалисты приступили к строительству транспортного обхода на участке км 466 - км 489 от границы с Республикой Мордовия и почти до села Дубровки. Работы ведутся активно и в настоящее время завершены на 72,5%. Это будет современная безопасная объездная дорога с параметрами I категории, осевым барьерным ограждением и освещением. Кроме того, проектом предусмотрено строительство 10 искусственных сооружений, включая 2 моста, 3 путепровода и 5 сельскохозяйственных переездов.
На 78% дорожники приблизили готовность 1-го этапа обхода Волгограда протяженностью 12,2 км. Новая четырехполосная дорога обеспечит выезд на федеральные трассы Р-22 «Каспий» и региональную автодорогу Волгоград - Котельниково - Сальск. Сейчас специалисты подрядной организации продолжают работы по обустройству и возведению трех транспортных развязок и моста через Волго-Донской судоходный канал - на самом технически сложном инженерном сооружении на протяжении всего обхода Волгограда. Его готовность составляет уже 90%.
На стадии проектирования и прохождения согласования Главгосэкспертизы России находятся еще 5 объектов: участок восточного обхода города Грозный в Чеченской Республике протяженностью 19 км, участок северного обхода Махачкалы в Республике Дагестан (26,1 км), участок северного обхода Астрахани (12,6 км), 3-й этап обхода Новосибирска (15,9 км) и обход Приозерска в Ленинградской области (16 км).
В рамках шестилетнего плана специалисты Росавтодора планируют также приступить к строительству обходов городов и крупных населенных пунктов, в том числе на территории Республики Крым и Красноярского края.
Планы на 2025 год
В субъектах - участниках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» запланированы мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту, в том числе и капитальному, свыше 26 тыс. км дорожной сети. Из них в четырехполосное исполнение будут переведены около 200 км. Кроме того, намечено завершить строительство и реконструкцию участков общей протяженностью 150,6 км. К концу года доля автомобильных дорог федерального значения в нормативном состоянии должна составлять не менее 72,9%.
В большинстве субъектов дорожные работы уже начались. Так, в Республике Дагестан в этом году работы по нацпроекту пройдут на 24 объектах региональной и местной дорожной сети общей протяженностью более 141 км. В Амурской области дорожные работы запланированы на 38 объектах, до конца года в эксплуатацию планируется ввести порядка 25. В Архангельской области планируют привести в нормативное состояние 169,65 км дорожной сети и 10 мостовых сооружений.
Важное направление работы, обозначенное в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г., - модернизация федеральных автодорог, предусматривающая расширение наиболее загруженных участков с двух до четырех и более полос. В 2025 г. запланировано расширение около 290 км федеральных трасс до четырех полос, более 89 км расширят в рамках реконструкции, еще 200 км - после капитального ремонта. Ключевые проекты реализуются в Приморском крае, Республике Татарстан, Владимирской области, Республике Дагестан и Воронежской области.
Что обеспечит реализацию нацпроекта
Прогнозная потребность только в асфальтобетонных смесях, необходимых для реализации мероприятий плана дорожной деятельности на период 2025-2030 гг. в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения составляет более 400 млн тонн. На сегодняшний день строительные ресурсы - битумные вяжущие, инертные материалы и другие, практически полностью представлены российскими производителями.
Работа по модернизации технических требований к асфальтобетонным смесям и асфальтобетонам, проведенная Росавтодором, позволила обеспечить соответствие применяемых материалов актуальным транспортным нагрузкам, повысить межремонтные сроки в 2 раза, а также дала возможность детализированного подбора состава смеси, в том числе исходя из условий строительства в конкретном субъекте РФ.
В текущем году для целей нацпроекта в 84 субъектах-участниках будут задействованы 923 асфальтобетонных завода.
Сегодня дорожные предприятия активно внедряют инновационные технологии, включая автоматизированные системы дозирования компонентов, модифицированные битумные вяжущие и другие. В 2019 г. был создан Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. На сегодняшний день в нем содержится 417 наименований материалов, 67 технологий и 85 конструкций, 99 производств. Только за 2024 г. новые технологии и материалы из Реестра применялись на 2133 объектах.
Так, в Воронежской области в 2025 г. по нацпроекту планируется обновить порядка 200 км региональных и межмуниципальных дорог. Для этих целей запустят в работу 28 асфальтобетонных заводов.
В прошлом году в России был введен новый ГОСТ для асфальтобетонных смесей. Во время подготовительного периода дорожные организации региона переоснастили лаборатории и асфальтобетонные заводы. Современное оборудование позволило работать с щебнем узких фракций.
Обновленная асфальтобетонная смесь А16Вн была применена на многих объектах нацпроекта «Безопасные качественные дороги», в том числе на трассе «Панино - Борщево» - Большой Мартын в Панинском районе, где привели к нормативам 9,4 км. Более вязкий битум позволяет асфальтобетону нового ГОСТа обеспечивать устойчивость к деформациям. Новые смеси повысили планку требований и к качеству щебня. И именно большее количество щебня усилило прочность дорожного полотна.
В 2025 г. планируется подписать соглашение о взаимодействии с крупным производителем термоэластопластов в России. Предприятие выпускает качественные СБС-полимеры, которые планируют применять при создании современных смесей. Это позволит сделать полотно дороги более долговечным и устойчивым к низким температурам.
Активная подготовка к дорожно-строительному сезону ведется и в Липецкой области . В текущем году в регионе по нацпроекту планируют привести в нормативное состояние более 200 км региональной и межмуниципальной дорожной сети, а также 9 искусственных сооружений.
С начала апреля начнут работу 8 асфальтобетонных заводов, в том числе завод в деревне Копцевы Хутора. В прошлом году здесь произвели 220 тыс. т смеси для ремонта более 140 км региональных трасс.
В ходе подготовки завода к запуску специалисты меняют изношенные детали - цепь, ковши, лопасти барабана, обновляют рукавный фильтр, который не дает мелкой пыли попадать в воздух. В этом году производство будет работать по современному ГОСТу, поэтому специалисты заменили еще и сетки, которые разделяют фракции наполнителя в соответствии с новым, более сложным рецептом.
Параллельно идут строительные работы. Уже подготовлен бетонный фундамент для монтажа новой асфальтосмесительной установки, которая рассчитана на выпуск смеси до 160 т/ч. Она заменит устаревшее оборудование, которое за 35 лет выработало свой ресурс. Планируется уже этим летом увеличить мощность завода почти в 1,5 раза.
В Белгородской области также идет активная проверка готовности асфальтобетонных заводов. Необходимый объем асфальтобетонных смесей для дорожного хозяйства региона обеспечат 34 асфальтобетонных завода, 18 из них будут задействованы непосредственно для объектов нацпроекта.
По материалам Росавтодора
Фото: Росавтодор, Минтранс России
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:
Комментарии