Призрак бродит по России. Призрак импортного цемента… И его не отыскать
Форум - ежегодная международная площадка для эффективного противодействия незаконному обороту промышленной продукции и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. По результатам сессий и круглых столов вырабатывается итоговая резолюция, направленная на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, а также гармонизацию законодательств на территории Евразийского экономического союза. Организаторы форума - Евразийская экономическая комиссия, Международная ассоциация «Антиконтрафакт», Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь.
Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина выступила на сессии «Роль технического регулирования в борьбе с фальсификатом» и рассказала о том, что творится на цементном рынке России.
«Госконтроль и надзор за оборотом цемента вскоре будут возвращены на постоянной основе. Добросовестные производители долго этого добивались, - констатировала Дарья Мартынкина. - Теперь наша задача, чтобы госконтроль заработал эффективно, реально снижая долю незаконного оборота цемента, которая составляет в 2024 году не менее 19,1%, или 12,1 млн тонн (по данным Ассоциации по техническому регулированию «АССТР»). В частности, необходимо установить единый порядок сбора и подготовки материалов, необходимых и достаточных для согласования контрольных мероприятий органами прокуратуры. К сожалению, нередко на согласование выездной проверки, необходимой для установления правонарушения, проходит так много времени, что весь цемент из этой партии уже продан, то есть доказательства утрачены. Другой пример - несмотря на неоднократные обращения Союза, пока не удалось пресечь поставки несертифицированного цемента производства ТОО «Sharcem» (Казахстан) в Алтайский край. В Россию заехал уже 21 вагон с таким цементом и был использован для различных видов строительства, что может наносить вред жизни и здоровью граждан, так как использование цемента неустановленного качества влечет за собой разрушение и растрескивание конструкций, иногда такие сооружения имеют повышенный химический и радиационный фон». Этот факт стал живым примером проблемы, которую в своем выступлении обозначил Виктор Назаренко, председатель Международной ассоциации Центр поддержки качества экспортной продукции. Он подчеркнул, что «в рамках ЕАЭС отсутствует эффективный механизм прослеживаемости большинства видов продукции, в том числе потенциально подверженной фальсификации или поставке по необоснованным документам о соответствии».
Также Дарья Мартынкина говорила о проблеме качества цемента, импортируемого из третьих стран. В 2024 году на цемент из Ирана, Китая, Турции, Вьетнама, Южной Осетии были выданы 87 сертификатов, 49 из которых впоследствии отменены. То есть, 65% таких сертификатов выдавались с нарушениями. Объем предполагаемого незаконного оборота импортного цемента (в том числе по серым схемам) в прошлом году составил 4,8 млн тонн (данные «АССТР»). При этом число поставок из третьих стран продолжает увеличиваться и прослеживается тенденция к росту его объемов в перспективе. Количество выданных сертификатов выросло в 2024 году по сравнению с 2023 годом на цемент из Ирана с 33 до 56, из Китая с 2 до 11, из Турции с 3 до 9, из Вьетнама с 3 до 6. В этом контексте участники сессии обратили внимание на несовершенство механизмов противодействия необоснованной выдаче документов об оценке соответствия. Председатель комитета РСПП по техническому регулированию Андрей Лоцманов выразил мнение о необходимости нотификации органов по сертификации, то есть их дополнительного уполномочивания на проведение оценки соответствия со стороны отраслей, что позволит существенно снизить число злоупотреблений. Его позицию активно поддержали эксперты в области стандартизации и технического регулирования.
«Защитить страну от некачественного импорта способен инспекционный контроль на границе каждой партии цемента, поставляемой из третьих стран, - в который уже раз заявила Д.Мартынкина. - Такое требование указано в пункте 9.2 ГОСТ Р 56836-2023 «Оценка соответствия. Правила сертификации цемента», включенном в постановление Правительства РФ №2425, и снова стало действовать с 1 сентября с.г. Теперь важно организовать реальное осуществление инспекционного контроля на границе, мы надеемся на помощь ФТС России и Росаккредитации в решении этого вопроса».
Схожую ситуацию с импортом продукции неустановленного качества обозначил коммерческий директор филиала «Метиз» в г. Череповце АО «Северсталь Менеджмент» Денис Тавриков. Доля импорта в метизной отрасли в 2025 году по прогнозам составит 31% при средней загрузке отечественных производственных мощностей 44%. Некачественные метизы (в частности, поставляемые из Китая) - угроза жизни и здоровью граждан, при этом в отрасли не введена обязательная сертификация и отсутствует госконтроль и надзор, пока не созданы испытательные лаборатории и сертификационные центры.
Комментарии