Президент НОСТРОЙ Антон Глушков: 100% затрат на КРТ ложится на застройщиков
Программа была запущена в 2011 году, став частью федерального проекта «Жилье» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Ее цель - субсидировать строительство социальной и коммунальной инфраструктур в новых жилых районах. Это включает школы, детские сады, больницы, поликлиники и очистные сооружения. Благодаря «Стимулу» застройщики получали существенную поддержку: при комплексном освоении территорий они могли получить бюджетное финансирование на возведение социальных объектов. Важно, что жилье и социальную инфраструктуру возводили параллельно. В итоге покупатели выигрывали от более привлекательных цен, поскольку девелопер не нес прямых расходов в этой части.
Несмотря на высокую отдачу от программы, Минстрой России был вынужден приостановить ее действие в начале 2024 года. Субсидирование проектов комплексного развития территорий в российских городах было заморожено на два года. На смену им пришли новые механизмы: инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты в рамках «инфраструктурного меню».
Власти регионов России - Татарстана, Ленинградской области, Урала надеялись на возобновление популярной федеральной программы. Несмотря на просьбы регионов, реанимировать «Стимул» так и не удалось. Прекращение целевой поддержки при освоении крупных городских территорий означает, что застройщикам предстоит разработать новые стратегии для расширения жилого фонда городов.
«Следует констатировать, что на сегодняшний день альтернативы, адекватной замене федеральной программы «Стимул» нет. Модель, при которой 100% затрат на комплексное развитие территорий ложится на застройщиков, делает конечный продукт - жилье - крайне дорогим и непривлекательным для населения. Как следствие, сворачивание программы «Стимула» создает риски замедления КРТ, удорожание проектов, сокращение нового строительства, особенно вне крупных агломераций, а в ряде регионов страны может в принципе поставить под угрозу строительство новых объектов недвижимости. В сложившейся ситуации возможным выходом может стать переход к смешанным финансовым моделям, сочетающим инфраструктурные кредиты и концессионные соглашения. Дополнительно требуется расширение и упрощение механизмов КРТ - сегодня КРТ сдерживается в основном длительными согласованиями, а не отсутствием интереса застройщиков», - заявил «Реальному времени» президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.
«Программа «Стимул» работала по принципу «кто больше дает метров, тот больше получает денежных средств». Однако это не единственный источник финансирования развития инфраструктуры. Помимо этого, в стране предусмотрено достаточно механизмов: это и развитие механизмов инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов - инфраструктурное меню, и использование инфраструктурных облигаций, и введение социально-ориентированных концессионных проектов, и ГЧП. К слову, ко второму чтению коллегам из Правительства и профильного комитета Госдумы удалось усилить финансирование и «социалки», и дорог, и других инфраструктурных статей. Как правильно сказал Никита Евгеньевич [Стасишин], пока справляемся», - указал депутат Госдумы Илья Вольфсон.
В отсутствие программы «Стимул» федеральные власти предлагают ввести в регионах инфраструктурный сбор при реализации проектов КРТ. Глава Департамента КРТ Минстроя России Мария Синичич на конференции сообщила, что в ряде регионов их утвердили, начали развивать.
«Инфраструктурный сбор может стать лишь частичным, но не полноценным замещающим источником развития территорий. Его преимущества заключаются в предсказуемости и привязке к реальному строительству, однако есть существенные ограничения. Он работает только там, где уже есть высокий строительный спрос, не обеспечивает финансирование на старте проектов и не способен покрыть крупные инфраструктурные объекты. Без такой комплексной комбинации рынок рискует столкнуться с замедлением КРТ и снижением объемов нового жилья», - считает президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Татарстанские застройщики относятся к введению сбора неоднозначно. «Я считаю, для точечной застройки он целесообразен. Но не для застройки больших микрорайонов, потому что застройщик и так берет на себя эти расходы. Будет справедливо, если этот сбор будет платить тот, кто возводит жилой дом на готовых сетях в рамках точечной застройки», - заключил один из собеседников издания.
Источник: НОСТРОЙ




Комментарии