Преодолевая барьеры: адаптация строительного образования к цифровой реальности
Постараемся разобраться, с какими вызовами сталкивается строительное образование в эпоху цифровой экономики, и как мы можем на них ответить.
1. Кадровый голод в цифровую эпоху
В строительной отрасли сегодня остро ощущается нехватка специалистов, владеющих современными цифровыми технологиями, такими как информационное моделирование (ТИМ). Причина проста: технологии развиваются быстрее, чем система образования успевает подготовить нужных специалистов.
Проблема не только в технических навыках. Современному строителю необходимо уметь быстро учиться, критически мыслить и эффективно работать в команде. Эти «мягкие навыки» (soft skills) часто остаются без должного внимания в образовательных программах.
Для решения этой проблемы необходимо регулярно обновлять образовательные программы, включая в них современные технологии. При этом акцент делать не только на освоении конкретных программ, но и на развитии способности быстро адаптироваться к новым инструментам.
Следующий шаг — уделяем больше внимания развитию soft skills через проектное обучение, деловые игры и стажировки в компаниях.
Необходимо постоянное повышение квалификации преподавателей, чтобы они всегда были в курсе последних отраслевых трендов и могли эффективно передавать эти знания студентам.
2. Образовательные программы: гонка со временем
Помните, как в школе нам говорили, что знания, полученные сегодня, пригодятся в будущем? В современном мире эта логика уже не работает. То, что актуально сегодня, завтра может устареть.
Представьте, что вы учите студентов работать с определенной программой для проектирования. Вы потратили год на разработку курса, еще год на его внедрение. А к моменту выпуска студентов эта программа уже не используется в индустрии. Обидно, правда? Чтобы избежать такой ситуации, образовательные программы должны быть гибкими и постоянно обновляться. Но как это сделать?
Во-первых, нужно тесно сотрудничать с компаниями отрасли. Они лучше всех знают, какие навыки нужны прямо сейчас и будут востребованы в ближайшем будущем.
Во-вторых, стоит сделать программы модульными. Это позволит быстро вносить изменения, не переделывая всю программу целиком.
В-третьих, важно сделать акцент на междисциплинарном подходе. Современный строитель должен разбираться не только в строительстве, но и в IT, экономике, экологии. Поэтому нужно включать элементы этих дисциплин в образовательные программы.
3. Технологии в образовании: дорого, сложно, но необходимо
Внедрение современных технологий в образовательный процесс — задача не из легких. Это требует значительных финансовых вложений, технической поддержки, обучения персонала. Но без этого невозможно подготовить специалистов, способных работать в современных условиях. Как решить эту проблему?
— Ищем альтернативные источники финансирования. Это могут быть гранты, партнерства с бизнесом, краудфандинг.
— Используем облачные технологии и применяем сетевое обучение. Это позволит снизить затраты на инфраструктуру и обеспечить доступ к ресурсам из любой точки.
— Развиваем цифровые навыки преподавателей. Можно организовать внутренние курсы, привлечь специалистов из IT-компаний для проведения тренингов.
4. Оценка знаний: как проверить то, чего еще нет?
Представьте, что вы разработали инновационный курс по 3D-печати зданий. Как оценить знания студентов по этому предмету? Традиционный экзамен здесь вряд ли подойдет.
В условиях быстро меняющихся технологий традиционные методы оценки знаний часто оказываются неэффективными. Кроме того, с развитием онлайн-образования возникает проблема контроля за процессом сдачи экзаменов.
Для решения задачи необходимо использовать практико-ориентированные методы оценки. Например, защита проектов, решение реальных кейсов от компаний. Также помогут системы прокторинга для онлайн-экзаменов. Это позволит обеспечить честность при сдаче экзаменов дистанционно.
Применение технологии виртуальной реальности для оценки практических навыков — направление новое и работающее. Например, можно создать виртуальную стройплощадку, где обучаемый должен будет решать реальные задачи.
5. Этика и философия: не потерять человека в цифровом мире
В погоне за технологическим прогрессом мы рискуем потерять то, что делает нас людьми. Этические вопросы использования искусственного интеллекта, проблемы приватности в цифровую эпоху, влияние технологий на общество — все это требует серьезного осмысления.
Важно интегрировать этические и философские вопросы в технические дисциплины. Например, при изучении технологий информационного моделирования можно обсудить этические аспекты использования больших данных в строительстве.
Необходимо развивать критическое мышление, уделять внимание развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации. Ведь даже в самом технологичном мире успех проекта во многом зависит от умения работать в команде и понимать потребности заказчика.
Это не все, но основные вызовы, стоящие перед строительным образованием в современном цифровом мире. Как мы на практике реализовываем все эти идеи?
Опыт Университета Минстроя
В Университете Минстроя мы не просто следуем за трендами цифровизации, а стараемся активно формировать будущее строительного образования.
1. Центр цифровых компетенций. В основе работы университета — уникальный преподавательский состав. Это более 250 экспертов, и это не просто теоретики, а настоящие эксперты-практики, знающие отрасль изнутри.
2. Инновационная система дистанционного обучения и профессиональное сообщество. Университет Минстроя идет в ногу со временем, активно развивая цифровые образовательные технологии и формируя профессиональное сообщество:
— Современная платформа дистанционного обучения позволяет студентам и специалистам учиться в удобное время и в любом месте. Платформа включает интерактивные лекции, практические задания, тесты и возможность прямого общения с преподавателями.
— Активное профессиональное сообщество в Telegram насчитывает около 10 000 участников. Это уникальная площадка для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов отрасли и общения. Здесь регулярно проводятся онлайн-встречи с экспертами, делятся новостями и аналитикой.
— Развитие других цифровых каналов коммуникации: Дзен-канал с образовательным контентом, подкасты с экспертами отрасли, регулярные вебинары по актуальным темам.
— Создание цифровой библиотеки учебных материалов, постоянно пополняемой новыми ресурсами.
2. Модульные программы. Университет полностью пересмотрел подход к формированию образовательных программ, перейдя на модульную систему обучения. Модульный подход позволяет нам быть гибкими. Мы можем быстро обновлять содержание курсов, добавляя актуальные технологии и убирая устаревшие. Но главное преимущество такого подхода — возможность формирования персональной траектории развития для каждого студента. Это позволяет учитывать индивидуальные интересы и карьерные планы обучающихся.
3. Партнерство с бизнесом. Мы понимаем, что без тесной связи с реальным сектором невозможно подготовить востребованных специалистов, поэтому активно развиваем партнерские отношения с ведущими строительными компаниями и производителями программного обеспечения.
4. Обучение для всех. Университетом разработана целая серия бесплатных экспресс-курсов, доступных для всех желающих.
Мы предлагаем 14 бесплатных курсов по самым актуальным темам. Это цифровые технологии, градостроительство, строительный контроль, ценообразование и другие направления. Наши курсы рассчитаны на широкую аудиторию — от руководителей до специалистов и преподавателей.
5. Фокус на искусственный интеллект. Сегодня особое внимание Университет Минстроя уделяет теме искусственного интеллекта (ИИ) — технологии, которая уже сегодня меняет облик строительной отрасли.
В ноябре мы запускаем новый курс «Искусственный интеллект — персональный помощник в строительстве». Это не просто обзорный курс. Мы глубоко погружаемся в тему, рассматривая все аспекты применения ИИ в строительстве. Курс охватывает широкий спектр вопросов: от правового и нормативного регулирования ИИ до его практического применения в управлении жизненным циклом объектов капитального строительства, электронной экспертизе. Особое внимание уделяется интеграции технологий ИИ и информационного моделирования (ТИМ), а также использованию ИИ как персонального помощника в профессиональной деятельности.
Выводы
Цифровая трансформация строительной отрасли создает серьезные вызовы для системы профессионального образования. Но эти вызовы — также и возможности для качественного скачка в подготовке специалистов.
Успех в этом деле зависит от нашей способности быстро адаптироваться, внедрять новые технологии и методики обучения, сохраняя при этом фундаментальность образования и его гуманитарную составляющую.
Опыт Университета Минстроя показывает, что это возможно. Но для этого нужны совместные усилия образовательных учреждений, бизнеса и государства.
Мы стоим на пороге новой эры в строительном образовании. Эры, где технологии и человеческий потенциал объединяются, чтобы создавать специалистов будущего. И от того, как мы справимся с этой задачей, во многом зависит будущее не только строительной отрасли, но и всего нашего общества. Ведь в итоге мы учим не просто строить здания. Мы учим создавать среду, в которой будут жить люди. И в этом деле важно не только знание технологий, но и понимание человеческих потребностей, умение мыслить творчески и ответственно.
Цифровая трансформация — это не просто о технологиях. Это о новом мышлении, новых подходах к решению задач. И наша задача — подготовить специалистов, которые будут не просто идти в ногу с этими изменениями, но и возглавлять их.
Будущее строительной отрасли создается сегодня. И оно начинается в стенах организаций, которые реализуют образование!
Алина Постовалова,
заместитель директора НИИСФ РААСН, руководитель Университета Минстроя, председатель Комитета по подготовке и аттестации кадров НОТИМ
Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_10_2024_pc.pdf
Комментарии