DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Отсутствие профессионалов = аварии лифтов

Отсутствие профессионалов = аварии лифтов
Аксиома: без квалифицированных кадров невозможно обеспечить качественное развитие любого направления экономики. А когда речь заходит о лифтовой сфере, то здесь выше законов развития остро встаёт вопрос обеспечения безопасности людей при пользовании вертикальным транспортом.

В последние годы кадровый вопрос в отрасли не просто впал в критическое состояние, а стал серьезным препятствием в развитии лифтового хозяйства. Эксперты утверждают, что 90% аварий на лифтах происходят из-за низкой квалификации сотрудников. Острая нехватка обученного персонала как низшего звена, так и инженерных кадров, в последние годы, неумолимо выходит на передний край множества проблем лифтовой отрасли.

В России специалистов лифтовой тематики (инженеров по лифтам, лифтовому оборудованию) готовят в разных вузах. Их количество по стране исчисляется в районе 15 с ежегодным набором от 30 до 50 человек. Как показывает практика, из них к концу обучения остаются, в лучшем случае, половина, и та идет в профессию не в полном составе. То есть ежегодно ВУЗы готовят около 300 инженеров-лифтовиков, из которых только 10% закрепляются в профессии. А по данным экспертного сообщества отрасль нуждается в ежегодном пополнении инженерного состава в количестве не менее полутысячи специалистов. Что происходит? Та же статистика показывает, что выпускники этих вузов без проблем трудоустраиваются, фактически на 100% и средняя зарплата варьируется во вполне нормальных пределах. Но популярность данной профессии на самом низком уровне. Именно этим никто не занимается. Слабые попытки профориентации в школах, увы, не имеют успеха. Сотрудники лифтовых организаций, имеющие в прошлых годах серьезные социальные льготы, сегодня их лишены, а объем работы и высокая ответственность остались и даже повысились. Нежелание молодежи идти в лифтовую отрасль реально влияет на деятельность учебных заведений.

Программы подготовки специалистов-лифтовиков нет!

Так остро ставит вопрос о проблеме подготовки кадров для лифтовой отрасли ведущий преподаватель Научно исследовательского Московского государственного строительного университета (МГСУ), доцент Кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства Евгений Харламов.

Напомним, что МГСУ вместе с МГТУ им. Баумана являются лидерами в области кадровой подготовки лифтовых специалистов. У этих ВУЗов есть хорошие возможности по привлечению преподавателей, по оснащению лабораторий, чего нет у многих учебных заведений на периферии. Но и здесь проблем с наполнением учебных аудиторий больше, чем успехов. Как объясняют эту проблему в МГСУ? Во-первых, отсутствием бюджетных мест на очном обучении. Во-вторых, отсутствием возможности получить образование в заочном или вечернем сегменте. В принципе, вузы готовы открыть такие отделения, но для этого нужны заявки о потребностях лифтовых предприятий в специалистах. На их основе будет формироваться образовательный процесс. Вот здесь-то и тонкое место. Лифтовые организации не информируют учебные заведения о потребности в кадрах, а ждут «у моря погода», мол, сами вузы наберут, обучат и выпустят. Нет. Без конкретных заявок на подготовку специалистов не будет набора абитуриентов ни на очное, а тем более, на заочное и вечернее отделения.

Вице-президент Национального Лифтового Союза Алексей Захаров прокомментировал ситуацию следующим образом: «Плановой системы подготовки специалистов лифтовой отрасли не существует, это факт. А на фоне старения действующих кадров - средний возраст механиков перевалил далеко за 50 - мы получили масштабную проблему. Раньше кадры для монтажа и обслуживания лифтов готовили на базе учреждений среднего профессионального образования. В 2017-2018 годах монтажников исключили из перечня ввиду малого спроса. В результате, сегодня основная нагрузка и ответственность за подготовку специалистов ложится на коммерческие учебные центры. Задумываться о пополнении пула квалифицированных рабочих должны крупные производители лифтов, крупные монтажные организации. Частично они этим занимаются. Но если бы появилась какая-то государственная поддержка, вопрос о восполнении дефицита специалистов сдвинулся бы с мертвой точки».

На взгляд специалистов, важно возродить имеющуюся ранее практику непрерывной подготовки специалистов ПТУ, колледж, вуз и укрепить взаимодействие учебных заведений с лифтовыми организациями в рамках хоздоговорной деятельности. Это подготовка специалистов по целевому набору, как и на бюджетной, так и на контрактной основе. Положительный пример в этом подают АО Мослифт, заводы METEOR Lift, ЩЛЗ, КМЗ, СЛЗ, Невский лифт, МЭЛ и некоторые другие.

Но основная масса монтажных и эксплуатационных лифтовых предприятий не предпринимают конкретных шагов, особенно в рамках подготовки кадров низшего звена. Это электромеханики, монтажники и наладчики лифтового оборудования. А ведь здесь нехватка кадров сказывается с особой напряженностью. По данным Национального Лифтового Союза (НЛС), нехватка этих специалистов достигает по стране нескольких десятков тысяч, а обучение и выпуск обученных кадров на порядок ниже. Средних специальных учебных заведений сегодня, выпускающих специалистов низшего звена, не более 15. Количество их выпускников не превышает 300-400 человек. Причем, как показывает практика, в лучшем случае только половина из них идет в профессию. По оценке экспертов, каждый год в стране требуется не менее 20 тысяч квалифицированных монтажников лишь для реализации комплексной программы замены лифтов в многоквартирных домах. Нехватка кадров очевидна. Как выразился в разговоре руководитель специализированной лифтовой организации подмосковных Химок, мы вынуждены брать на работу человека, который хотя бы отличает «гвоздь от шурупа и пассатижи от отвертки».

Квалифицированных специалистов - треть от потребности

Очевидно, что сегодня ситуация с кадрами критическая. Особенно ярко это выражено в сегменте монтажа и эксплуатации лифтов. Элементарная математика: в стране в год монтируется 35-40 тыс. лифтов, порядка 3 тыс. в месяц. На каждом лифте работают как минимум 2-3 монтажника. Значит необходимо, чтобы работали более 6-9 тыс. специалистов. По данным Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации (данные СПК при НЛС), на конец 2025 года численность персонала, уровень квалификации которого соответствует требованиям, необходимым для выполнения работ по монтажу/демонтажу лифтов - немногим превышает 2,5 тыс. То есть наличие квалифицированных работников более чем втрое ниже требуемого.

По данным того же Реестра, количество квалифицированного персонала по эксплуатации и ремонту лифтов чуть более 42 тыс. При том, что эксперты называют цифру потребности этого персонала вдвое - втрое выше. При этом эксперты отмечают, что средний возраст монтажников сегодня 52 года, а электромехаников приближается к 60 годам. Нехватка кадров влияет на количество обслуживаемых лифтов на одного работника - Оно колеблется от 60 до 100 и более (напомним, что в СССР электромеханик 3-го разряда обслуживал 15 лифтов, 4-го - 18-20, а 5-го - 25 - Ред.). Это не просто кадровый голод - это угроза безопасности миллионов людей. Тем более, что почти 40% выдаваемых удостоверений на право проводить те или иные работы - результат «покупки документов» без реального обучения.

Минстрою России для решения кадровых проблем в отрасли крайне важно поддержать главные инициативы, предлагаемые лифтовым сообществом. В первую очередь, это тесное взаимодействие профильного министерства и увеличение числа образовательных центров для подготовки кадров. Не менее важны и популяризация профессии, доступность обучения и курсов переподготовки и повышения квалификации, взаимодействие госструктур, работодателей и образовательных учреждений. Еще в апреле 2023 года заседании президиума Госсовета, глава государства Владимир Путин отметил наличие в регионах хороших практик взаимодействия по этому направлению властей субъектов с профильными госструктурами. Он отметил необходимость обсуждения ведомственной принадлежности колледжей, техникумов и училищ, в частности, оценить, насколько целесообразен их перевод в непосредственное подчинение профильным ведомствам и министерствам. Однако, сегодня не наблюдается ярких, конкретных решений этого вопроса. Оно и понятно, что взваливать на себя столь сложную проблему и взяться за конкретику решения вопроса министерским чиновникам, мягко говоря, не очень-то и хочется. А ведь очевидность и важность предложения главы государства перспективна и достойна более внимательного анализа.

Эксперт Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Минстроя РФ Александр Абрамов высказался на этот счет достаточно резко: «Ни в правительстве, ни в иных кругах специалистов лифтового комплекса нет человека, который бы конкретно ответил на вопрос, почему не хватает квалифицированных кадров в отрасли. А ответ прост. Сегодня развозить пиццу в несколько раз выгоднее, чем следить за эксплуатацией лифтового оборудования. Вот откуда все беды лифтовиков. Нет статистики, нет финансирования, нет кадров. Все это результат отсутствия внимания к лифтовым проблемам со стороны руководства всех уровней. Дорожная карта по развитию лифтовой отрасли в РФ, мало того, что содержит размытые, неконкретные формулировки, которые подвергались критике со стороны экспертного лифтового сообщества, так еще и напрочь не содержит, от слова совсем, каких-либо тезисов по решению кадровой проблемы».

С последним утверждением Александра Абрамова насчет дорожной карты сложно не согласиться - на отчетном заседании Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета Минстроя России, которое состоялось 18 декабря, слово «кадры» не прозвучало ни разу, а вот утверждения о том, что дорожная карта - документ достаточно пустой и рамочный, звучали неоднократно. Да, за пять лет Россия обязана в рамках требований ЕАЭС заменить 108 тысяч лифтов практически во всех регионах России, и это очень сложная работа - но если не будет квалифицированных монтажников, а затем и персонала по эксплуатации лифтов, их будет некому монтировать и эксплуатировать. А заводы-изготовители такую кадровую подготовку точно провести не смогут.

Константин Голин

Фото: Технологии Койо

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!