Домов всё больше, лифтов — всё меньше!
Ждет ли нас «вертикальный коллапс»?
Наступивший год для российского лифтового сообщества особенный. 1 февраля, в непризнанный до сих пор (с 2011 года) правительством «День работника лифтового хозяйства», лифтовики России отметили 75-летие образование отрасли.
Именно в феврале 1949 года Иосиф Сталин подписал постановление о создании в стране производства лифтового оборудования, положив этим начало формирования лифтового комплекса страны.
По сложившейся в течение 14 лет традиции Комитет по информационной политике Национального лифтового союза (НЛС) и информационно-аналитический журнал «Лифтинформ» провели Медиа-клуб «Лифт».
В ежегодной пресс-конференции с руководителями лифтового союза в этом году приняли участие более трех десятков СМИ. В том числе «Российская газета», «Известия», новостные агентства: ТАСС, Россия сегодня, Франс Пресс (AFP) (московское представительство французского информационного агентства), Агентство новостей «Строительный бизнес», журналы: «Национальные квалификации России», «Ростехнадзор», «Коммунальный комплекс России», «Стандарты и качество», «ЖКХэксперт» и другие.
Надо отметить, что разговор с подачи спикеров НЛС состоялся довольно откровенный и достаточно острый и вскрыл многие проблемы, стоящие перед лифтовым сообществом, которые, как показала жизнь, сами лифтовики решить не имеют возможности. Как отметил в своем выступлении Виктор Тишин, президент НЛС, сегодня в отрасли возникает все больше опасений в связи с невозможностью обеспечить необходимую безопасность жителей при пользовании вертикальным транспортом. И тому есть несколько причин.
Денег нет, но лифт должен работать…
Первая и, пожалуй, самая труднорешаемая проблема — отсутствие средств на обеспечение нормального функционирования лифтового парка страны, особенно с учетом его изношенности. Виктор Тишин напомнил, что сегодня в стране официально зарегистрировано около 550 тысяч лифтов, а по неофициальным данным их около 700 тысяч. А число подъемников, отработавших 25-летний (предельный для жизни лифта) срок уже стремится перевалить отметку в 100 тысяч единиц. Помимо этого ежегодно еще около 10 тысяч лифтов вырабатывают свой срок эксплуатации. Если вовремя — до февраля следующего года — не заменить изношенные механизмы, то их придется вывести из эксплуатации. А это значит лишить жильцов многоэтажных домов, пациентов больниц, сотрудников офисов и различных нежилых зданий возможности перемещения в них по этажам с комфортом. И самая большая проблема здесь заключается в том, что сегодня на замену даже половины из отслуживших лифтов нет средств.
Из выступления Светланы Разворотневой, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству стало ясно, что правительство не спешит и даже не планирует выделять из бюджета средства на решение проблем обновления лифтового парка в стране. Реальное недофинансирование, а это не только непосредственно замена подъемников, но и их производство, создает серьезные непреодолимые препятствия не только развитию лифтового комплекса, но и обеспечению реальной безопасности при эксплуатации лифтового оборудования.
Заметно буксует производство нового лифтового оборудования. Практически все лифтостроительные заводы в России (а их в стране более 20, плюс мелкие производства — около 100) загружены заказами лишь на половину своих мощностей. И это при том, что производственная лифтовая ниша в связи с уходом европейских производителей стала заметно шире и свободнее. Мы видим, что темпы строительства жилья и объектов соцкультбыта, производственно-офисных зданий заметно растут. А статистика по лифтам сообщает, что в 2023 году произведено всего 27 тыс. лифтов, что составляет 123,8 процента к объему прошлого года, но заметно уступает показателям 2021 года, когда было произведено более 31 тысячи подъемников.
Реальная же потребность в лифтах сегодня составляет не менее 60 тысяч в год. Где их взять? В Китае или в Турции? То есть поддержать экономику и промышленность этих замечательных стран? Почетно, конечно… Но заметим, что эта статистика не учитывает ещё и потребностей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Может, рассчитываем, что западу России «западная заграница» с лифтами поможет? Серьезно?!
Довольно прозрачную картину для представителей прессы в вопросах замены лифтового оборудования представил в своей презентации Пётр Харламов, генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение». В частности, он уточнил, что не включены в планы капремонта многоквартирных домов и не обеспечены финансированием до 45 тысяч (55%) устаревших лифтов, а также назвал регионы-лидеры по замене лифтов. Это Москва (в 2023 году заменено 4033 подъёмника), Санкт-Петербург (3400), Нижегородская область (2394), Воронежская область (1214), Подмосковье (1124), Татарстан (835), Курская область, Челябинская область (511), Хабаровский край (442) и Крым (407). При этом минимум лифтов заменили в Чечне (1), Республике Алтай (2), и по три единицы в Тыве, в Орловской и Тюменской областях. А самый устаревший парк в России (лифты старше 25 лет) зафиксирован в Ульяновской области (58%), Ярославской области (55%), Астраханской области (47%), в Тульской области (43%) и в Крыму (40%). Лидируют, как ни печально, в этом марафоне Санкт-Петербург, где требуется замена 6864 лифта, Самарская область (5531 лифт), Нижегородская область (3643), Саратовская (3590) и Воронежская область (2745).
Несмотря на постоянные обращения НЛС на буквально всех проводимых совещаниях лифтовой тематики, на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, решения, как заменить до 15 февраля 2025 года более 100 тысяч лифтов, не соответствующих Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) нет. Идея софинансирования программ замены из федерального бюджета не находит поддержки. Чаще всего обсуждаются сценарии с повышением размера взноса собственников жилья на капремонт, увеличение платы за лифт или развитие банковского кредитования собственников для замены их лифтов. В общем, опять за счет людей. Для их же блага.
А лифты падают, падают, падают… Вместе с квалификацией обслуживающего персонала
Другую, не менее важную проблему отрасли озвучил Алексей Захаров, первый вице-президент НЛС, генеральный директор «АДС «СО «Лифтсервис». Он рассказал о статистике по несчастным случаям, связанным с эксплуатацией лифтового оборудования. По его словам, в России наблюдается тенденция по их снижению. За 2023 год имели место пять смертельных случаев (три в жилом фонде и два — в нежилом фонде). Травмы получили 23 человека (14 в жил фонде и 9 — в нежилом фонде). Не будем подвергать сомнению столь тягостные цифры, но опять же напомним, что в стране со статистикой происшествий на лифтах не все благополучно. На государственном уровне её просто не существует. Все данные компилируются из трёх источников — Ростехнадзор, Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) и Единая лифтовая информационно-аналитическая система (ЕЛИАС). А сколько данных по авариям и аварийным ситуациям проходят мимо официальных источников?!
В местных СМИ то и дело, фактически ежедневно сообщается о том, что лифты срываются в шахтах, запирают жильцов дверями, травмируют, калечат. И все это происходит, «благодаря» нерадивому отношению управляющих компаний к подбору лифтовых организаций, которым поручается эксплуатация, содержание и ремонт лифтов — напомним — опасных объектов. Уж как не бьётся НЛС с давно уже скомпрометировавшей себя системой конкурсных торгов, а воз и ныне там. И главным критерием подбора лифтовой организации по обслуживанию и ремонту лифтов у управляющих компаний остается цена.
Еще один вопрос — не менее важный — озвученный А. Захаровым, касался кадровой составляющей. Не секрет, что основная часть аварий на лифтах происходит по вине неквалифицированного персонала. А потому кадровые проблемы нужно решать в должном объеме и в срочном порядке. Здесь, надо признать, что деятельность структур НЛС в этом вопросе довольно показательна и продуктивна. Как заместитель Совета по профквалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, А. Захаров отметил, что после введения обязательной независимой оценки квалификации в лифтовой отрасли профессиональный экзамен прошли более 110 тысяч специалистов. Практически во всех регионах страны (55 субъектов РФ) созданы и активно работают 61 Центр оценки квалификации (ЦОК). Но для закрытия потребностей отрасли такого количества аттестованных специалистов явно недостаточно. И тут немало претензий высказывается в адрес системы среднего-специального и высшего образования.
По разным данным в стране насчитывается всего 3-100654 ВУЗа, готовящих инженеров в лифтовой сфере. А что касается самой востребованной специальности — электромехаников и монтажников лифтового оборудования, то тут и вовсе недобор идет по полной. Средние учебные заведения не удовлетворяют потребности лифтового комплекса в кадрах даже наполовину. Не будем вспоминать здесь о «качестве» подготовки этих кадров. Как рассказал в порыве откровенности один из крупных руководителей специализированной лифтовой организации — «мы вынуждены брать на работу тех, кто может отличить болт от шурупа и отвертку от плоскогубцев». Опять же, решение кадрового вопроса упирается в недостаточное финансирование как учебных процессов непосредственно в ВУЗах и ССУЗах, так и в координации учебных программ с ГОСТами по профессиям. А уж говорить о социальных привилегиях рядовых работников на лифтах, кои были в ходу в советский период (предоставление служебного жилья, соцуслуг, контроль за индивидуальной нагрузкой) просто не приходится.
В завершении заседания Медиа-клуба «Лифт», эксперты НЛС ответили на вопросы журналистов и выразили надежду на активную помощь прессы в решении многочисленных вопросов и проблем, наполняющих отрасль вертикального транспорта и явно мешающих стабильному движению лифтового комплекса вверх к совершенству и безопасности.
Константин Голин
Комментарии