НОСТРОЙ и НОПРИЗ сформируют общие стандарты деятельности СРО
Открывая совещание, Александр Высокинский подчеркнул, что саморегулирование в строительной отрасли направлено на сокращение административных барьеров. «Главная цель СРО - допускать на рынок только квалифицированных участников, что способствует повышению качества строительных работ», - сказал он, - «Однако анализ правоприменительной практики выявил недостатки: так, некоторые СРО не смогли сформировать действенные механизмы самоконтроля, что подтверждается наличием недобросовестных подрядчиков», - продолжил парламентарий. Сенатор предложил обсудить законодательные инициативы, направленные на совершенствование системы саморегулирования.
Отметим, что с 2017 года благодаря реформе СРО в саморегулируемых олрганизациях в обязательном порядке должны состоять только компании-генподрядчики. Все остальный подрядчики вступают в СРО в добровольном порядке. В Национальном объединении строителей неоднократно обсуждали вопрос о возврате обязательного членства в СРО строительных подрядчиков и субподрядчиков.
Между тем, Александр Высокинский пояснил, что в парламент были внесены законопроекты, содержащие положения, согласно которым национальные объединения саморегулируемых организаций будут разрабатывать и утверждать общие для всех СРО стандарты деятельности. «Предусмотрен также постоянный мониторинг деятельности саморегулируемых организаций и упрощённый порядок исключения сведений о СРО из государственного реестра при выявлении неустранимых нарушений», - добавил Александр Высокинский.
Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский отметил, что система саморегулирования показала свою эффективность. Однако, по его словам, она сталкивается с рядом проблем, требующих решения. Одна из них - отсутствие баланса между требованиями законодательства по очищению отрасли от недобросовестных компаний и экономическими интересами самих СРО, стремящихся увеличить количество членов.
«Ряд действующих механизмов, таких как национальный реестр специалистов, не полностью интегрированы с системами СРО, что затрудняет проверку соответствия строительных компаний требованиям нормативных актов» - сказал Олег Сперанский. Он предложил решение через цифровизацию процесса и интеграцию сведений Единого реестра членов СРО и их обязательств с национальными реестрами специалистов, что позволит потенциальным заказчикам определять благодаря открытым источникам деловую репутацию подрядчика, его фактические компетенции, сведения о контрактах компаний.
Заместитель начальника управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Сергей Алёшкин особое внимание уделил теме неполной реализации компенсаторной функции СРО. «Возмещение ущерба из компенсационных фондов сталкивается с тремя системными ограничениями: отсутствием утверждённого порядка расчётов, лимитами регрессных требований и пробелами в вопросах ответственности» - сообщил Сергей Алёшкин.
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров указал на проблему недобросовестных участников СРО. По его словам, организация с 7-8 сотрудниками формально выполняет два десятка госконтрактов. Фактически все работы ведут субподрядчики, не имеющие права подписи проектной документации. Отметим, что такие же претензии можно предъявить и субподрядчикам в строительстве.
Комментарии