DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

НИУ МГСУ – на пике образования, исследований и развития строительной отрасли

НИУ МГСУ – на пике образования, исследований и развития строительной отрасли
Каждый год строительные вузы нашей страны принимают тысячи абитуриентов, которые хотят получить самое современное образование и найти потом достойное место работы. Но будет ли это строительная отрасль, и от чего зависит выбор сначала школьников, а потом и выпускников вузов? И каким должен быть современный строительный вуз? Обо всем этом мы беседуем с ректором Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), академиком РААСН Павлом Акимовым:

- Павел Алексеевич, закончилась приемная кампания 2025 года - как она прошла, что нового принесла и в целом довольны ли вы ей?

- В целом это была лучшая для НИУ МГСУ приемная кампания за, пожалуй, последние пару десятилетий как по интересу абитуриентов, так и по минимальным проходным баллам ЕГЭ. В прошлом году мы очень гордились тем, что увеличили минимальный проходной балл на бакалавриат направления подготовки «Строительство» сразу на 12 баллов, а на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» и вовсе на 20 баллов. По итогам приемной кампании 2025 года минимальные проходные баллы еще более возросли, вследствие чего средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетную форму обучения, составил 78.38, превысив показатель прошлого года на 1.11 балла. Всего на первый курс к нам поступило более 5500 человек.

- Относительно других вузов это высокий проходной балл? И с чем можно сравнивать - с МГУ, МФТИ?

- У поступивших в МГУ или на Физтех традиционно более высокие баллы ЕГЭ. Вместе с тем наши результаты свидетельствуют о все более возрастающем интересе к строительным профессиям вообще и к НИУ МГСУ в частности и в особенности.

- А чем вы это объясняете? Именно поворотом интереса к инженерным специальностям или тем, что в вузы первой десятки стало не пробиться?

- Я связываю интерес абитуриентов к НИУ МГСУ с тем, что несколько последних лет мы очень серьезно вкладываемся в приемные кампании. Сотрудники НИУ МГСУ, под руководством начальника Управления по работе с поступающими и довузовской деятельности Татьяны Константиновны Кузьминой участвуют, по существу, во всех крупных образовательных форумах, выставках, взаимодействуют с абитуриентами практически во всех регионах, целевым образом выстраивают работу со школами, техникумами и колледжами. Определенную роль играют также рекламно-информационная кампания и развитая программа лояльности.

Кроме того, при координирующей роли Минстроя России уже относительно давно ведется системная работа по популяризации профессий, связанных со строительством и архитектурой. Введена практика регулярной организации и проведения на базе НИУ МГСУ Олимпиады школьников «Учись строить будущее», Открытой многопрофильной олимпиады «Строительная олимпиада имени Н.С. Стрелецкого», Олимпиады школьников «СТРОЙ карьеру» и другие. Последнюю из упомянутых олимпиад мы проводим непосредственно при поддержке Минстроя России. Эти олимпиады дают определенные преимущества при поступлении в вуз, дополнительные баллы. Ну и в целом, если абитуриент уже как-то проявляет себя в наших активностях, это потом помогает ему сделать осознанный выбор в пользу НИУ МГСУ.

- 11 класс - это 17-18-летние школьники, что дети в этом возрасте знают о профессии строителя? Насколько они, действительно, идут в МГСУ осознанно, понимая, как сложно будет учиться в инженерном вузе? И как потом они будут работать на реальной строительной площадке?

- Я сильно покривлю душой, если скажу, что все абитуриенты понимают, куда поступают, и все делают осознанный выбор. Мы безусловно делаем все возможное, чтобы доля делающих осознанный выбор неуклонно возрастала. Вместе с тем кого-то, например, привлекает существующий кампус университета, а также реализуемый сейчас проект создания на базе НИУ МГСУ кампуса мирового уровня.

Немного отвлекусь и отмечу, что этот проект предусматривает две очереди. В рамках первого и второго этапов первой очереди будут построены блоки «А» и «Б» образовательно-научного кластера, площадью около 35 тысяч квадратных метров каждый, один за счет инвестора, второй - за счет средств федерального бюджета. Первые этажи каждого блока будут отведены под размещение научных подразделений, чтобы учесть специфические требования по установке научного оборудования, по подвозу исследуемых строительных конструкций и материалов, а на более высоких этажах будут располагаться современные трансформируемые образовательные пространства, коворкинги, творческие мастерские для студентов. В рамках третьего этапа первой очереди будет возведен блок «В» образовательно-научного кластера, планируется развитие спортивной инфраструктуры, в том числе строительство Ледовой арены, физкультурно-оздоровительного комплекса и реконструкция существующего Дворца спорта. С учетом планируемого увеличения числа обучающихся до 20 тысяч и наличия большого числа иногородних студентов предусмотрено строительство нового студенческого общежития на 960 мест. В рамках второй очереди реализации проекта на смежных земельных участках планируется строительство дополнительного блока образовательно-научного кластера, включающего центр подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Также намечено строительство общежитий и арендного жилья для студентов и преподавателей, объектов социальной и спортивной инфраструктуры, а также технопарка с привлечением в качестве резидентов крупных индустриальных партнеров. Тем самым будет обеспечено сближение образования, науки и практики.

Вообще, в последние годы мы набрали неплохую динамику развития: при поддержке Минобрнауки России год от года увеличивается количество студентов, более 95% наших выпускников трудоустраивается по специальности, мы четыре года подряд обновляем рекорды по объемам выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах отрасли. Большое внимание уделяем вопросам повышения оплаты труда преподавателей и научных работников. Вместе с тем объективная оценка показывала, что университет уже достигает определенного предела в развитии, обусловленного нехваткой площадей. Вот почему строительство нового кампуса исключительно важно для НИУ МГСУ. Завершая, скажу, что реализация столь масштабного проекта позволит нашему университету стать центром стратегического развития науки и образования в строительной отрасли и ЖКХ, будет выстроена вертикаль непрерывного отраслевого образования, получат развитие новые направления строительной науки, будет создана опытная внедренческая площадка, сформируется мощная точка притяжения молодежи в строительную отрасль.

- Таким образом, для школьников, которые поступают в университет, наличие общежития, современных зданий и будущего кампуса тоже играет не последнюю роль?

- Конечно! Мы каждый месяц проводим дни открытых дверей, всем желающим все показываем и рассказываем, проводим встречи с партнерами, работодателями, преподавательским составом. И нередко после знакомства с нами абитуриенты делают выбор, руководствуясь не тем, чтобы стать строителем, а тем, что они хотят учиться именно здесь.

- МГСУ - это московский вуз и сюда могут попасть одни москвичи? Или абитуриенты из других регионов могут здесь успешно учиться?

- Конечно могут, к нам поступают и успешно учатся представители самых разных регионов. Это доказывает и статистика: чуть больше половины поступающих к нам это москвичи, а остальные первокурсники представляют другие регионы и зарубежные государства.

- Далеко не во всех регионах есть хорошие строительный вузы - и понятно, что абитуриенты едут в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города…

- В России сейчас есть восемь специализированных архитектурно-строительных университетов - в Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Пензе, Санкт-Петербурге, Томске. В целом же кадры для отрасли готовят две сотни вузов и филиалов.

Новые технологии - новые знания - новые учебники

- Вы возглавляете МГСУ пять лет - насколько изменились программы обучения студентов и стали ли они соответствовать запросам работодателей с учетом того, что для разработки и утверждения новой программы, нового учебника нужны годы?

- За последние 5 лет мы полностью обновили портфель реализуемых образовательных программ высшего образования (более 225) и дополнительного профессионального образования (более 560). Впервые в истории университета были разработаны и запущены в реализацию 1 программа бакалавриата и 7 программ магистратуры на английском языке, в том числе 2 программы магистратуры двойного диплома с Пекинским университетом гражданского строительства и архитектуры.

Мы ведем постоянный мониторинг реализации наших образовательных программ и вовремя их дополняем. Скажем, два года назад мы провели большую аналитическую работу, после того как попросили наших партнеров, прежде всего, членов Попечительского совета, сформулировать пожелания, что мы должны улучшить, скорректировать и исправить в образовательном процессе. И почти все, что нам порекомендовали, удалось воплотить в жизнь. Это направление в НИУ МГСУ возглавляет не классический специалист по учебно-методической работе, а профессор Олег Васильевич Кабанцев, который всю свою сознательную жизнь был практикующим инженером-строителем. В последние годы у нас в бакалавриате и в магистратуре появились новые направления подготовки «Землеустройство и кадастры», «Инноватика», «Дизайн архитектурной среды». В целом мы следим за тем, чтобы наши образовательные программы были так или иначе сфокусированы на актуальных и перспективных направлениях развития строительного комплекса, как правило, стараемся избегать направлений подготовки и специальностей, которые сильно выходят за отраслевые границы.

Ну а самое главное, как мне кажется, что должен получить выпускник нашего университета - это желание учиться дальше: на работе, дополнительно, самостоятельно - всю жизнь.

- Насколько трудно учиться студентам МГСУ? Ведь это инженерный вуз с массой технических дисциплин…

- Тут проблема скорее психологическая, потому что после школы первокурсники получают определенную свободу, контроля за ними гораздо меньше. И самое опасное здесь - это первый, второй и третий семестры, когда есть риск что-то запустить, отнестись безответственно, а потом сформированные пробелы бывает тяжело восполнить, непросто исправить ситуацию. Вместе с тем при нормальном, серьезном отношении к учебе я бы сказал, что риск что-либо не освоить относительно небольшой. Как правило, приходится сталкиваться с совершенно иной ситуацией: студент не ходит на занятия, не выполняет задания, которые дает преподаватель, пытается потом каким-то образом что-то списать, сдать, не готовясь и т.д. Ничем хорошим подобный подход, разумеется, закончиться не может.

- Сколько же студентов вы отчисляете в процессе учебы?

- Мы стараемся, чтобы этот показатель в среднем по году не превышал 10%. Бывают разные ситуации по разным направлениям подготовки, специальностям, но основной ориентир я вам сказал.

- В том числе и «коммерческих» студентов?

- Конечно. Следует отметить, что в ходе приемной кампании этого года у нас был существенный конкурс среди поступавших и в рамках коммерческого приема. Это связано, в том числе и с определенными изменениями в законодательстве.

- В целом как вы оцениваете инициативу сокращать платный прием по определенным специальностям? По сути, это сокращает финансы вузов.

- Все будет зависеть от того, как это будет работать. С одной стороны, предложенный подход имеет положительные моменты, потому что, если полагаться на выбор всех абитуриентов, которые поступают на контракт, мы в итоге будем иметь и уже имеем огромное количество юристов и экономистов, а стране нужны далеко не только они. С другой стороны, некоторым образом сокращаются возможности выбора при получении высшего образования.

- Поскольку учебные программы в университете поменялись, нужны подготовленные преподаватели и соответствующая материально-техническая база, с которой у всех учебных заведений всегда проблемы. Как удается справляться, где МГСУ берет преподавателей по новым специальностям и как оснащает новые лаборатории?

- Если говорить про исследовательскую составляющую, здесь нам очень сильно помогает участие в программе стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030». В этом году по итогам отчетной кампании мы заняли в общем рейтинге вузов 27 место, получили повышенный объем финансирования в 462 млн рублей и значительную часть этих средств направили на закупку научного оборудования, развитие нашего научно-технического комплекса. Такая поддержка и внимание со стороны государства обеспечивают высокий уровень оснащенности исследовательских подразделений.

Что касается преподавателей, то мы находимся в условиях конкуренции, потому что в Москве много вузов, но если брать уровень оплаты и условия труда, то здесь НИУ МГСУ в числе лидеров. Кроме того, в 2025 году мы впервые запустили цифровые сервисы, связанные с приемом на работу преподавателей из других регионов. Теперь можно не приезжать в Москву для подачи документов на конкурсный отбор, а осуществить все необходимые действия в онлайн-формате. Посмотрим, к каким результатам это приведет. Мы, конечно, стараемся привлекать в наш университет ведущих ученых. В настоящее время у нас работает более 30 академиков и членов-корреспондентов РААСН. В частности, в последние годы к нам пришло немало высококвалифицированных архитекторов, искусствоведов, благодаря этому нам даже удалось открыть диссертационный совет по этим научным направлениям, чего никогда прежде в истории НИУ МГСУ не было. Это успех. Еще один пример - в прошлом году одним из лауреатов общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года» в номинации «Технические науки» стал член-корреспондент РААСН Ашот Георгиевич Тамразян.

- Вы упомянули, что в новом кампусе появится Центр подготовки рабочих профессий. Насколько это для МГСУ актуально?

- Решение о создании в кампусе НИУ МГСУ Отраслевого образовательного центра подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена - это очень важный момент для нашего развития. В этом центре будут учиться и школьники после 9-11 классов, и взрослые люди для получения образования по специальности или для профессиональной переподготовки. Фактически это будет колледж в составе НИУ МГСУ.

- Будет ли связка «колледж - вуз», чтобы лучшие студенты приходили к вам?

- Тут очень много будет зависеть от законодательства. Пока есть проблема с отсрочкой от призыва для выпускников колледжей при поступлении в вуз, эту связку в полной мере наладить трудно. Перед строительной отраслью сейчас стоят очень большие задачи, и я выступал бы за то, что, если выпускник колледжа продолжает обучение в вузе и при этом работает по специальности на каком-то ответственном объекте, способствуя реализации национальных проектов, достижению национальных целей, у него должна быть возможность продолжить обучение без призыва. Потому что в противном случае отрасль теряет кадры.

Кто придет на стройку: бакалавры или инженеры?

- Мы с вами беседуем в начале учебного года - и сейчас ученики 10-11 классов, наверное, уже задумываются, куда они пойдут учиться дальше. Что бы вы сказали нынешним школьникам, которые сейчас больше заглядываются на какие-то цифровые продукты, искусственный интеллект. Ведь в МГСУ они должны будут взять карандаш и чертить проект, рассчитывать нагрузки по формулам, изучать сопромат. Они, может быть, и мечтают стать инженерами, но вряд ли понимают, как этому нужно учиться.

- Ну, если вы говорите об инженерах-расчетчиках, то уже давно формулы на бумаге никто не пишет и расчеты вручную не делает. Для этого есть цифровые решения, и современный специалист работает скорее с софтом разной степени сложности. Конечно, есть много хороших университетов и интересных профессий, но я убежден, что строительная отрасль и профессия инженера-строителя - одна из самых перспективных. Даже в последние, крайне непростые годы только две отрасли не испытали каких-то негативных процессов, а, наоборот, выросли. Одна из этих отраслей - это строительство. Понятно, что сейчас мы наблюдаем определенные трудности, но по-прежнему строятся мощные инфраструктурные объекты, жилье, дороги. Наша профессия будет востребована всегда и везде, и те, кто изберет профессию строителя, точно никогда об этом не пожалеют.

- Вы наверняка знаете, что на уровне Госдумы опять зашел разговор о возвращении к 5-летнему высшему образованию. То есть уничтожаем бакалавриат, магистратуру, делаем нечто новое. Но зачем второй раз за последние двадцать лет так резко разворачивать высшее образование? Неужели четырех лет реально не хватает, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, не забивая программы, как это было в советское время, историей КПСС и научным коммунизмом?

- Большинство преподавателей, работодателей всегда выступало за то, чтобы по строительным специальностям был 5-летний срок обучения. Вы правы, можно, конечно, что-то ужимать и перераспределять, но никто нам в университете не позволит убрать из программы социально-гуманитарный блок. Появляется много дополнительных предметов, которые выходят за границы традиционной отраслевой компоненты, - хороший современный инженер должен их знать. Кроме того, даже спустя 15 лет после перехода нашей страны на Болонскую систему некоторые работодатели по-прежнему не признают бакалавров в качестве полноценных инженеров. Хотя, на мой взгляд, это вполне нормальные специалисты, которые прекрасно работают, внося свой вклад в формирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности вокруг нас.

- Естественно, ведь у них закончен полноценный учебный курс!

- Конечно. Другие дело, что для бакалавра определенные карьерные треки все-таки заблокированы. Для того, чтобы стать специалистом более высокого уровня, руководителем, нужно либо обучаться по программам специалитета, либо после окончания бакалавриата продолжить обучение в магистратуре. В этой связи для того, чтобы молодой специалист имел законченное высшее образование и ему потом не потребовалось ничего доучивать и переучивать, целесообразно ввести массовое пятилетнее образование. Таким образом будет обеспечена более гармоничная учебная нагрузка, некоторые предметы можно будет более обстоятельно объяснить. А если еще учесть, что все основные знания человек получает до 30 лет, и дальше учиться все тяжелее и тяжелее, такой подход, поверьте мне, - это оптимальное решение.

Нет необходимости и готовить всех по шестилетней программе. Да, для подготовки специалистов по строительству уникальных зданий и сооружений такой срок нужно оставить, однако не для массового образования. Магистратура тоже нужна, но скорее для более узкоспециализированного изучения конкретных направлений. Разумеется, можно сокращать сроки обучения в вузах для выпускников профильных колледжей.

- В случае такого решения насколько трудно будет перестроить учебные процессы с 4 лет на 5?

- С одной стороны, это сопряжено с масштабной переделкой большого количества образовательных программ, с другой - Минобрнауки России сейчас старается выделить некое ядро инженерной подготовки, которое будет унифицировано для всех направлений подготовки. Там будут разработаны типовые рабочие программы, методические указания и так далее. В этом смысле будет обеспечено существенное сокращение бумажной работы. Ну, а большинство наших преподавателей, как я уже отмечал, выступают за возврат к 5-летнему сроку получения высшего образования. Поэтому, когда реализуешь то, что сам всецело разделяешь, это намного проще.

Конечно, есть отдельные образовательные программы, где и четырех лет подготовки вполне достаточно. Это, например, программы, связанные с подготовкой отраслевых экономистов, специалистов по использованию технологий информационного моделирования, эксплуатации отдельных типовых объектов и т.д.

- В МГСУ есть вечерняя и заочная форма обучения?

- Мы возродили вечернюю форму обучения, и впервые за последние годы получили на нее бюджетные места. Развиваем и заочную форму. Я считаю, что эти форматы обязательно должны сохранятся потому, что в некоторых случаях это единственный способ получить образование в сочетании с работой. И нередко мотивация у тех же вечерников гораздо выше, чем у студентов дневной формы обучения.

Здесь живет строительная наука!

- Если говорить об исследовательской части работы МГСУ, стоит вспомнить мировой опыт, когда университет - это не только образование, но и наука. И самые большие научные бюджеты - у Гарварда, Оксфорда и других университетов. У нас, к сожалению, это не так - или уже что-то меняется? Насколько хорошо идут исследования в главном строительном вузе страны? Какие новации можно представить отрасли? И самое главное, как потом они внедряются «в жизнь»?

- Общий объем средств, полученных университетом по итогам 2024 года за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказание научно-технических услуг в интересах строительной и смежных отраслей превысил 1,9 млрд рублей. Доля внебюджетного финансирования, т.е. средств, получаемых от бизнеса за выполнение заказанных нам исследований и разработок, составляет около 95%, и любой результат исследовательских работ НИУ МГСУ имеет внедрение.

Область применения таких научно-исследовательских результатов, продуктов очень разная. Скажем, мы занимаемся научно-техническим сопровождением проектирования, строительства и реставрации уникальных объектов, в частности, Сибирского кольцевого источника фотонов, Технопарка ПАО «Сбербанк» в инновационном центре «Сколково», СК «Олимпийский», кампусов мирового уровня, высотных комплексов столицы, энергоблоков атомных электростанций. Понятно, что соответствующие исследования - определение нагрузок, динамические расчеты, анализ сейсмостойкости того или иного объекта - это мало тиражируемые результаты, потому что мы каждый раз имеем дело с уникальным объектом. В этом смысле результаты есть, безусловно внедрены и они уникальны, но не всегда подлежат тиражированию.

Напротив, есть и тиражируемые результаты, исключительно важные для страны. В числе совсем свежих, вызывающих очень большой интерес, отмечу разработку, испытания и организацию производства модульной защитной ограждающей конструкции от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, крупнейшими российскими промышленными и энергетическими компаниями, специалистами НИУ МГСУ в 2024 году был разработан и введен в действие Минстроем России в январе 2025 года «революционный» нормативный документ - свод правил (СП) 542.11325800 «Защитные ограждающие конструкции от беспилотных летательных аппаратов. Правила проектирования», в настоящее время готовится материал для его актуализации.

Вообще, начиная с 2023 года в нашей программе развития был выделен отдельный блок, ориентированный на разработку, развитие, верификацию, апробацию и внедрение технологий условно «военного времени», восстановление и возрождение воссоединенных регионов России. В числе знаковых результатов отмечу разработку нового поколения защитных сооружений/укрытий на основе принципа сверхвысокой энергоемкости железобетонных конструкций («резиновый» железобетон), новые комплексные методы восстановления и усиления конструкции зданий и сооружений из каменной кладки, поврежденных в ходе боевых действий, новые конструктивные решения для оперативного устройства временных понтонных конструкций из полимерных сегментов для различных видов нагрузок от колесного транспорта, новый метод расчетного обоснования надежности конструкций с заданным ограниченным сроком эксплуатации, новый конструкционный материал из легких бетонов для монолитной технологии изготовления железобетонных изделий дорожного строительства при оперативном производстве работ по восстановлению дорожно-транспортной инфраструктуры и другие.

- Павел Алексеевич, вы ведь еще и академик РААСН - а наука должна смотреть вперед и задавать вектор движения отрасли. Есть ли уникальные направления в строительной науке, на которых может быть прорыв - материаловедение, инженерные конструкции, архитектура? Может ли наука показать, куда должна идти стройка, и сможет ли МГСУ потом этому научить?

- Мы очень серьезно работали сначала в отношении разработки, а потом и периодической актуализации Программы развития НИУ МГСУ, определенной до 2036 года, стараемся своевременно выявлять все перспективные, прорывные направления и запланировать с их учетом наше развитие. Есть целый ряд областей исследований, где можно в будущем ждать интересных результатов. Приведу лишь несколько примеров.

Во-первых, у нас есть большой проект совместно с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) по разработке нового поколения норм сейсмостойкого строительства при двухуровневом сейсмическом воздействии. Своды правил, действовавшие в последние годы и действующие в этой сфере, являются одними из самых спорных документов системы технического нормирования в строительстве. В НИУ МГСУ данный проект возглавляет академик РААСН Владимир Ильич Травуш. В прошлом году были проанализировали различные зарубежные нормы, и теперь, опираясь на этот анализ и на собственные разработки, коллеги приступили к сутевой части подготовки норм нового поколения. Могу сказать без преувеличения, ситуация сложилась уникальная - все ведущие специалисты страны в области сейсмостойкого строительства работают в одном коллективе и решают одну задачу.

Второе направление, которое также хорошо развивается последние годы и за которым большое будущее - это, конечно, цифровые технологии. Из интересных результатов здесь отмечу разработку учеными НИУ МГСУ под руководством академика РААСН Александра Михайловича Белостоцкого высокоточных методов прогноза климатических нагрузок (ветровых, снеговых) на основе численных исследований. От точности определения этих нагрузок зависит безопасность и экономичность используемых конструктивных решений и объекта в целом.

Очень активно в последние годы развивается направление, связанное с аддитивными технологиями, 3D-печатью. Разработаны новые материалы, технологии 3D-печати и математические модели бетонов для аддитивного строительного производства.

В целом мы выделили 16 приоритетных научно-образовательных тематических направлений, 2 стратегических технологических проекта и 18 локальных технологических проектов, в рамках которых запланированы и проводятся исследования и разработки, ориентированные на получение важных для отрасли и страны результатов.

- Студенты знают о том, что делают ваши ученые? Вы учите их новациям строительной науки?

- Обязательное требование последних двух лет заключается в том, что любой научный результат должен заканчиваться дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации или программой профессиональной переподготовки), а наиболее значимые результаты внедряются в образовательные программы высшего образования. Постоянно обновляются учебники и учебные пособия по ключевым дисциплинам, есть и вообще уникальные труды. Так, например, справочник геотехника, подготовленный под руководством профессора НИУ МГСУ, академика РААСН Вячеслава Александровича Ильичева был удостоен целого ряда высоких наград, в настоящее время переводится для зарубежных читателей.

- Завершая нашу беседу, хочу спросить вас как человека, который отвечает за 15 тысяч молодых умов - как вам современная молодежь?

- За последние годы я вижу более серьезное отношение студентов к учебе. Конечно, многие наши студенты работают - это не очень хорошо, потому что лучше учиться, не отвлекаясь ни на что. Но подкупает то, что в целом молодые люди стали более ясно представляют себе те уникальные возможности, которые получат после окончания университета. Очень большой интерес у них всегда вызывают встречи с работодателями, возможность внести свой практический вклад в строительство новой России. Мне наши студенты очень нравятся!

Лариса Поршнева

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!