Как все-таки готовить кадры для строительной отрасли?
10 декабря в Торгово-Промышленной палате России в рамках VII Международный форум «Малоэтажная Россия — 2024» состоялось совместное заседание Комиссии Общественного совета при Минстрое России по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, Комитета РСС по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли и отраслевого консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Темой заседания, которое прошло под председательством почетного президента НОСТРОЙ Ефима Басина, стала крылатая фраза «Кадры решают все».
В качестве соведущих заседания выступили директор по развитию -руководитель проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова и заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева. В заседании приняли участие представители Минстроя России, высших и средних образовательных учреждений, отраслевых ассоциаций и бизнеса.
Приветствуя участников заседания, ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России Светлана Кузьменко рассказала об итогах работы Общественного совета в 2024 году, в том числе, в сфере подготовки кадров и профессиональной ориентации школьников и студентов, такие как «Я — строитель будущего», «Цифровое ГТО», «ЖЭКА» и так далее. По данным Минстроя России, в отрасль до 2030 года нужно привлечь от 700 тысяч до 1,5 млн человек, т.е. 150 тысяч в год, поэтому особое внимание нужно уделить выпускникам колледжей и их закреплению в профессии. С.Кузьменко особо подчеркнула роль Национального объединения строителей в создании и работе Отраслевого консорциума СПО, который активно включился в решение задач по развитию среднего профессионального образования в строительной отрасли.
Ефим Басин призвал профессиональное сообщество совместно с учебными заведениями, СРО и органами власти заняться решением непростой задачи по обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами. «Сегодня работает программа «Профессионалитет», национальный проект «Кадры», взбодрилось профессиональное сообщество, на базе НОСТРОЙ создан Отраслевой Консорциум СПО, работодатели уже со 2-3 курса подбирают себе выпускников. Очень важно повышать профессиональный уровень педагогов, усиливать учебную и материальную базу учебных заведений. Все эти меры приведут к повышению культуры производства и производительности труда на стройке», — отметил Ефим Басин.
Руководитель Центра компетенций образовательной деятельности Минстроя РоссииИрина Минина поделилась итогами исследования о том, что ждут студенты от своей профессии по окончании вуза или колледжа. Сегодня почти 50% выпускников ссузов не идут в профессию, потому что не понимают, как строить карьеру и повышать свой профессиональный уровень. Для реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли Минстрой России разработал План мероприятий, в котором заложено два стратегических направления: уменьшение дефицита кадров, для чего нужно привлечь в отрасль до 2030 года 850 тысяч молодых специалистов, и изменение системы профобразования, адаптация ее под потребности рынка труда.
Руководитель Кадрового центра Минстроя РоссииЕлена Сенкевич представила основные механизмы сокращения кадрового дефицита в строительной отрасли и ЖКХ. Для этого нужно более активно привлекать к учебным процессам работодателей, разрабатывать новые программы повышения квалификации действующих сотрудников. Кроме того, нужно посчитать реальные потребности отрасли в кадрах и сформировать запрос отрасли на 3-5 лет вперед. Это поможет скорректировать учебные программы вузов и ссузов, ввести новые специальности и программы, в том числе, в области цифровизации строительных процессов, роботизации и т.д.
Ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университетаДмитрий Щеголев представил опыт НГАСУ по выстраиванию непрерывной системы среднего специального и высшего образования. Сегодня на базе НГАСУ работает архитектурно-строительный колледж, учебные процессы в котором органично совмещены с программами вуза. Учебные заведения имеют одну лабораторную базу, преподавательский состав, студенты колледжа и университета вместе участвуют в олимпиадах, праздниках и прочих мероприятиях. Благодаря такой синергии сокращается время учебного процесса при поступлении выпускника колледжа в вуз, образуется организованное студенческое сообщество.
Директор Инженерно-строительного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра ВеликогоМарина Петроченко, основываясь на опыте подготовки кадров в Политехе, призвала более внимательно отнестись к массовому инженерному образованию, которое сегодня не отвечает ни современному уровню знаний, ни потребностям работодателя. Инженерно-строительный институт Политеха сознательно отказывается от массовой подготовки инженеров и формирует концепцию подготовки элиты строительной отрасли, которые могут реализовывать междисциплинарные проекты на самом высоком уровне.
Начальник центра дополнительного профессионального образования, заведующая кафедрой Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве МГСУОльга Кузина подняла вопросы производительности труда как фактора развития строительной отрасли и, соответственно, роли учебных заведений в подготовке таких кадров, которые понимают, как эту производительность рассчитать и обеспечить.
Директор по развитию — руководитель проектного офиса НОСТРОЙЕлена Парикова подробно рассказала о деятельности НОСТРОЙ в области подготовки кадров для строительной отрасли.
«НОСТРОЙ проводит мониторинг по дефициту кадров. Наиболее востребованные профессии — арматурщики, монтажники БК и ЖК, сварщики, каменщики, электромонтажники, машинисты дорожно-строительных машин и др. При этом из 50 тысяч выпускников колледжей через три года в отрасли остается только 10 тысяч человек», — отметила Елена Парикова.
Конечно, одномоментно устранить дефицит кадров притоком молодых специалистов в отрасль не получится, но все же, по словам Е.Париковой, назревают вопросы, которые необходимо решать уже сегодня.
Во-первых, далеко не все выпускники школ, которые планировали поступить к колледжи на строительные специальности, попадут в них — в большинстве регионов конкурс составляет 4-6 человек на место. Например, в Кемерово, в 2023 году желающих поступить в строительный колледж было 1 756 человек, а было принято всего 994.
Но самое главное — не потерять тех, кого уже научили. Сегодня, чтобы быть успешными и конкурентоспособным в своей отрасли, молодому специалисту следует постоянно работать над развитием своих профессиональных и универсальных компетенций, в том числе, осваивать
программное обеспечения для информационного моделирования (ИМ), получать навыки управления дронами, уметь работать с VR, AR и искусственным интеллектом. То есть, работа в проектировании и строительстве требует от профессионалов готовности к новым технологиям и умения пользоваться со специализированными программами.
Елена Парикова остановилась на работе Отраслевого Консорциума СПО в сфере строительства, созданного на базе НОСТРОЙ, который координирует и сплачивает усилия участников из среды бизнеса и образования по подготовке современных кадров. В 2024 году Консорциум полнился на 40 %. В него входят самые активные и самые инициативные директора компаний и колледжей. «Привлечение и расширение географии участников является одним из приоритетных направлений работы Консорциума. К сожалению, подключаются к Консорциуму СПО только после личных обращений или звонков местных руководителей СРО, которые тесно работают с образовательными учреждениями», — отметила Е.Парикова. Также НОСТРОЙ в рамках деятельности Консорциума СПО принял активное участие в экспертизе Концепции подготовки кадров для строительной отрасли. Были внесены важные правки и дополнения о подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена. Большая часть предложений нашла отражение в итоговом документе.
Говоря об участии СРО и бизнеса в программе «Профессионалитет», Елена Парикова призвала расширять их участие в данной программе — сегодня существует всего 24 кластера по строительству из 370 созданных по всем отраслям, этого явно мало для такой большой отрасли как строительство. В связи с этим НОСТРОЙ ведет консультационную деятельность по вопросам участия в проекте среди предприятий строительной отрасли, в том числе по налоговым преференциям для компаний — участников проекта.
Генеральный директор СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири», Координатор НОСТРОЙ по УФОЮрий Десятков рассказал об опыте СРО ССКУ по участию в программе «Профессионалитет» и опыту подготовки кадров для компаний — членов СРО. Для создания образовательного кластера СРО вложила 20 млн рублей, еще 26 млн рублей дал регион, 100 млн — деньги федерального бюджета. Благодаря такой сумме удалось создать современные учебные лаборатории по самым востребованным специальностям — арматурщики, бетонщики, монтажники. Кроме того, в рамках Профессионалитета идет обучение специалистов цифровому продукту СКИД (Строительный контроль и исполнительная документация), который разработан на средства СРО ССКУ. А в помощь преподавателям разработаны новые учебные пособия по охране труда и монолитному домостроению — впервые за многие годы.
Исполнительный директор Ассоциации СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева рассказала о большом положительном эффекте от проведения в Пензе 6-7 ноября с.г. заседания Отраслевого консорциума СПО, а также поделилась опытом ее СРО по развитию учебного кластера в Пензенской области. Она также обратила внимание, что сегодня интерес и граждан, и бизнеса смещается от многоквартирного жилья к индивидуальному домостроению, и, следовательно, будут нужны специалисты именно в этой области. Специфика здесь состоит в том, что работодатели хотят видеть мультифункционального специалиста, который понимает дом как единый организм, у которого должны быть навыки по работе с инновационными технологиями и умными системами. Так что имеет смысл в рамках Профессионалитета сформировать специфическую программу для малоэтажного строительства.
Участники заседания также обсудили вопросы профессиональной ориентации школьников и их первых шагов в профессии, потенциал движения сообщества мастеров, привлечение Российских строительных отрядов на стройки России и за рубежом, а также необходимость разработки новых учебных программ в области эксплуатации зданий и сооружений и строительства из алюминиевых конструкций.
По итогам заседания будет сформирована резолюция с предложениями участников, в том числе, в План мероприятий по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли.
По материалам НОСТРОЙ
Комментарии