На стендах «Зодчества-2024» была россыпь талантливых проектов. Но не система…
В Москве прошел XXXII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество», темой которого стало короткое слово «Прорыв». На стендах участников были представлены интересные и инновационные проекты, но при этом главные призы фестиваля не получил никто…
Тема 32-го Международного архитектурного фестиваля «Зодчество» называлась «Прорыв». Прорыв означает, что пора показывать не намерения, а реальные преобразования. Такое объяснение было дано в манифесте фестиваля. Тем не менее большинство из 450 работ, представленных архитекторами в рамках конкурсной программы, были проектами, то есть намерениями. Но фестиваль от этого не стал хуже. И разве так плохо познакомиться с будущим? А проекты это и есть будущее.
Свои работы традиционно демонстрировали регионы и частные лица, архитектурные мастерские и бюро. Многие проекты посвящались обустройству общественного пространства.
Жить будет лучше, жить будет красивее…
На огромном голубом полотне экспозиции Приморского края была показана береговая линия Владивостока. В городе ее называют бесконечной набережной. Как рассказали представители Приморья, чего здесь только нет! Благоустроенные участки чередуются с гаражами, складами, а то и промышленными площадками. Власти Владивостока решили эту зону облагородить, сделать ее полностью благоустроенной. Проект смелый, признают даже в мэрии. Бесконечная набережная все же имеет пределы — 38 км в длину. Приводить ее в порядок предстоит долго.
В Рязани обустраивают 15-километровую пешеходную зону. Она пройдет через памятные места в городе, в том числе местную ВДНХ. Рязанская ВДНХ построена в 1955 году и выглядит, как московская в миниатюре, — возникло в то время в стране желание открыть такие выставки в регионах. До наших дней сохранилась только рязанская ВДНХ, и сейчас здесь располагаются магазины и зона досуга.
Судя по проектам, в стране скоро появятся несколько интересных музеев. Об одном из них — «Русское поле» — рассказывалось на стенде Тульской области. Музей посвящен Куликовской битве и должен быть открыт к ее 650-летию. Предполагается, здание музея по форме напомнит сноп пшеницы — символ единства и плодородия. Сноп будет состоять из 1380 копий — по дате Куликовской битвы.
Вокзалы БАМа — каждый ценен!
На стенде Краснодарского края внимание посетителей привлекал макет нового микрорайона краевого центра. Макеты зданий, а тем более городов всегда собирают большое количество народа. Первым с макетом на «Зодчестве» несколько лет назад появился как раз Краснодарский край. Коллеги из других регионов его примеру следовать не спешили. Говорили, уж очень это хлопотное дело — изготовить такой макет, да еще во время транспортировки можно повредить. Действительно, по словам краснодарских архитекторов, их макетом сравнительно небольших размеров занимались в течение месяца 10 человек.
Однако сейчас уже несколько участников фестиваля поставили на свои стенды макеты. И самыми главными, мимо которых было невозможно пройти, оказались макеты вокзалов БАМа. Эта инсталляция создана группой архитекторов из разных российских городов — к 50-летию начала освоения БАМа. 47 макетов вокзалов изготовлены из пластика в масштабе 1:500. За полвека здания изменились. Плоские крыши заменены двускатными, видимо, их проще обслуживать. Что-то пришлось отремонтировать, что-то отреставрировать. Но макеты изображают здания такими, какими они были изначально построены.
Вокзалы БАМа проектировались и в России, и в союзных республиках. «Мы запросили архивную документацию во всех проектных организациях, — рассказывает куратор проекта, историк архитектуры Марк Акопян. — И все ее охотно предоставили, никто не отказал. Кроме того, мы выезжали на БАМ, где в течение полутора месяцев исследовали здания, фотографировали их. Архитектурный фотограф Вадим Разумов также является куратором проекта. В общей сложности создание инсталляции заняло год».
Большой объем работ был сделан в Новосибирске. Еще одним куратором проекта стала Дарья Кисельникова, новосибирский архитектор, кандидат архитектуры. В частности, она выполнила масштабирование зданий.
Вокзалы Тынды и Северобайкальска построены по индивидуальным проектам на 100 человек каждый. Остальные по типовым — на 50 человек. Вроде бы 45 одинаковых проектов. Но в каждом случае авторы добавляли какие-то свои элементы, и в итоге здания получились разные по виду.
В процессе работы вспомнили имена архитекторов, подзабытые за 50 лет. Недавно ушедший Вадим Гудков проектировал вокзал в Тынде. Его соавтором был ныне здравствующий Анатолий Козлов. Они москвичи. В Новосибирске живет Владимир Авксентюк, проектировавший вокзал Северобайкальска. Кстати, Анатолий Козлов на прошедшем «Зодчестве» рассказывал о своей работе на БАМе.
Восточные мотивы
Встретили мы на «Зодчестве» доброго знакомого нашего журнала Николая Семёнова. Он не пропустил с 2003 года ни одного фестиваля, хотя не является архитектором и работает совсем в другой сфере, но его наблюдения всегда точны. По его мнению, прошедший фестиваль имел восточную направленность. Наверно, такое заявление звучит громко. Однако о восточных странах можно было узнать много.
Для нас стало привычным активное участие Китая в строительных выставках, а вот на «Зодчестве» он появился впервые. Но представляла его российская компания «Глазами инженера» (Казань), которая занимается экономическим туризмом, в том числе организует поездки в Китай. Руководитель компании Айрат Багаутдинов сказал, что ему хотелось привлечь внимание к современной китайской архитектуре — а это высотное строительство, в области которого страна является одной из ведущих в мире. Китайские города иногда называют вертикальными. Местные власти прилагают все усилия, чтобы, проживая где-нибудь на 30-м этаже, люди не отрывались от природы. Города максимально озеленяются, жилые дома чередуются с парками и скверами.
Восточная тематика была отражена и в деловой программе, где с лекцией выступил известный китаевед Бронислав Виногродский. Обычному человеку попасть на его выступления сложно, и поэтому куратор фестиваля Алексей Комов гордится, что такая известная личность участвовала в «Зодчестве».
Одно из заседаний деловой программы посвящалось новой столице Монголии — Нью-Хархорум. Когда-то Нью-Хархорум уже выполнял столичные функции, но сейчас это небольшой город с населением менее 10 тысяч человек в 300 км от Улан-Батора. Правительство Монголии объявило международный конкурс на разработку мастер-плана будущей столицы. Было подано 428 проектов из 54 стран, в финал отобраны 36 проектов, в том числе российский. Он разработан командой Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. Проект предполагает средне-и малоэтажную застройку Нью-Хархорума, а на городской периферии масштабные кварталы юрт.
Отдельный стенд занимал Узбекистан. Республику представляли архитекторы из Ташкента Фарход Мусаков и Учкун Тухтаев. Среди размещенных на стенде проектов были и их работы. Так, по проекту Учкуна Тухтаева в Ташкенте начато строительство восьмиэтажного здания Британского университета, уже вырыт котлован. Фарход Мусаков участвовал в международном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО на проект культурного центра в Афганистане. На конкурс были присланы 400 работ со всего мира, работа Фархода попала в первую десятку. И пусть не его проект лег в основу строительства культурного центра, но, очевидно, такая яркая работа не останется лежать на полке.
Узбекские коллеги на «Зодчество» приехали впервые, и здесь им понравилось. Особенно впечатлило оформление стендов участников. Говорят, бывали на многих международных конкурсах, но нигде не видели таких интересных экспозиций — обычно проекты просто развешивают по стенам.
Не миф, а реальность
На фестивале были широко представлены и восточные регионы России.
Якутия — активный участник многих фестивалей «Зодчество». Вот и в этом году республика представила серию инновационных проектов, завоевав серебряный знак в конкурсе «Регионы России».
Через восемь лет столица региона Якутск отметит свое 400-летие. К юбилею город обновляется — в республике поставлена амбициозная задача превратить его в лучший город для жизни в Арктической зоне. О том, что для этого делается, представители республики рассказывали на встрече, которая так и называлась «Лучший город на вечной мерзлоте. Миф или реальность?».
Один из главных акцентов был сделан на мастер-плане жилого квартала «Утум+» — проекте, который предлагает сделать жизнь в условиях вечной мерзлоты по-настоящему комфортной. Квартал состоит из групп домов размером 100×100 метров. Озеленение территории морозоустойчивыми деревьями смягчает климат. Теплые стилобаты, надземные коммуникации и игровые комнаты в жилых зданиях — обязательные элементы, которые учитывают суровые реалии региона и облегчают условия жизни людей. В центре квартала предусмотрены общественные пространства: центр современного искусства, площадки для малого бизнеса и творческих мастерских.
Периодически в профессиональной среде звучит эффектная идея: в суровом климате возводить города под крышей или куполом. В прошлые годы такие проекты встречались и на «Зодчестве»: дескать, создается комфортный микроклимат, нет резких ветров и т.д.
В Якутске была попытка построить дом под куполом, но она не удалась. Конструкция позволяла сохранять тепло: температура внутри купола была выше внешней на 20 градусов. Однако за два года грунт под домом начал таять, возникла угроза разрушения фундамента. «Использование купольных технологий в зоне вечной мерзлоты требует более глубоких инженерных решений», — говорит Олег Карамзин, совладелец «Утум+». Так что пока приходится применять известные технологии, адаптируя их к местному климату. Вероятно, опыт якутских архитекторов могут использовать и в других северных городах, которых в нашей стране немало
«Дедал» и «Татлин» ждут своих героев
Группа школьников под руководством профессионального архитектора рассматривает инсталляции, установленные посреди зала. Потом они идут к другим экспозициям, потому что у детей экскурсия по выставке. Но почему бы не проводить ее и для взрослых? Думаю, не только обыкновенные посетители, но и кто-то из главных архитекторов городов с удовольствием примет в ней участие.
Фестиваль заканчивается, и чувствуется, что основной массе посетителей он понравился. Во всяком случае, от развешанных по стенам проектов они не отходят до окончания мероприятия. А молодежь — ее очень много, похоже, вообще уходить не собирается.
Удивительно, всем нравятся работы, но выделить какую-то, особенно задевшую душу, люди не могут. И Большое жюри фестиваля не смогло. Приняло решение Гран-При фестиваля «Премия Владимира Татлина» (проекты) и «Хрустальный Дедал» (постройки) не вручать никому. Премию Владимира Татлина не вручали и в прошлом году. Заслуженный архитектор России Михаил Мамошин объяснил эту ситуацию тем, что сейчас практически у всех очень высокий уровень квалификации и вырваться вперед очень сложно. Но, по его мнению, это явление временное, вскоре кто-нибудь обязательно окажется лучше других.
Куратор «Зодчества-2025» Тигран Бадалян считает, что на следующий год этому поспособствует заявленная им тема фестиваля — «На грани!», потому что все лучшие архитектурные произведения делаются на грани возможного.
Елена Бабак
Фото: Роман Поршнев
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылкеhttps://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_12_2024_pc.pdf
Комментарии