Фестиваль «Зодчество»: Завтра начинается сегодня
Автограф любимого мастера
«Зодчество» традиционно проходило в Гостином дворе, в одном зале с выставкой Build School и архитектурным фестивалем BIF. В прошлые годы все экспозиции размещались здесь вполне свободно. Теперь в том же самом зале было откровенно тесно. Стенды стояли впритык друг к другу.
Теснота в зале вполне объяснима. По словам куратора «Зодчества» Алексея Комова, в фестивале участвовало рекордное количество регионов за всю его историю — более 20. Приехали также зарубежные делегации из Бразилии и стран СНГ. Как никогда, обширной была выставка «Материалы и технологии». Сам Алексей Олегович (главный архитектор Калуги) проводит фестиваль третий год подряд. Видимо, накопленный им опыт сыграл свою роль в удачной организации мероприятия.
В Гостином дворе нет технической возможности определить число посетителей, но двигались они плотным потоком. Далеко не все гости фестиваля являлись архитекторами или строителями — пришло немало обычных граждан, поклонников архитектуры, которые даже собирали автографы любимых мастеров.
Мост в будущее
Не только гости фестиваля, но и многие участники на вопрос «Что вам больше всего понравилось?» отвечали — оформление стендов. Прошли те времена, когда представители регионов вывешивали картинки проектов, построенных зданий, а сами исчезали. Получить комментарий было не у кого. Теперь участники по примеру строительных выставок оформляют стенды, причем с присущей архитекторам элегантностью. Экспозиции становятся все интереснее. Каждый регион придумал какой-то элемент, который характеризовал его особенность, и старался, чтобы оформление отражало тему фестиваля. Раньше над этим не заморачивались.
Через весь зал тянулся красный макет моста через Иртыш в Ханты-Мансийске. Он так и называется «Красный дракон», и является одной из визитных карточек ХМАО. Одно время он был черным, но после реконструкции его снова покрасили в красный цвет. «А еще сделаем подсветку», — казал Олег Бурычкин, начальник отдела Департамента пространственного развития и архитектуры ХМАО. И добавил, что мост можно считать дорогой в завтра.
На стенде Нарьян-Мара стояла символическая бочка с нефтью (баррель нефти) как знак нефтедобывающей территории. Экспозицию Вологодской области украшала деревянная башня, обозначающая, что дерево — один из популярных строительных материалов в регионе.
Еще недавно участники ограничивались тем, что включали аудиозапись, предлагая посетителям послушать рассказ о своем регионе. Сейчас только что Москва и Московская область продолжали общаться с гостями через звуковые дорожки. На остальных стендах посетителей встречали региональные команды. Но если участников строительных выставок интересуют в основном деловые партнеры, то здесь с удовольствием разговаривали абсолютно со всеми посетителями, независимо от их профессии. И не только об архитектуре. Одновременно можно было многое узнать об истории и перспективах развития территорий.
Почему-то на фестивале не появились Екатеринбург и Пермь, отмечающие в этом году свое 300-летие. Очень жаль, что такие крупные экономические центры страны в свои юбилейные даты на «Зодчестве» отсутствовали.
Птица, парящая над бухтой
В рамках конкурсной программы было представлено более 230 работ. Среди них — 110 проектов и 57 построек. Традиционно преобладало жилые разного типа, общественные здания и пространства. И, как всегда, значительно в меньших масштабах была представлена промышленная архитектуры. Архитекторы-ветераны отмечали, что практически все работы имеют высокий профессиональный уровень, и посочувствовали жюри, которому надо было выбрать лучшие.
Наград было много и разных. Со всеми лауреатами фестиваля можно познакомиться на сайте «Зодчество-23». Главный приз — премию Гран-При «Хрустальный Дедал» — за проект «Новый аэровокзальный комплекс аэропорта Геленджик» выиграл авторский коллектив ООО «АЭРОПОРТ ГЕЛЕНДЖИК».
Архитектурная концепция терминала разработана итальянским бюро Fuksas, которым руководит Максимилиано Фуксас. Это бюро победило на международном конкурсе, в котором участвовали лучшие архитектурные организации Италии, Великобритании, Нидерландов и России. Это достаточно редкий случай, когда обладателем «Хрустального Дедала» становится иностранец.
Здание терминала представляет собой птицу, парящую над бухтой. Структурный потолок внутри здания символизирует оперение, а динамическая подсветка, меняющая цвет в течение дня — солнце, отражающееся в морской воде, закат и звездное небо. Новый терминал аэропорта возведен за 18 месяцев, что является исключительным случаем в российской практике для объектов с такой сложной архитектурой.
В конкурсную программу не включаются инсталляции. Но они привлекали внимание гостей, да и участников, не меньше, чем проекты. Сразу при входе в зал обращала на себя внимание композиция «Ветер», изготовленная в «Студио-ТА» Тиграна Бадаляна. Такое впечатление, что закрутился воздушный вихрь высотой шесть метров. Инсталляции стали неотъемлемой частью фестиваля. Фантазия авторов безгранична. Многие экспонаты запоминаются надолго. Я, например, помню некоторые композиции, представленные три года назад.
Дерево возвращается!
Конечно, на фестивале не могли не говорить о строительных материалах. Один из самых перспективных — древесина. Ее использование особенно актуально сейчас, когда экспорт сократился, и перед деревообрабатывающими предприятиями встал вопрос сбыта продукции. Но проектов деревянных домов на фестивале было представлено немного, и дома были малоэтажными. Это неудивительно: люди воспринимают деревянные постройки как загородное жилье. Между тем из дерева можно строить многоэтажные здания в городах, к чему призывают на разных конференциях и совещаниях. Но на практике призывы реализуются слабо. У нас также до сих пор нет ни одного общественного здания, построенного из древесины.
Как говорят архитекторы, у многих руководителей городов предвзятое отношение к дереву — не верят они в его надежность. Еще сгорит… Вот железобетон — это да! Использованию древесины была посвящена специальная дискуссия в рамках деловой программы. Хотя о чем тут дискутировать? Все выступавшие были единогласны: при современных технологиях обработки древесина — прекрасный материал. Не сгорит и не сгниет.
В России деревянное зодчество имеет давние корни. «На Крайнем Севере всегда строили из дерева, — говорит Семен Гоглев, директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения. — Ведь чем легче материал, тем проще и дешевле его перевезти». Воркута в 30-е годы прошлого столетия была сплошь деревянной. Таким же был и Нарьян-Мар. Потом посчитали, что иметь деревянные дома в городах несолидно. Их заменили кирпичными и панельными.
Да и само деревянное строительство стало считаться чем-то вроде пережитка прошлого. Тотан Кузенбаев, главный российский специалист по деревянному зодчеству, вспоминает: одно время на него и его сторонников коллеги-архитекторы смотрели как на сумасшедших. И хорошо, что строительство вновь разворачивается лицом к дереву. По мнению Тотана Кузенбаева, в преимуществах деревянных зданий люди должны убедиться на практике.
Нарьян-Мар на фестивале представляло архитектурное бюро CPRD (Москва). Нельзя сказать, что этот небольшой северный город постоянно находится у нас на слуху. Но он как центр нефтедобывающего района стал опорной точкой Российской Арктики. Сотрудница CPRD Мария Абрамова увлекательно рассказывает историю Нарьян-Мара и всего Ненецкого автономного округа. Не все знают, что люди здесь жили очень давно, что здесь есть чем заняться археологам — под землей целое древнее поселение.
Бюро CPRD составляет мастер-план развития центра города. Планируется построить комплекс из торгового центра и жилых зданий. В настоящее время проводится конкурс инвесторов. Участвуют 15 претендентов. Главное условие — максимально использовать в архитектурных проектах древесину. Итоги будут подведены в феврале. Компании, занявшие первые три места, получат денежные премии. Но реализован будет только один проект — победителя.
Что делать с Байкальском?
Много посетителей пришло на деловую программу фестиваля. Особый интерес вызвали конференции и дискуссии по теме градостроительства. На них обсуждался весьма злободневный вопрос: как сделать расселение россиян на нашей необъятной территории более равномерным? Ведь все больше людей стягивается в крупные города, между которыми остается пустое пространство.
Лидерами в приросте населения остаются, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Причем вполне вероятно, что ситуация на деле еще сложнее, чем мы думаем. Согласно официальной статистике население Москвы составляет 12 млн, Санкт-Петербурга — 5,8 млн человек. Но результаты независимых исследований, проведенных на основе анализа биллинга и объема канализационных стоков, дают другую картину. В Москве насчитывается 25 млн человек, в Санкт-Петербурге — 9 млн (власти обоих городов с этими цифрами не согласны.)
Переток людей в крупные центры не прекращается. Особенно много незаселенных территорий остается в Сибири и на Дальнем Востоке. Один из вариантов решения вопроса — строить небольшие города — современные, благоустроенные — между крупными центрами. Люди будут переселяться туда, не перегружая мегаполисы. 1119 городов, которые есть в России, для нас мало.
В позапрошлом году президент Русского географического общества Сергей Шойгу предложил построить пять новых городов в Сибири. Архитекторы восприняли это предложение неоднозначно. Не всем оно понравилось. «Но сегодня большинство из них считает, что строительство новых городов необходимо. И не пяти, а значительно большего количества», — говорит Евгений Гурвич, председатель Совета по градостроительству Союза архитекторов России.
Новые города — это замечательно. Даже в небольшой по площади Южной Корее за последнее время построили четыре города. Но что нам делать с десятками поселений, откуда по разным причинам ушли промышленные предприятия, и жителям стало негде работать, а в бюджетах теперь не хватает денег на благоустройство? Вот оттуда люди и уезжают. В дискуссиях упоминался один такой город — Байкальск.
Байкальск формировался вокруг целлюлозно-бумажного комбината, который 10 лет назад закрыли. Оставшиеся предприятия не в состоянии обеспечить всех жителей работой. Они пополняют население крупных индустриальных центров. Государство старается поддержать экономику города, но кардинальных улучшений это не дает. И сколько у нас таких городков в стране?
Кроме того, любой город формируется вокруг промышленного ядра. Такие ядра надо создать, что тоже непросто.
… А что делать с Байкальском, никто из выступавших не сказал.
Как расселить мегаполисы
Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник», считает, что надо развивать малоэтажное строительство. Небольшие поселения займут часть пустующего пространства. По его мнению, можно формировать малоэтажные города и поселки вокруг предприятий ВПК — получатся такие небольшие кластеры. 1700 предприятий ВПК, работающие по десяти направлениям, находятся в 72 регионах, то есть практически на всей территории страны (данные Фесенко взял из открытых источников).
Александр Кривов, автор Генеральной схемы расселения на территории России, еще несколько лет назад предложил вариант размещения поселений на Дальневосточной береговой линии. По его замыслу, от Владивостока до Находки и озера Хасан крупные индустриальные центры должны чередоваться с небольшими малоэтажными поселениями. Аналогичный вариант Александр Кривов предложил и для русской Балтики — от Архангельска до Калининграда. Предполагается, что так можно выровнять плотность населения на данной территории. Сейчас она составляет в Архангельске 1,7 чел., а в Калининграде 67 чел. на кв. км. Плюс это позволило бы оттянуть часть населения из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Действительно, у населения велик запрос на малоэтажные дома, и он постоянно растет. Но подавляющее большинство работ, которые были представлены в Гостином дворе, — многоэтажки. Их архитекторам заказывают застройщики. Многие градостроители обвиняют девелоперов в том, что они гонятся за прибылью, а потому и предпочитают строить «человейники».
На фестивале одна из компаний-застройщиков Пскова показывала, что она строит. В основном 9-этажные дома и небольшое количество 4-этажных. «Квартиры в 4-этажных домах пользуются огромной популярностью, — сказали сотрудники компании. — В 9-этажных домах продаются труднее». Так отчего бы не увеличить строительство 4-этажных домов? «9-этажные дома строить выгоднее — земля очень дорогая», — отвечали мои собеседники. Возразить им что-то трудно. Не будут же они работать себе в убыток. И захотят ли девелоперы заниматься малоэтажными домами вокруг тех же предприятий ВПК?
Видимо, одной какой-то мерой и пожеланиями дело не исправить. Так что завтра нас ожидают не только прекрасные архитектурные проекты, но и решение сложных градостроительных задач.
Елена Бабак
Фото: Союз архитекторов России
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_12_2023_pc.pdf
Комментарии