DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Мир меняется: цифровые дворники, умный город и 3D-печать

Цифровизация и роботизация медленно, но верно входят в строительство и смежные отрасли.

В России утверждена Концепция цифровизации многоквартирных домов.

Правительство РФ утвердило документ, согласно которому до 2030 года планируется сделать многоэтажки «умными» за счет внедрения цифровых сервисов и элементов искусственного интеллекта.

Речь идет только о возводимых многоквартирных домах - в них будут сформирована комфортная и безопасная среда на основе технологий интернета вещей и элементов искусственного интеллекта, цифровых продуктов, а также развиваться сервисы с применением «умных» решений.

Ожидается, что реализация Концепции позволит объединить усилия органов власти, застройщиков, производителей оборудования и комплектующих, разработчиков программного обеспечения, ресурсоснабжающих и управляющих организаций для развития цифровизации в сфере ЖКХ.

Федеральным ведомствам предписано руководствоваться им при планировании мер по цифровизации многоквартирных домов в России, региональным и муниципальным - учитывать положения Концепции в своей работе.

Минтранс намерен внедрять ИИ и цифровые технологии в транспортную отрасль.

Внедрение искусственного интеллекта, цифровых технологий, технологий беспилотного управления позволит планировать развитие инфраструктуры, видеть узкие места и создавать национальную цифровую логистическую платформу, о которой говорил Президент.

Также необходимо координировать работу Минтранса с другими министерствами и ведомствами, в первую очередь с Минпромторгом и Минцифры.

В Хакасии с помощью «цифры» планируют вывести из тени заготовку древесины.

На данный момент в регионе существуют проблемные вопросы, возникающие при использовании Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК).

В числе ключевых вопросов незаконной заготовки древесины: работа пунктов приёма и отгрузки, оформление электронных сопроводительных документов (ЭСД) при транспортировке и механизмы дистанционного мониторинга лесного фонда.

Электронные документы позволяют отслеживать движение древесины от лесосеки до переработчика, делая процесс прозрачным и позволяя оперативно выявлять нарушения. Такой подход снижает риски «теневого» оборота и способствует наведению порядка в отрасли.

Также рассматриваются технологии обработки спутниковых данных. Региональные ведомства получают «карточки» дешифрирования с признаками возможных нарушений. Специалисты выезжают на место, сверяют координаты и при необходимости принимают меры.

Мониторинг охватывает как плановые наблюдения, так и экспедиционные обследования в труднодоступных районах. Он позволяет оценивать санитарное и лесопатологическое состояние лесов, контролировать популяции вредных организмов и прогнозировать риски их массового распространения.

Цифровая система будет контролировать качество воздуха в Тамбовской области.

Цифровая экосистема МТС представила отечественную интеллектуальную платформу «Система проактивного управления экологическими рисками». Платформа предназначена для мониторинга качества воздуха и водных объектов, включена в реестр российского программного обеспечения, а также в перечень ИИ-решений Минпромторга России.

Система позволяет прогнозировать негативное воздействие на окружающую среду, вести непрерывное наблюдение за экологической обстановкой, выявлять источники загрязнения и оперативно принимать меры по их устранению.

Аналогичные проекты уже реализованы в ряде российских регионов - в Вологодской, Ярославской, Челябинской областях, Ставропольском крае, а также в Татарстане и Якутии.

Благодаря применению ТИМ при проектировании свыше 90 объектов Москвы ускорился строительный цикл и сократились затраты.

С момента внедрения ТИМ в строительную отрасль Москвы в 2022 году успешно применили в проектировании более 90 объектов, среди них - дороги и мосты, жилая и социальная инфраструктура.

ТИМ помогают оптимизировать инвестиционно-строительный цикл, сделать его прозрачным и понятным, снизить сметные и эксплуатационные расходы и затраты на обслуживание зданий на 20%.

ТИМ также успешно используются в рамках программы реновации: один из таких проектов - жилой комплекс, расположенный на Судостроительной улице. Это один из первых объектов, построенных в рамках программы реновации, проектная документация которого была дополнена цифровой информационной моделью. Строительство было завершено в 2023 году, после чего здание было передано под заселение.

Применение ТИМ также актуально в малоэтажном строительстве. На этапе эксплуатации ТИМ позволяют в полной мере реализовать функционал «умного дома», сократить расходы на обслуживание и энергопотребление.

В Белгороде займутся созданием «цифровых двойников» зданий.

В Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова начнёт работу новое конструкторское бюро «ПроектСкан-3D».

Создание «цифровых двойников» зданий будет проходить с применением лазерного сканирования и технологий информационного моделирования. Такая технология позволяет создать точную 3D-модель за считанные часы без применения рулеток и теодолитов и неизбежных погрешностей до 10 см.

«Цифровые двойники» объединяют все данные о здании, что позволяет синхронизировать работу архитекторов, проектировщиков и строителей. Это существенно снижает долю ошибок: сегодня до 40% времени и до 15% бюджета в строительстве уходит на их устранение.

В Южно-Сахалинске нейросети будут управлять городской инфраструктурой.

Технологию уже тестируют для инвентаризации улично-дорожной сети. А в Казани, Грозном и Уфе нейросети успешно применяют для мониторинга состояния тротуаров, дорожных знаков и других элементов городской среды. В ближайшее время технологию интегрируют в «Цифровой двойник Южно-Сахалинска».

Применение автоматизированного анализа сокращает время на инвентаризацию, снижает число ошибок, помогает оперативно выявлять повреждения и упрощает планирование ремонтных работ, а ИИ фиксирует текущее состояние объектов.

В Москве к 2035 году 60% поездов метро станут беспилотными.

Первый инновационный поезд запустят на Большой кольцевой линии уже в текущем году. Для организации беспилотного движения создадут технологическую сеть 5-го поколения (5G). Связь позволит оперативно взаимодействовать с транспортной инфраструктурой. После отработки технологии ее внедрят на других линиях метро.

Также необходимо, чтобы поезда метро выполняли существующее жесткое расписание с высокой точностью - больше 99,99%. Кроме того, интервал движения 60-90 секунд в час пик тоже должен соблюдаться.

Тестовая обкатка беспилотного поезда начнется в декабре: с машинистом и без пассажиров.

Полностью беспилотный трамвай выйдет на улицы Москвы уже осенью текущего года.

Он начнет перевозить пассажиров без водителя и полностью в автономном режиме. При этом работу трамвая будет контролировать сотрудник, не занимающийся управлением, - он будет проводить мониторинг исправности систем.

Трамвай в столице уже проехал более 6 тыс. км, ни разу не нарушив правила дорожного движения.

К 2030 году в Москве планируется сделать около 30-40% сети беспилотной, а к 2035 году - около 90%.

В Петербурге уборку дворов и дорог отслеживают с помощью ИИ.

В городе одна из самых оцифрованных отраслей - ЖКХ. В созданный единый штаб наблюдения - Центр комплексного контроля городского хозяйства (ЦККГХ) стекаются данные из многих отраслевых систем, которые следят за состоянием улиц, домов и движением техники. После из Центра расходятся поручения и штрафы.

В ГИС «Дорожная уличная сеть» работают более 600 пользователей из 143 организаций, из них 23 уборочных предприятия.

Все дороги паспортизировали, добавили новые данные, сделали вид дорог с учетом их площадей, с ответвлениями, тротуарами и т.д. Это дало возможность оптимизировать маршруты уборочной техники: система прокладывает курс, сокращая холостой ход.

В результате город "раскрашен" в разные цвета в зависимости от функции. Например, сдвижка снега - желтый, обработка против гололеда - оранжевый, уборка тротуаров - синий. Так на карте «Системы мониторинга снегоуборки» по сочетанию цветов видна реальная картина уборки города. В 8 вечера с выходом очередной ночной смены данные обновляются, карта закрашивается заново в зависимости от работы техники - так к утру появляется актуальная картина.

У всех навигационных блоков есть внутренняя память до 24 часов. Cистема их обрабатывает и достраивает точки, а по ним уже и трек.

Также подгружен слой практически всех камер видеонаблюдения, которые есть в городе, а их более 100 тысяч. Система вычисляет ближайшую камеру, которая смотрит на участок дороги, где 5 минут назад поменялся цвет - с «не убрано» на «убрано», делает снимок до и после уборки. Все снимки присылаются в базу, а Центр комплексного контроля городского хозяйства сравнивает - как было и как стало.

В Бурятии стройка активно идет в "цифру". Но с барьерами.

Сегодня сведения об объектах капитального строительства вносятся в информационную систему управления проектами (ИСУП) через внешнюю информационную систему (ВИС). Благодаря чему обеспечивается прозрачность строительных процессов, упрощается согласование и отчетность для заказчиков и повышается эффективность обработки данных и контроль за строительными проектами, финансируемыми из бюджета региона.

В то же время отмечается недостаточная наполненность цен на строительные ресурсы в Федеральной государственной информационной системе ценообразования (ФГИС ЦС). Отсутствие актуальных сметных цен и индексов по асфальтобетонным смесям, инертным материалам и пиломатериалам приводит к занижению расчетной стоимости строительства и снижению стоимости контрактов.

Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в системе ФГИС ЦС, обязаны предоставлять сведения о ценах на материалы и услуги.

В мире

В Японии за 2 часа с помощью 3D-печати построили здание вокзала.

Здание появилось на станции Хацусима в префектуре Вакаяма.

Его не печатали целиком на принтере: сначала с помощью 3D-печати изготовили формы, в которые затем залили бетон. Этот метод позволил создать сложные изогнутые элементы, которые при традиционном строительстве потребовали бы гораздо больше времени и средств.

Традиционное строительство такого здания заняло бы 1-2 месяца из-за того, что рядом с железной дорогой работы можно вести только ночью, в перерыве между поездами, т.е. около 6 часов в сутки.

Готовые детали изготовили за 7 дней на другом объекте, а на саму станцию их привезли на четырех грузовиках. Сборка заняла всего 2 часа, из которых 45 мин. ушло на замену техники. Фактически само строительство длилось чуть больше 1 часа.

В Австралии появился первый двухэтажный 3D-печатный дом.

Его возвела компания Contec Australia в Перте, столице Западной Австралии, c помощью роботизированной аддитивной системы нидерландского предприятия CyBe Construction.

Аддитивная система представляет собой мобильный 3D-принтер на основе многоосевого робота-манипулятора, установленного на гусеничное шасси. Оборудование размером с автопогрузчик способно укладывать слои со скоростью до 6 мм в секунду и самостоятельно перемещаться с места на место, расширяя охват.

3D-печать стен заняла около 18 часов, а в общей сложности реализация проекта заняла 5 месяцев. В качестве материала использовалась строительная смесь с прочностью на сжатие в 50 МПа, что примерно в 3 раза выше средней прочности керамических кирпичей, благодаря чему стены могут выдерживать циклонный ветер, обладают хорошей теплоэффективностью, не боятся термитов и влаги, а потому отлично подходят к местным условиям.

Запущен крупнейший в мире проект по 3D-печати зданий.

Компания UCC Holding и Управление общественных работ Катара приступили к реализации проекта по созданию крупнейшего в мире здания, напечатанного на 3D-принтере.

Для этого датской компанией COBOD будут специально изготовлены 2 огромных специализированных принтера BODXL длиной 50 м, шириной 30 м и высотой 15 м.

Проект включает в себя строительство двух государственных школ в пустыне Катара, каждая площадью 20 тыс. кв. м. Новые сооружения будут в 40 раз больше самого большого на сегодняшний день в мире здания, напечатанного на 3D-принтере - конноспортивного комплекса в Веллингтоне, штат Флорида, площадь которого составляет чуть более 900 кв. м.

Школы планируется построить к концу 2025 г.

Эвелина Ларсон

Фото: © https://rockk.ru, COBOD

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!