Минстрой России тратил деньги правильно и аккуратно
Проверка показала, что в отчетном году Минстрой не только сохранил высокий уровень исполнения расходов, но и достиг рекордного показателя за последние 4 года - 99,6%.
Как отметила по итогам проверки аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, общий объем расходов министерства в 2024 г. составил 588,4 млрд руб. Как и в предыдущие годы, основная их доля - 73,5% или 432,4 млрд руб. приходилась на межбюджетные трансферты регионам .
Среди положительных результатов также отмечено значительное сокращение общего объема дебиторской задолженности министерства - за год она снизилась на 34,6% с 250,9 млрд до 164,2 млрд руб.
В то же время дебиторская задолженность по межбюджетным трансфертам не только не снизилась, но и выросла за год почти на 8%, составив по итогам отчетного года 89 млрд руб., из которых 2,8 млрд руб. - это просроченная задолженность. Основные причины роста - увеличение расчетов по выданным авансам.
Анализ деятельности Минстроя как координатора формирования и ведения Реестра объектов капитального строительства показал, что уровень кассового исполнения по данному направлению расходов федерального бюджета вырос на 3,1% относительно 2023 г. и составил 98,2%. Всего по итогам 2024 г. введено 68 объектов или 40,7% от общего количества предусмотренных объектов.
ППК «Единый заказчик» в 2024 г. также показала высокий уровень кассового исполнения расходов - 100%. Общий объем расходов Компании в 2024 г. составил 247,1 млрд руб., из них более 84,9 млрд направлены на капитальные вложения по 104 объектам. При этом 74,5% из этой суммы - авансовые платежи подрядчикам.
Дебиторская задолженность Компании по объектам капитального строительства увеличилась за год на 35,9% и достигла 107,3 млрд руб., что обусловлено невысокими темпами приемки выполненных работ и высоким объемом авансирования.
По итогам 2024 г. введены в эксплуатацию 9 объектов из 10 запланированных, при этом из первоначально предусмотренных к вводу в 2024 г. 13 объектов введен только 1, остальные перенесены на последующие периоды.
Как отметила Наталья Трунова , Компания, как и в предыдущие годы, продолжает практику переноса сроков завершения большей части объектов, запланированных к вводу в начале отчетного периода, а также по снижению количества запланированных к вводу объектов в конце отчетных периодов.
Анализ результатов деятельности Компании, направленной на сокращение количества и объемов незавершенного строительств, показал, что на 1 января 2025 г. на балансе ППК «Единый заказчик» числилось 184 ОНС с общим объемом финансовых вложений 117 млрд руб. Количество проблемных ОНС не изменилось по сравнению с 2023 г. и составило 30 объектов, долгостроя (со сроком строительства более 5 лет) - 36 ОНС.
По данным Натальи Труновой , по всем ОНС, отвечающим установленным критериям, приняты управленческие решения о включении в РОКС со сроками завершения в 2025-2029 гг. Таким образом, деятельность ППК «Единый заказчик» по снижению количества и объемов незавершенного строительства в целом оценивается как удовлетворительная.
Детали проверки Минстроя
В ходе проверки выявлено 15 нарушений и 11 недостатков, из них 4 нарушения и 2 недостатка устранены Минстроем России в ходе проведения проверки. Выявленный в ходе проверки объем финансовых нарушений составляет 4,8 млрд руб.
Выявленные нарушения и недостатки условно можно отнести к нескольким основным группам.
Недостоверность бюджетной отчетности Минстроя России. Сюда относится списание на расходы в отсутствие результатов предоставления субсидии дебиторской задолженности АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера и Нижегородской области» в объеме 709,2 млн руб. Кроме того, установлено несоответствие объемов субсидий, списанных на расходы по отчету о достижении значений результатов предоставления субсидии ППК «Фонд развития территорий», данным бюджетной отчетности министерства за 2024 г. - отклонение составило 7,1 млрд руб. При этом бюджетная отчетность Минстроя России достоверно отражает во всех существенных отношениях финансовое положение министерства по состоянию на 1 января 2025 г.
Осуществление полномочий по ведению РОКС ФАИП: Минстроем России без соответствующего решения заместителя Председателя Правительства РФ в РОКС включены 16 ОКС с объемами бюджетных ассигнований: на 2024 г. - 12,9 млрд руб., на 2025 г. - 2,8 млрд руб. и на 2026 г. - 13,6 млрд руб. Анализ данных и отчетных форм, содержащихся в компонентах «Управление капитальными вложениями» и «КапвложенияАналитика» ГИИС «Электронный бюджет», показал ряд несоответствий как самих данных, так и отчетов, формируемых на их основе.
В части межбюджетных трансфертов: указанные в соглашениях показатели результата использования субсидий не позволяют провести оценку эффективности их использования, отмечено неустановление значения результатов использования субсидий на каждый год предоставления субсидии и ненаправление (неисполнение) требований по возврату МБТ при невыполнении регионами показателей результативности.
Кассовое исполнение по доходам за 2024 г. Минстроя России составило 14,4 млрд руб. или 801,6% от плановых назначений. Рост дебиторской задолженности за 2024 г. связан с возвратом бюджетами бюджетной системы РФ остатков межбюджетных трансфертов, штрафов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контрактам, а также дебиторской задолженности прошлых лет.
Кассовое исполнение Минстроем России средств федерального бюджета в 2024 г. составило 588,4 млрд руб. или 126,9% объема бюджетных ассигнований и 99,6% объема бюджетных ассигнований согласно сводной бюджетной росписи.
Дебиторская задолженность Минстроя России за 2024 г. уменьшилась с 250,9 млрд руб. на 86,8 млрд руб. (до 164,2 млрд руб.) или на 34,6%. Основное снижение дебиторской задолженности отмечается по субсидиям в виде имущественных взносов Российской Федерации в ППК «Фонд развития территорий» и субсидии в виде вклада в имущество АО «ДОМ.РФ». Просроченная задолженность министерства составляет 2,8 млрд руб.
Кредиторская задолженность Минстроя России на 1 января 2025 г. составила 226,2 млн руб. и по сравнению с показателем на 1 января 2024 г. уменьшилась на 369,1 млн руб. или на 62 % за счет снижения расчетов по принятым обязательствам в связи с представлением на оплату актов по государственным контрактам за декабрь 2024 г. в 2025 г.
В части деятельности Минстроя России при ведении РОКС
Объем бюджетных ассигнований на реализацию РОКС за счет средств федерального бюджета в 2024 г. больше объема бюджетных ассигнований 2023 г. на 103 млрд руб. или на 8,4%. Уровень исполнения расходов на реализацию РОКС за счет средств федерального бюджета в 2024 г. составил 98,2%, что на 3,1% выше, чем в 2023 г.
В 2024 г. по сравнению с 2023 г. количество предусмотренных к вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства в рамках РОКС увеличилось на 81 объект или в 1,9 раза. В 2024 г. введено в эксплуатацию 68 объектов или 40,7% общего количества объектов, подлежавших вводу в соответствии с РОКС с изменениями на 1 января 2025 г.
Минстроем России в 2024 г. согласованы перераспределения в полном объеме бюджетных ассигнований в общей сумме 37,4 млрд руб., предусмотренных на 65 ОКС, создание которых осуществляется во исполнение поручений (указаний) Президента РФ и/или Председателя Правительства РФ и финансирование которых в рамках РОКС осуществляется в первоочередном порядке, на иные объекты. Минстроем включены сведения о 16 объектах капитального строительства (ОКС), на реализацию которых предусматривались бюджетные ассигнования в объеме: на 2024 год - 12 851,3 млн руб. При этом по 5 из 16 ОКС в 2024 г. кассовое исполнение составило 12 851,3 млн рублей.
В части реализации Минстроем России РОКС как ГРБС
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Минстрою России на реализацию РОКС, составил 155,2 млрд руб. или 26,3% объема бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи. Основную долю в общем объеме бюджетных ассигнований на реализацию РОКС составляют консолидированные субсидии бюджетам субъектов.
Дебиторская задолженность по РОКС за 2024 год увеличилась с 1,7 млрд руб. на 60,5 млрд руб. или в 35,2 раза. Значительное увеличение дебиторской задолженности создает риски невозврата бюджетных средств.
Общий объем субсидий, предоставленных Минстроем России подведомственным учреждениям в 2024 г., составил 1,7 млрд руб., кассовое исполнение - 1,7 млрд руб.
Получателями субсидий на иные цели являлись 8 учреждений. Общий объем субсидий, предоставленных Минстроем России подведомственным учреждениям в 2024 г., составил 1,9 млрд руб., кассовое исполнение - 100%.
Кассовое исполнение Минстроя России расходов на закупки товаров, работ и услуг в 2024 г. составили 1,6 млрд руб.
Госпрограммы и нацпроект
Кассовое исполнение ГП-05 составило 1,4 млрд руб. или 100,1% объема, утвержденного сводной бюджетной росписью. Уровень выполнения показателей ГП-05 составил 100%. В рамках структурных элементов ГП-05 на 2024 год достигнуты 43 из 47 показателей. При этом по 13 показателям структурных элементов ГП-05 значения были перевыполнены более чем на 25%. Кассовое исполнение ГП-60 в 2024 году составило 804,4 млрд руб. или 98,2% объема.
Национальный проект «Жилье и городская среда» включает 5 федеральных проектов. Кассовое исполнение по мероприятиям нацпроекта за счет средств федерального бюджета в 2024 г. составило 120,7 млрд руб. или 99,4% средств, предусмотренных сводной бюджетной росписью. В целом в федеральных проектах, входящих в состав национального проекта «Жилье и городская среда», предусмотрено 29 показателей, из которых 22 показателя являются показателями уровня национального проекта. По итогам 2024 года достигнуто 28 из 29 показателей. Отмечается, что по ряду показателей были выявлены случаи выполнения (перевыполнения) их годовых плановых значений уже в I квартале 2024 г.
В 2024 г. отмечается неравномерность кассового исполнения Минстроем России МБТ. Наибольший объем исполнения МБТ - 41,7% приходится на IV квартал, на декабрь - 25,1%.
Дебиторская задолженность Минстроя России в части МБТ за 2024 г. увеличилась на 7,9% и составила 89 млрд руб., из нее просроченная - 2,8 млрд руб. Основные причины увеличения дебиторской задолженности - рост расчетов по выданным авансам.
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:
Комментарии