DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

BIM-это плохо. Часть II: Положение BIM в государственной иерархии цифровизации строительства

BIM-это плохо. Часть II: Положение BIM в государственной иерархии цифровизации строительства

В предыдущей статье под названием «История государственного BIM в России» была представлена ретроспектива истории появления BIM в России и описан весь тот непростой путь, который привёл к тому, что сейчас государственное положение информационного моделирования находится в явном кризисе. Для того, чтобы делать какие-либо выводы кроме истории, нам необходимо понимать какое место занимают в нашем пространстве государственные BIM или ТИМ или информационное моделирование. Именно этому и будет посвящена наша статья.

1. Стратегическая позиция государства в области BIM

Итак, мы разобрались с историей вопроса с точки зрения ГОСТов, СП, постановлений и тому подобного (https://www.ancb.ru/publication/read/17031). Но тот, кто знаком с государственной машиной, наверняка заметил, что упущен целый пласт важнейших документов — Стратегии. Вся деятельность в рамках страны должна быть стратегически описана, причем под это даже принят отдельный ФЗ о стратегическом планировании в РФ от 20 июня 2014 года.

Сейчас будет много сухих фактов, но рекомендую дочитать эту главу до конца, потому что она важна для понимания видения со стороны государства технологии информационного моделирования.

Как мы уже выяснили, стратегия в области BIM так и не была принята. Но есть стратегические документы, которые затрагивают BIM. Может, они смогут ответить нам на вопрос, зачем, для чего и как внедряется BIM в России?

Главным стратегическим документом, в соответствии с ФЗ о стратегическом планировании, является Послание президента России Федеральному собранию. Думаю, для многих это будет сюрпризом. В послании 2021 года были вот такие слова Президента:

«И, конечно же, строительство новых объектов должно идти на качественно новом уровне. Прошу Правительство подготовить чёткий пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования, производства и внедрения самых передовых энергоэффективных материалов. Это важно и для ответа на климатические, экологические вызовы».

По итогам послания администрация президента выпустила список поручений, в котором уже упоминается BIM. Соответственно, государственные органы и государственные компании должны были брать в реализацию эти поручения.

Как видите, BIM зафиксирован на самом высоком уровне, как стратегическое направление через актуальную дорожную карту, на начало 2024 года.

В 2021 году вышло много именно стратегических документов, где упоминался BIM. Давайте начнём с транспортной стратегии и стратегии пространственного развития.

В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» нет информации о BIM, что весьма странно, т.к. это один из инструментов, который бы помог достичь необходимых целей. Хотя это самая слабая стратегия из всех в области транспорта и строительства, по моему мнению.

Но вот в Транспортной стратегии уже есть упоминание BIM. В разделе Цифровой трансформации и разделе Технологические тренды цифровизации в транспортной отрасли упоминается, что могут применяться информационное моделирование и создание цифровых двойников. Причем важный момент не только информационное моделирование, но и цифровые двойники! Они появятся ещё не раз. Кроме того, хотелось бы отметить, что только в транспортной стратегии встречается BIM латиницей, во всех остальных уже различные формы написания на русском языке — ТИМ.

Далее говорится, что BIM и цифровые двойники позволяют проектировать строительство и управлять жизненным циклом, ну и другие формулировки, больше похожие на маркетинговые лозунги. Как видим, здесь просто общие слова тех, кто не особо знаком с BIM.

В следующих абзацах говорится опять же о внедрении цифровых двойников и снижении затрат и применение BIM на всем ЖЦ. Можете потом поподробнее самостоятельно ознакомиться с текстом.

В тоже время в разделе «Источники бюджетного и внебюджетного финансирования» есть пункт, в котором говорится о том, что ожидается снижение в потребностях в объемах инвестиций, а одним из трендов, приведших к снижению, являются инструменты моделирования, почему-то без пометки «информационного».

В разделе «Технологические риски» говорится, что внедрение BIM-технологий в строительстве является одной из поддерживающих инноваций, и чуть ниже опять про цифровые двойники. Заметьте, с точки зрения государства BIM технологии являются поддерживающими инновациями. Фактически, здесь говорится, что BIM — это не прорывные инновации, которые требуется внедрять осторожно, а уже существующие технологии, которые просто нужно использовать. Здесь нам государство открыто говорит, что BIM — это не то, что требует дополнительного изучения и апробации, а нечто готовое, которое нужно просто брать и внедрять.

Теперь давайте перейдём к более интересному и всеобъемлющему документу — Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года от 31.10.2022.

Тут у нас много чего захватывающего и интересного. Во-первых, в этом документе есть отдельный раздел 10 «Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства», который по-хорошему нужно знать любому, кто занимается этим направлением на уровне крупной компании или органа власти. Так вот, в этом разделе перечисляются цели цифровой трансформации, и они просто отличные, фактически, они объясняют шаги нашего государства в области цифровизации стройки. Именно эти цели государство и хочет выполнить. Сквозь призму этих целей становится понятнее хаотичное движение тех или иных органов власти. Другое дело, что такие цели должны быть оформлены вместе с предпосылками, задачами, мероприятиями по реализации, контрольными показателями, планами внедрения и т.п. в стратегию ТИМ, которой, как мы уже знаем, нет, ну, по крайней мере, на момент создания ролика.

Далее в десятом разделе говорится, что именно благодаря технологии информационного моделирования должны достигаться показатели оценки «цифровой зрелости», а также прописаны мероприятия по достижения этих показателей.

И вот одним из ключевых мероприятий является переход на использование технологии информационного моделирования на всем ЖЦ в системе управления ЖЦ ОКС — ГИСОГД.

Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) — это систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, о земельных участках и иных сведений.

Это ключевая технологическая ловушка. Почему? Потому что ГИСОГД — это банальная ГИС система, которая использует ограниченный набор данных, необходимый для верхнеуровенего сбора информации по определённым слоям — всё! Ничего такого технологичного в ГИСОГД нет. Её можно написать на основе любого нормального ГИС ядра, что сейчас и происходит, причем каждый регион отдельно пилит свою ГИСОГД. Чтобы было понятно тем, кто не совсем в теме, ГИС ядро — это расширенные Яндекс карты для государства. Такие карты, на которые наносится примитивная информация о том, что это за участок, кто владеет, какой номер строительства, когда начало, конец, кто проектировал, данные о проведенных изысканиях, а также ДЗЗ, ПКР, ДПТ, ЗОУИТы, УИН, КСИ и прочие сведения, документы и материалы, которые интересны именно государству. И всё.

Т.е. государство говорит, если утрировать, что мне от ваших «бимов» нужна лишь капелька информации для своих систем и снижение стоимости строительства. Понятие ИМ потому такое расплывчатое, что в таком определении ИМ идеально совпадает с потребностями ГИСОГД. Глупо ожидать, что если целевой системой управления является банальная ГИС система, то государство будет требовать параметрическую трехмерную цифровую информационную модель, которая создается в сложных САПР. На текущем идеологическом уровне государство ничего с ней сделать не сможет. Справедливости ради, можно сказать, что есть проекты вывода данных ГИСОГД и цифровой двойник с применением трехмерных моделей. К сожалению, это пока лишь проекты и путь до них неблизкий, но зато в момент реализации таких проектов мы станем на шаг ближе к слиянию понятия ТИМ и BIM.

Но продолжим. Что ещё интересного можно отметить в этой стратегии? Я бы выделил результаты мероприятий. В области информационного моделирования-то результат совсем скромный: до 2030 года от 30% до 50% проектов должны быть выполнены с применением ТИМ, в зависимости от сценария. И всё.

Про сам ТИМ тоже не забыли: к 2030 году технологии информационного моделирования должны быть внедрены везде. Причем неважно, откуда источник финансирования. Строите нефтехимический комплекс или небольшой каркасный дом? — нужен ТИМ.

Это была стратегия строительной отрасли. Но это ещё не всё, есть Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищного — коммунального хозяйства РФ до 2030 года от 27 декабря 2021 №3883.

Это направление, как можно понять из названия, более детально разбирает цифровую трансформацию строительной отрасли.

Здесь уже не стесняясь, авторы стратегии заходят с козырей, буквально с первых страниц сразу же описывают ключевые технологи цифровизации и на первом месте находится наша любимая технология информационного моделирования.

Всё стратегическое направление разбито на несколько тематических направлений, в рамках которых описаны мероприятия для достижения показателей.

Первая инициатива называется «Управляем вместе». В рамках этой инициативы предполагается банальное применение ТИМ на всех стадиях, включая «эффективное управление», что бы это не означало.

В третьей инициативе под названием «Проектируем вместе» уже предполагается, что под применением ТИМ подразумевается формирование базовых элементов цифровой экосистемы для использования ТИМ и сразу на просторах ЕАЭС — не спрашивайте, что это значит. А также КСИ, форматах обмена данными и реестре машиночитаемых НПА и НТД.

В той же инициативе предусмотрено обучение, которое так или иначе государством осуществляется, и самое главное — сокращение сроков и стоимости.

В следующей инициативе под названием «Строим вместе» тоже есть упоминание ТИМ. Обратите внимание, для чего будет использоваться ТИМ! Там нет ничего от привычного BIM, а просто банальная цифровизация строительства через автоматизацию подачи интересного для государства набора документов в ГИСОГД, реализуемых сейчас на бумаге. Никаких задач строителей, в которых может использоваться BIM, даже близко нет. Только ГИСОГД.

Ну и дальше идёт, естественно, обучение, пилотные проекты на стадии СМР (которых мы так и не дождались) и, конечно же, сокращение сроков и стоимости строительства. Но не забыли и про качество. Кстати, для стадии проектирования об этом не упоминалось.

Венчает это всё инициатива «Эксплуатируем вместе». Тут всё банально и максимально неопределенно — применением ТИМ на всех стадиях, включая эксплуатацию на ВСЕХ типах объектов — гражданских, промышленных и линейных. В целях эффективного, оптимального, экономически обоснованного прозрачного строительства и эксплуатации. В принципе, это можно выделить как ключевую цель государства.

Что мы узнали в этом разделе?

BIM — это не просто инициатива Минстроя, а полноценное направление, которое реализуется исходя из стратегических документов самого высокого уровня. Реализация технологии информационного моделирования идёт строго со стратегическими документами. Стратегические документы прописаны до 2030 года с продлением до 2035 года. И теперь стало понятно, что если вам что-то не нравится и необходимо это изменить или убрать, то придется смотреть, насколько ваша инициатива совпадает со стратегическими документами. Например, если вы считаете, что КСИ вреден и его необходимо отменить, то просто так это не сделать, т.к. он зафиксирован в Стратегии и для его отмены нужно переписывать стратегию.

При анализе стратегических документов можно сделать выводы, что для государства важны следующие цели внедрения BIM, тут правильнее будет сказать ТИМ:

— Снижение затрат на всех стадиях жизненного цикла объекта

— Снижение потерь на всех стадиях жизненного цикла объекта

— Эффективное и прозрачное управление, в том числе на стадии эксплуатации объекта на основе ТИМ

— Формирование данных и загрузка их в ГИСОГД на всех стадиях ЖЦ

— Как важнейший элемент управления на стадии эксплуатации — Цифровые двойники

Причем на текущий момент юридически не определено, что такое цифровой двойник ОКС и нет никаких нормативно технических документов на него. В правовом поле существует лишь цифровой двойник изделия, есть даже отдельный ГОСТ Р 57700.37-2021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». Но это не наше, это для промышленного проектирования и производства.

2. Как я вижу государственный ТИМ и его проблемы

Итак, мы подошли к текущей проблематике. Как работает ТИМ в нашем государстве и для чего оно его делает? В разделе про стратегические документы я попытался выявить цели внедрения ТИМ, теперь попытаюсь описать схему, как это должно работать и как работает на самом деле. Это не официальная схема, а только моё понимание всего того, что я вижу, поэтому поправляйте.

ТИМ в нашем государстве не является самоцелью, а лишь обеспечивает выполнение вот такой схемы. Это верхнеуровневая схема цифровизации строительной отрасли.

С точки зрения государства данные начинают формироваться на уровне поставщиков ресурсов, уже на этом этапе существуют государственные информационные системы, собирающие данные. К примеру, Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве ФГИС ЦС. К качеству сбора информации ФГИС ЦС много вопросов из-за выбранного метода реализации, но это уже повод для отдельного ролика. Существуют и другие системы, но для нас интересны следующие уровни.

Далее идёт уровень заказчика, генерального подрядчика и генпроектировщика. Здесь уже вступает в действие ТИМ и необходимы более детальные пояснения. На этом уровне государство требует вот что:

1. Если есть хоть копейка бюджетных средств, то обязательное применение ТИМ, в соответствии с ПП-331.

2. Применение КСИ — о нём чуть позже.

3. Сметы, пояснительную записку, заключение экспертизы и ещё два десятка элементов ПИР и СМР, которые должны уходить в экспертизу в формате XML.

4. Модель в формате IFC и определённый перечень данных в XML должны проходить экспертизу.

5. На уровне Заказчика вся эта красота управляется через ИСУП.

После процесса проектирования, прохождения экспертизы и строительства информация грузится в региональную государственную информационную систему градостроительной деятельности (ГИСОГД), а из него в общероссийский ГИСОГД, с 26 августа 2023 года именуемый Стройкомплекс.рф. В будущем Стройкомплекс.рф станет единой информационной системой, где ГИС-данные будут дополнены реестрами документов, сведений и материалов (вспоминайте определение ИМ), необходимых застройщику: реестром требований для экспертизы, КСИ, реестром государственных и муниципальных услуг, подсистемой комплексного развития территории, НСИ, интеграцией с ИС других ведомств и другими обеспечивающими подсистемами. Эта ЕИС уже становится центром всей государственной информации о строительстве в РФ, и очень интересно, как она будет выглядеть к 2030 году, когда заработает полностью. Венчает всю цифровую иерархию государственная автоматизированная информационная система управления под названием «Управление», которая обеспечивает сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах.

Теперь давайте разберём каждый элемент этой схемы поподробнее.

Начнём со всем известного ПП-331 об обязательном применении ТИМ.

По-хорошему ПП 331 должно идти заключительным этапом в целом перечне мероприятий и НТД. А у нас оно пошло, когда внятных пилотов не сделано, итоги пилотов не зафиксированы, нет нормальной НТД, основанных на практике и масштабируемого ПО, нет методик и инструментов кодирования. Есть лишь пёстрый набор верхнеуровневых ГОСТ и обновленный СП, ломающий всю устоявшуюся практику. Но тем не менее оно было запущено и, как я говорил ранее, в самом жестком варианте, то есть, когда все бюджетные объекты должны иметь ТИМ. Хотя надо признать, что в соответствии с протоколом от 3 марта 22 года было разъяснение, что на жилые дома стоимостью менее 10 млн это постановление не распространяется. Но коллеги не сидят на месте, и в ПП2357 от 20 декабря 2022 года (и снова под новый год), говорится о том, что вносятся изменения в ПП331 и теперь с 1 июля 2024 все проекты, попадающие по 214 ФЗ уже со стадии ИИ, должны вести информационную модель, Действовать такая норма будет до 1 сентября 2029 года.

Давайте перейдём теперь к КСИ. Как я уже говорил, это «классификатор всего», т.е. всей строительной области, что само по себе уже является проблемой. Сам классификатор создан, как Франкенштейн из таблиц ISO 12006 и ISO 81346. Много ли проблемы в КСИ? Несмотря на все преимущества, проблем тоже более чем достаточно. Начнем с самой неочевидной, но с практической точки зрения важной — СП333-20 и КСИ не дружат. Внутри СП своя система классификации, вернее структуризации, в КСИ — своя. К чему это приводит? По-хорошему, указав классификационный код, мы должны автоматически подтягивать параметры для этого элемента на основе заранее созданной таблицы, в которой классификационные коды КСИ совмещены с наборами параметров элементов модели из СП, что существенно облегчает работу. Но пока они не синхронизированы.

Необходимо создать единую матрицу параметров, унифицированную с СП 333, предварительно выверить сами параметры в СП, потому что там множество проблем. Тогда мы получим цельную, работающую систему. Но для этого требуется длительный процесс апробации и верификации классификационных таблиц, с отслеживанием результатов, а не просто дополнением, как сейчас делается.

Главной особенностью КСИ является формирование полного кода каждого элемента модели, что в свою очередь требует детально прописанную методику кодирования. Если учитывать высокую сложность самого классификатора, его применение становится крайне трудозатраты делом. Специфика КСИ заключается в том, что его применение сложно из-за многоаспектного характера классификатора и не однозначных трактовок. Инструменты полу ручной или автоматической классификации не разработаны. Повторюсь, нет даже нормальной методики. Как результат его по доброй воле никто не применяет, а если и применяет, то в упрощенной форме.

Ну и вишенка на строительном торте — это использование символов типа плюс, минус, равно, больше, меньше и т.п., приводящее к проблемам при осуществлении маппинга в редакторах. Как итог — на текущий момент применение КСИ может быть только насильственным, означающим значительные трудозатраты как со стороны участников рынка, так и со стороны государства. Но главный итог — корректной классификации не будет. А значит, выстраивание всей структуры цифровизации строительства тоже не будет.

Зачем нужен КСИ? Этот вопрос я часто слышу от BIM специалистов, не связанных с государственными системами. Как и любой классификатор, КСИ является информационным каркасом, но в нашем случае, это каркас для государственных информационных систем, начиная от экспертизы и заканчивая Стройкомплекс.рф. Именно коды КСИ позволяют информационным системам опознавать и обрабатывать получаемые данные. Кроме того, ФАУ ФЦС, которая является держателем КСИ и регулярно обновляет его, ведёт большую работу над машиночитаемыми требованиями. В недрах ФАУ ФЦС уже существует модуль по формированию машиночитаемых требований в рамках ГИСОГД. Этот модуль позволяет переводить из бумажных требований в машиночитаемую разметку (XML), где код КСИ является базовым признаком элемента, к которому применяются те или иные требования. Также через коды КСИ можно связывать элементы модели с КСР, ГЭСН, МССК и т.п.

Пока государство не создаст удобный и простой инструмент с экосистемой вокруг него — все попытки насильственной классификации обречены.

В итоге КСИ имеет хорошую основу, но он сейчас не вписан в архитектуру цифровизации государства (не синхронизирован с СП333, КСР и т.п), и самое главное — нет инструментов автоматизированного кодирования с методикой кодирования. Хотя надо признать, ряд разработчиков уже включили в свой инструментарий возможности классификации по КСИ. На сколько я знаю, это Model Studio, Робур и Кредо. Думаю, в течение нескольких лет все подтянутся, но только при наличии методики кодирования. Но это должно было быть сделано до официального принятия КСИ, как обязательного к применению, а не спустя почти 5 лет.

Давайте вернёмся к XML схемам. Считаю необходимым рассказать про требования Минстроя предоставлять определенный набор данных в формате XML при заходе в экспертизу. Насколько я понимаю, основным проводников и инициатором разработки и применения XML схем является Главгосэкспертиза России. Действительно, глядя на то, в каком направлении идёт цифровизация этой организации, хорошо видно, что такого рода данные идеально ложатся на тот процесс, который выстраивается в ГГЭ и на государственном уровне. На момент формирования сценария этого текста существовало 12 XML схем на стадии проектирования и 31 XML схема на стадии строительства. Они опубликованы на сайте Минстроя. Их количество постоянно увеличивается, и в конечном счёте XML схем будет несколько сотен, и они будут охватывать весь процесс проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию. Если же на момент сдачи в экспертизу ЦИМ, т.е. трехмерная модель, не будет иметь свою XML схему, то данные должны передаваться в формате IFC, LandXML или других форматах с открытой спецификацией. Это означает, что в недалеком будущем мы должны будем полностью перейти на взаимодействие с государством в области ПИР и СМР на XML. Даже одно время были попытки сделать отечественный IFCxml для трехмерных моделей, но на текущий момент эта идея не развивается. Кроме того, загрузка данных в ГИСОГД владельцами информационных моделей тоже осуществляется через XML. Более того, XML является основой для СМЭВ. Что такое СМЭВ? Это система межведомственного электронного взаимодействия в государственных информационных системах, грубо говоря это универсальный язык, на котором общаются различные государственные информационные системы. Не нужно придумывать системы интеграции для сотен государственных систем, когда можно просто прописать единый обменный формат. Правильное и разумное решение.

Немного отвлеклись. XML для ТИМ это хорошо или плохо? С одной стороны, хорошо — структурированные машиночитаемые данные идеально ложатся на разработанные государством информационные системы, предоставляя всегда актуальную и точную информацию для всех участников и на всех уровнях. На самом деле реализация этой идеи уже будет большим прорывом в области государственного управления в строительстве!

Но вот процесс реализации этих схем сделан, как всегда. На текущий момент, пожалуй, только для сметных XML схем разработаны нормальные инструменты, которые позволяют со стороны участников процесса формировать XML автоматически. Но вот в остальных схемах есть серьезные проблемы. Инструментов, которые дают возможность автоматизировано сформировать XML из проектных данных или со стройки, не много. Те, что есть, работают не лучшим образом или стоят конских денег. Фактически, многие XML мы вынуждены формировать вручную. Впоследствии, я уверен, все схемы будут автоматизированы, но, когда это произойдёт? Почему обязательно необходимо внедрять такой инструмент через боль и унижение, мне непонятно. Неужели нельзя было синхронизироваться с разработчиками ПО или выпускать эти схемы с примитивными, но государственными ресурсами автоматического формирования схем по данным пользователя? Зачем запускать заведомо плохо работающий инструмент?

Очень важный момент, который мало кто замечает. Люди ответственные за реализацию XMLзацию страны явно упускают такой момент, что так необходимые им структурированные данные в большинстве случаев формируют именно параметрические трехмерные информационные модели. И чем более качественные эти модели, тем более и качественные структурированные данные могут быть получены. Сейчас же авторы XML для строительной области откровенно не замечают этот факт, считая, что в большинстве случаев трехмерная модель не нужна и мы только путаем людей.

Понятна заинтересованность и Главгосэкспертизы в XML схемах — они действительно упрощают им жизнь, ведь через XML, данных попадают в их системы автоматически и готовят почву для широкого применения ИИ. Что сейчас и происходит, за что им честь и хвала.

Но как происходит процесс прохождения экспертной оценки информационных моделей?

Органы экспертизы ограничены законодательно в своих решениях, и они не могут дать отрицательное заключение на проектную документацию потому, что им не нравится, как сделана информационная модель. В праве экспертизы лишь сказать, что то или иное проектное решение в проектной документации не соответствует законодательству или ТЗ, с конкретной ссылкой на норматив. Тогда возникает вопрос: проверка ТИМ, или ЦИМ, или BIM модели должна выполнена в соответствии с какими документами?

Требование к моделям прописаны были в ПП1431, но он сейчас не действителен и там лишь общие требования к формату данных. Есть ещё СП333 2017 года, в котором были такие требования, но его заменили на СП 2020 года, требования которого мало реалистичны, и более того, оба этих СП не являются обязательными к применению. Если СП не прописан в ТЗ, то экспертиза не имеет право проверять вашу модель на соответствие СП. Тогда возникает вопрос на соответствие чему проверять модель? Для того, чтобы было хоть какое-то основание для выдачи заключения, различные экспертизы начали формировать свои требования к информационным моделям. На текущий момент у Главгосэкспретизы свои требования, у Московской экспертизы — свои, у Петербургской — свои, и так далее. По всей стране идёт парад требований экспертиз к модели. Причем это не от хорошей жизни произошло, просто другого выхода нет. Экспертизу обязали попроверять модели, но не сказали, как. И органы экспертизы в меру своих знаний и возможностей придумывают свои требования. Причем требования к моделям могут разнится от нормальных до избыточных. Что делать проектировщику, который заходит в экспертизу со сложными или избыточными требованиями?

Все требования от экспертизы парируются грамотно составленным ТЗ. Если вы пропишите в ТЗ или в задании на проектирование, что вам нужна модель в строго определенных рамках, например, что вам не требуется маппинг классов IFC и объектов модели, что СП 333 20 года применяется только в рамках какой-то одной таблицы, а КСИ не нужен вовсе, то всё, требования экспертизы перестают работать, и она будет вынуждена проверять вашу модель на соответствие вашему ТЗ. Или для безопасности можете написать, что КСИ нужен только в рамках одной самой простой таблицы,

По итогу, информационная модель сейчас является лишь дополнительным, справочным материалом к классической проектной документации. Дать отрицательное заключение на основании проблем в информационной модели экспертиза не в праве, но вправе проверить её на соответствие вашего ТЗ или своих требований, если в вашем ТЗ модель прописана лишь одной строчкой. Чтобы не иметь проблемы со внутренним требованиями к моделям экспертизы, просто сделайте грамотное ТЗ. Есть даже отдельные специалисты, у которых имеется такая услуга — «сделаю ТЗ так, чтобы не было проблем в экспертизе, и сопровождение модели в экспертизе». Причем знаю случаи, когда такая услуга помогла бы сэкономить кучу времени и средств, потому что на одном из проектов было напихано в ТЗ всё, что можно, и по нему экспертиза долго гоняла проектировщика на переделку.

После экспертизы проектная документация в форме информационной модели сформирована, XML подготовлена и мы выходим на стройку. А как всё это управляется со стороны государства? Для этого запущен проект информационной системы управления для государственного заказчика в сфере строительства, сокращенно — ИСУП. Идея очень правильная и нужная. Единая система управления проектами строительства по общим правилам для государственного (муниципального) заказчика действительно необходима. Но вот с реализацией опять вопросы. Я лично общался с представителями региональных УКСов, которые ещё до внедрения ИСУП построили реально работающие системы управления проектами и сейчас должны переходить на ИСУП, что ломает успешно выстроенную цифровую трансформацию региона. Более того, ИСУП дело недешёвое, и регионам, которые уже внедрили свои системы управления, необходимо заново выделять бюджет под это и ломать только-только устоявшиеся процессы под новую систему. И если мы говорим о государственных системах, то должно быть совершенно конкретное юридическое обоснование, почему эта система должна использоваться. Но если посмотреть на нормативное обеспечение ИСУП, то мы увидим лишь поручения, которые мало касаются ИСУП, или протоколы заседаний различных комиссий. На основании чего регионы должны ломать свою работу под эту систему и тратить бюджетные средства на неё? Но думаю, этот вопрос рано или поздно устаканится.

В заключение этого раздела можно сказать и про нормативно-техническую документацию регионального уровня. Ряд регионов подготовился и, понимая, что специалистов ждут проблемы с ПП331, начал форматировать свои требования к информационным моделям для местных УКС. Из этого родились так называемые BIM мандаты Красноярского края, Свердловской области и т.п. Первые версии этих документов представляли собой попурри из всего, что можно было найти на просторах интернета, но постепенно такие документы превращаются в нормальные информационные требования к моделям, по которым можно работать.

Что мы узнали из этого раздела?

На данный момент информационное моделирование является лишь элементом целой иерархии государственных информационных систем. Хотя, конечно, сильно распиаренным элементом. И в целом это правильно. Я давно уже имею дело с корпоративными информационными системами, и в этих рамках всегда говорил, что BIM — это поставщик актуальных базовых физических показателей и управленческой информации для информационных систем компании. Государство делает тоже самое: выстраивает структурированною иерархию управленческих систем различного уровня, в рамках которых ТИМ формирует и передаёт данные в эти системы. Вопрос только в тех методах, которые были приняты для формирования экосистемы ТИМ. Именно здесь возникает спор: ТИМ — это равно BIM или нет? И если нет, то в чем разница. Я обычно отвечаю, что ТИМ — это когда государство взяло BIM, выбрало оттуда нужный тип информации и назвало это всё ТИМ, криво описав процесс в НПА и НТД.

В итоге, мы видим, что BIM или ТИМ или информационное моделирование уже плотно встроено в государственную схему как нормативно-стратегических документов, так и в иерархию систем цифровизации строительства. Теперь мы готовы обсуждать проблемы этого всего и самое главное — возможные решения.

Игорь Рогачев

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!