Минсельхоз намерен установить 50-километровую «мертвую зону» для сельской ипотеки
Российская Гильдия Риэлторов выступила против ужесточения правил выдачи сельской ипотеки, которые предлагает Минсельхоз России. Так, из сельских территорий предлагается выкинуть все населенные пункты, которые расположены ближе 50 км к административным центрам регионов.
Минсельхоз России намерен ужесточить правила выдачи сельской ипотеки — отодвинуть ее от городов. Проект соответствующего документа выложен на портале НПА (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=149512). В частности, предлагается уточнить определение «сельские территории» — по мнению Минсельхоза России, они начинаются через 30 км от населенных пунктов с численностью населения до 100 тысяч человек и за 50 км от административных центров регионов. Поэтому предлагается все села, деревни и поселки, находящиеся в этой зоне, исключить из понятия сельских территорий. Тот факт, что самые «живые» села и поселки находятся именно вблизи крупных городов, Минсельхоз категорически не замечает. Как и тот факт, что в отдаленные полумертвые деревни никто не поедет, даже с ипотекой.
В Российской Гильдии Риелторов считают, что это еще больше сократит количество сделок и объемы выдачи ипотеки. Риэлторы подготовили обращение в правительство РФ, в котором аргументировали свою позицию и привели 10 пунктов возражений.
Возражения РГР против поправок к программе сельской ипотеки
1. Национальные цели развития до 2030 года: Поправки противоречат ряду ключевых национальных целей, таких как сохранение населения, улучшение здоровья и благосостояния граждан, поддержка семьи и создание комфортной и безопасной среды для жизни. Ограничение доступа к сельской ипотеке снижает возможности для улучшения жилищных условий и укрепления семейных ценностей, что подрывает демографическую политику государства, направленную на увеличение рождаемости и сохранение населения.
2. 2024 год — Год Семьи: Президентом Российской Федерации 2024 год объявлен Годом Семьи, что подчеркивает важность поддержки семейных ценностей и создания условий для улучшения жизни семей. Предлагаемые поправки существенно ограничат возможность семей, особенно молодых и платежеспособных, приобрести собственное жилье в сельской местности, что противоречит декларируемым государством приоритетам.
3. Экономическое развитие местных территорий: Сельская ипотека является важным инструментом развития сельских территорий, стимулируя инвестиции, создание рабочих мест и развитие инфраструктуры. Ограничение программы приведет к замедлению этих процессов и оттоку населения из сельской местности, что негативно скажется на экономическом развитии регионов и противоречит целям устойчивого и динамичного экономического роста.
4. Развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС): Поправки могут снизить спрос на ИЖС, что подорвет развитие этого сектора, особенно в сельской местности. Индивидуальное строительство способствует созданию новых рабочих мест и стимулирует развитие смежных отраслей экономики, что в свою очередь способствует экономическому росту.
5. Закрепление людей на своих территориях и предотвращение перенаселения городов: Программа сельской ипотеки способствует закреплению людей на местах, снижая нагрузку на города и предотвращая их перенаселение. Ограничение программы приведет к оттоку населения в города, что усугубит проблему перенаселения и создаст дополнительные вызовы для городской инфраструктуры.
6. Благосостояние граждан и забота о людях: Льготная сельская ипотека способствует улучшению условий жизни граждан, что напрямую влияет на их благосостояние. Ограничение программы уменьшит доступность жилья для граждан, что снизит уровень их жизни и негативно скажется на общей социально-экономической ситуации.
7. Перспективы демографического развития: Согласно статистике, семьи, переезжающие из квартиры в собственный дом, часто решаются на рождение еще одного ребенка, что положительно влияет на демографическую ситуацию. Ограничение доступа к программе сельской ипотеки может снизить этот положительный эффект и ослабить демографический потенциал страны.
8. Развитие рынка жилья и всей экономики: Ограничение программы сельской ипотеки может привести к сокращению объемов строительства жилья в сельской местности, что негативно скажется на строительной отрасли и смежных отраслях экономики, замедляя их развитие и снижая темпы экономического роста.
9. Быстрое инфраструктурное развитие близлежащих сельских территорий: Близлежащие к городам сельские территории развиваются быстрыми темпами, и исключение их из программы сельской ипотеки является преждевременным шагом, который может затормозить этот процесс.
10. Здоровье и экология: Проживание в сельской местности положительно влияет на здоровье граждан благодаря лучшей экологии. Ограничение программы сельской ипотеки может снизить миграцию в сельские районы, что лишит граждан возможности улучшить свое здоровье, а также затормозит развитие экологически чистых территорий.
Заключение
Учитывая вышеизложенные аргументы, предлагаем отказаться от предложенных поправок и сохранить доступность программы сельской ипотеки для максимально широкого круга граждан, чтобы поддерживать экономическое развитие регионов, способствовать улучшению демографической ситуации и повышению благосостояния населения.
Источник: РГР
Комментарии