DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Михаил Кричевцов: «Параметрическая архитектура приходит в Москву»

Михаил Кричевцов: «Параметрическая архитектура приходит в Москву»

Архитектор, руководитель проектов концерна «Крост» Михаил Кричевцов рассказал «РБК-Недвижимости» о новых трендах, тенденциях и материалах в архитектуре

Фото: КРОСТ

— Какие новые тенденции появились в современной архитектуре в России и мире? Что модно и вызывает наибольший интерес?

— Сегодня одним из ключевых трендов в мире стало такое направление, как параметрическая архитектура, неизбежно придающая свои черты облику зданий в каждой развитой стране. Это достаточно молодое направление, которое пока даже не сформировалось в чистый стиль, но к чему уже имеет все предпосылки. Впервые термин «параметрическая архитектура» был озвучен Патриком Шумахером на Венецианской биеннале в 2008 году. В это же время считается, что основоположником параметризма является бюро Захи Хадид, хотя я бы больше назвал ее стиль деконструктивизмом. А вообще, по моему мнению, первые ростки параметрической архитектуры были у Антонио Гауди. Однако в то время при проектировании зданий он проводил ручные расчеты, сегодня архитекторы работают иначе…

— Чем можно объяснить рост популярности параметрической архитектуры?

— Интерес к параметрической архитектуре растет из-за развития компьютерных технологий. Создание подобных проектов связано с математическими алгоритмами и вычислениями. Благодаря технологиям они становятся более доступными. Если раньше это был удел профессоров-математиков, то сегодня такое проектирование доступно и массовой аудитории. Традиционно для архитекторов формообразованием были параллелепипед, куб или сфера. Однако с помощью новых программ в параметрике архитекторам открывается бескрайний океан возможностей. Новым является использование динамических элементов, благодаря чему удается создать немыслимые архитектурные формы.

Я размышлял, почему компьютерная программа позволяет создавать элементы, столь похожие на растительную бионику. Стал изучать и выяснил, что в России был такой математик Григорий Вороной, его диаграмма известна всему миру. Он ее выявил при помощи математического аппарата, однако когда ее стали применять, обратили внимание, что она очень точно копирует процесс деления клеток живого организма. Таким образом, математический аппарат, который изобрел человек, все делает по его подобию, позволяя создать то, на что не всегда способен наш мозг. В результате получаются природные бионические элементы. Стоит отметить, что программы сейчас совершенствуются, поэтому тренд на параметрику не уйдет. Сегодня в нашей стране появляется все больше бюро, которые работают именно в этом стиле.

— В чем особенность работы над зданиями бионических форм? Что вас вдохновляет?

— Когда я создаю проекты, базируюсь на опыте своих предшественников, того же Гауди. Однако подход сегодня совсем другой. Бионика мне нравится своей пластичностью. Я могу от руки нарисовать какую-то форму, а затем перенести ее в компьютер, построить сплайн-линию и дальше работать с ней при помощи управляющих вершин Безье, которые позволяют изменять ее кривизну. Затем компьютер, используя математический алгоритм, позволяет менять созданную структуру и оболочку под моим контролем, предлагая новые интересные формы. Эти процессы невероятно завораживают. Очень интересно смотреть, как из обычной плоскости создаются сложная параметрическая структура и фантастическая форма.

Такой подход я использовал в небоскребе Wellton Towers, где стилобат выполнен в технике бионики. Это единственный жилой комплекс в Москве, в котором применялась подобная техника. Другой подобный проект в столице — «Заповедное посольство» в парке «Зарядье» (фасад построил концерн «Крост»), однако жилье по подобному принципу еще не создавалось. Первые этажи небоскреба по периметру украшены бионической скульптурой из стеклофибробетона, напоминающей скопление сталактитов. Это система арок, которая видоизменяется в зависимости от ракурса. Благодаря параметрике проект получилось создать намного быстрее, чем при работе стандартными методами.

Фото: КРОСТФото: КРОСТФото: КРОСТФото: КРОСТ

— Какими принципами при создании объекта вы руководствуетесь?

— В первую очередь объект создается для заказчика и для людей. Молодые архитекторы нередко хотят сразу создать объект искусства, однако подобный подход является ошибочным. Я стараюсь сделать качественную архитектуру, которая максимально отвечает запросам заказчика. Также необходимо, чтобы здание стало органичным элементом городской ткани, если, конечно, передо мной не стоит задача создать объект-акцент, который, к примеру, должен стать доминантой района. Не менее важна взаимосвязь, которая объединяет объемно-планировочные, фасадные решения, а также материалы в органично сложенный объект, создавая архитектурный ансамбль. Речь о теории сквозного дизайна, когда эстетика фасадов отражается в интерьерах, однако это чаще относится к общественным зданиям.

— А какие новые строительные материалы могут совершить революцию в архитектуре?

— Это, прежде всего, фибробетон — достаточно пластичный материал, который может использоваться как раз при создании параметрических объектов. Также это архитектурный бетон — новый вид бетона, преимуществом которого является то, что в его структуре можно расположить оптико-волоконные элементы, которые будут подсвечивать его поверхность. Кроме того, внедрением определенного количества светопропускающих элементов можно регулировать его прозрачность.

Другой несправедливо забытый материал — дерево. Основным препятствием для создания деревянных зданий являются противопожарные нормы, однако предполагаю, что в ближайшем будущем они будут пересмотрены. В этом случае можно создавать многоэтажные дома из дерева, спортивные сооружения, торговые центры. Также с помощью дерева можно будет создавать, например, гостиницы с изменяемой геометрией и с планировками-трансформерами. К примеру, у одного арендатора этажа будет своя планировка, а новый владелец сможет с легкостью ее поменять — все это возможно благодаря дереву. Отсутствие колонн и опор облегчит нам эту задачу.

Еще одно перспективное направление — 3D-печать. Это идеальный инструмент, созданный на основе параметрических разработок. 3D-принтеры будут развиваться по размерам и габаритам. Вероятно, в будущем россияне самостоятельно смогут печатать дома по своим запросам и потребностям при наличии какой-то готовой расчетной базы, выбирать планировку и другие параметры. Каждый человек станет творцом своей судьбы, ведь жилой дом — это судьба человека, судьба поколения. Именно технологии будут определять тенденции в архитектуре. Проектирование станет доступно простым людям, а архитекторы, в свою очередь, станут, скорее, участвовать в создании уникальных объектов.

— Какие главные тренды мы увидим в архитектуре российских зданий в 2024 году?

— В первую очередь, в зданиях отразится тема экологии. В домах будут создаваться системы, способные рассчитывать минимальное потребление ресурсов при строительстве. Другой тренд наступившего года — технологичность, которая напрямую связана с развитием компьютерных программ и внедрением в процессы искусственного интеллекта. Третий тренд — перепрофилирование зданий. В пример можно привести реновацию московских промзон, в которых заброшенные заводы превращают в современные культурные кластеры и другие интересные объекты. Этот тренд будет набирать актуальность как в регионах России, так и во всем мире. Также одной из ключевых тенденций станет автоматизация инженерных систем, в числе которых энергосберегающие технологии, автоматические пожарные системы. При этом «умный дом» станет рядовым явлением. Если говорить об архитектурных стилях, то главным будет футуризм. Этот стиль своими экспрессивными линиями подчеркивает время современных скоростей мегаполиса. Я сам большой приверженец футуризма и бионики, эти стили завораживают своей лаконичностью и современностью. Думаю, что в ближайшие годы молодые архитекторы будут работать именно с ними.


Источник: rbc.ru

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!