DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Лифтовый коллапс - быть или не быть?

Лифтовый коллапс - быть или не быть?
Под тревожным заголовком прошло очередное заседание Медиа-клуба «ЛИФТ». Традиционная пресс-конференция с руководством Национального Лифтового Союза (НЛС) состоялась 3 февраля. В этом году мероприятие, организованное Комитетом по информационной политике НЛС и информационно-аналитическим журналом «ЛИФТИНФОРМ», собрало солидное количество журналистов, откликнувшихся на приглашение принять участие в откровенном разговоре о проблемах лифтовой отрасли.

Только общими силами можно достичь результата

Тон в общении со СМИ задал президент НЛС Виктор Тишин. Он обозначил проблемный круг и рассказал, как лифтовики намерены решать насущные вопросы отрасли, отметив заметно повышающийся интерес к лифтовым проблемам со стороны властных и законодательных структур. Именно этим органам лифтовики обязаны появлению «дорожной карты» по развитию отрасли, в которой изложены основные пути преодоления сложных ситуаций. Реализация пунктов этого документа началась, и лифтовое сообщество принимает в этом непосредственное участие.

Тем не менее прозвучало пожелание от президента НЛС в адрес представителей профильных министерств и законодательной власти о том, что нужно более тесно и внимательно сотрудничать с экспертным сообществом в процессе подготовки тех или иных законодательных актов и нормотворческих документов. Ярким примером несогласованности является вступившее в действие с 1 сентября 2024 года постановление Правительства РФ № 1744. Речь идет о проведении технического освидетельствования на подъемных платформах для инвалидов (ППИ) и эскалаторах. Без согласования с экспертами из постановления № 1744 убрали два приложения. В одном из них было обозначено, кто и как должен проводить освидетельствование ППИ. Теперь получается, что таких критериев нет, а в новых Правилах ничего об этом не сказано. Выходит, что ни одна экспертная организация на сегодняшний день не имеет права освидетельствовать ППИ. Более того, при отсутствии законного освидетельствования ни одна ППИ не может быть введена в эксплуатацию. А если где-то кто-то на свой страх и риск введет, то в случае какой-нибудь аварийной ситуации вся ответственность ляжет на эту организацию. Фактически, ППИ оказались вне закона. И, как печальная иллюстрация: по сообщению гендиректора «АДС «СО «Лифтсервис» Алексея Захарова, только за первые три недели нового года, только в Москве произошло 3 аварии на ППИ. В двух из них граждане получили травмы.

Острым и содержательным было выступление депутата Государственной Думы РФ, зампредседателя Комитета по строительству и ЖКХ Светланы Разворотневой, которая озвучила довольно неприятную картину в отрасли. По её словам, в России отсутствует достоверная и полная информация о техническом состоянии лифтов. «У нас с 2013 года отсутствует регулярное и систематическое проведение технического обследования и технического учета общего имущества многоквартирных домов», - сказала она. Также, по ее словам, отсутствуют не только базы данных о состоянии лифтов в учреждениях, в жилых и нежилых зданиях, но и точное количество имеющихся подъемников в стране. Цифры же тех лифтов, которые подлежат замене в связи с изношенностью, поступающих от разных структур, разнятся на десятки тысяч. Минстрой России дает количество таких лифтов в 140 тысяч, иные структуры утверждают, что не более 120 тысяч. Но учитывая, что ежегодно устаревают еще порядка 10-15 тыс. подъемников, надо полагать, что общее количество изношенных лифтов будет расти.

Отметила депутат и такой момент, как отсутствие необходимого количества рабочих рук в лифтовой отрасли. Даже если мы найдем средства для финансирования замены лифтового оборудования, у нас не хватит специалистов, способных эту замену произвести, подметила Светлана Разворотнева. Что касается решения накопившихся лифтовых проблем, то здесь Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ готов совместно с органами власти, профильными министерствами, экспертами лифтовой отрасли, прежде всего Национального Лифтового Союза, вплотную заняться этими вопросами для поиска реальных путей преодоления сложившейся ситуации.

Нет денег - нет замены, нет и производства

Отсутствие средств на замену лифтов тормозит их производство - такой вывод можно сделать, послушав выступление генерального директора Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петра Харламова. Он отметил, что неприятный момент воздействия зарубежных санкций на производственный цикл выпуска лифтового оборудования тем не менее сыграл позитивную роль в отечественном лифтостроении. Российские заводы заметно расширили ассортимент лифтового оборудования, освоили выпуск лифтов со скоростью до 4 м/сек. и заметно приблизились к производству скоростных (до 8 м/сек) подъемников. Сегодня отечественные производители поставляют на рынок новых МКД лифты, способные обеспечить подъем до 30 и более этажей на высоту более 100 метров. В целом, по словам П. Харламова, заводы готовы полностью обеспечить выпуск 60 тысяч лифтов в год, что вполне обеспечит потребность рынка новых лифтов в стране.

Более сложно обстоит вопрос с заменой изношенного оборудования. Поскольку финансирование этого процесса лежит в основном на плечах региональных фондов капитального ремонта (ФКР), а у большинства из них, как выясняется, нет необходимых средств, то здесь крайне важна поддержка со стороны федерального бюджета. Эксперт сообщил, что в прошлом году количество электронных аукционов на замену лифтов в России сократилось на 26% по сравнению с 2023 годом, снизившись до 13,9 тыс. А для того, чтобы уложиться в сроки замены изношенных лифтов, к 2030 году в России необходимо ежегодно менять 26-30 тыс. лифтов. Особенно остро проблема замены стоит в тех МКД, где деньги на замену подъемников скапливаются на спецсчетах. Здесь собственники лифтов, а это жители МКД, реально не в состоянии накопить необходимые средства (от 3 млн руб.) на замену. Региональные власти неохотно идут им навстречу и, фактически, ничем не помогают в этом вопросе.

Со стороны НЛС и РЛО совместно с Минстроем России предпринимаются срочные меры помощи таким домам. Разработан проект ускоренной замены лифтов в виде рассрочек платежей по фиксированной цене после замены лифта на срок от 3-х до 5 лет. Собственники будут платить ежемесячно, понемногу, равными долями. Из выступления Петра Харламова следует вывод, что неполная загруженность мощностей отечественных заводов (менее 70%) возникает из-за отсутствия заказов от фондов капитального ремонта (ФКР) по причине отсутствия у последних средств на замену лифтов. «Копилки» ФКР, как известно, пополняются в основном за счет взносов на капремонт. Во многих регионах поднимались вопросы увеличения ставки этих взносов, но не везде эта мера воспринимается положительно. Большинство экспертов, в том числе и депутатского уровня, утверждают, что без поддержки федерального уровня с заменой изношенного парка лифтов в стране справиться невозможно!

Качественная эксплуатация лифтов - залог безопасности

Важные вопросы производства и замены лифтов в последнее время как-то отодвинули в сторону не менее внушительный пласт проблем, связанный с эксплуатацией и ремонтом лифтового оборудования в МКД, в социальных зданиях, ТЦ и медучреждениях. А ведь здесь зарыта очень опасная «бомба». «Сервис - это главный этап жизненного цикла лифта. Проектируют лифт на компьютере 2,5 минуты, делают на заводе 2,5 часа, монтируют 25 дней, а эксплуатируют 25 лет», - подмечает президент НЛС Виктор Тишин. Так вот, в этом четвертьвековом отрезке жестко сцементировался целый ком проблем, решать которые пытается лифтовое сообщество. Об этом поведал журналистам первый вице-президент НЛС Алексей Захаров. Он, в частности, сообщил, что выходит в свет статистический сборник, подготовленный Единой лифтовой информационно-аналитической системой (ЕЛИАС), в котором собраны необходимые для бизнес-сообщества статданные по лифтовому комплексу страны.

Далее А.Захаров подчеркнул важность некоторых инициатив депутатского корпуса, отметив прежде всего законопроект депутата Госдумы Сергея Колунова. В нем предлагается законодательно утвердить реестр специализированных лифтовых организаций (СЛО), в который будут вносится только те СЛО, которые реально имеют допуск, необходимую базу и кадровый потенциал для качественного обслуживания лифтов. Законопроект уже находится на рассмотрении Комитета. Он позволит установить чёткие критерии, которым должны соответствовать СЛО, и позволит утвердить типовую форму договора между УК или ТСЖ, с одной стороны, и обслуживающими лифт организациями, с другой. В этом документе также отразилось новелла, о которой вот уже не один десяток лет говорят лифтовики. А именно определена норма расчета стоимости работ, которые проводятся на лифтах в процессе эксплуатации и при необходимом ремонте. В случае принятия данного законопроекта лифтовый комплекс получит заметную помощь в осуществлении своей деятельности.

Константин Голин

Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2025_god_2025_pc.pdf

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!