Комиссия по цифре ОС Минстроя России запланировала тотальное присутствие российского ПО
2026 год, судя по всему, станет переломным в проникновении российского софта в строительную отрасль - от изысканий и проектирования до эксплуатации и сноса объектов капитального строительства. И хотя руководитель Комиссии по цифровизации Общественного совета Минстроя России, президент НОТИМ Михаил Викторов пообещал «не выжигать» и не штрафовать пользователей за «Ревит 360», но законодательное закрепление использования исключительно российского ПО при проектировании и строительстве объектов госзаказа - дело уже решенное.
Если говорить коротко об итогах 2025 года, то здесь очень важной вехой стала активная консолидированная позиция IT-сообщества по поводу изменения налогообложения отрасли. Поднятая ассоциацией разработчиков отечественного софта во главе с Натальей Касперской волна по отстаиванию самого динамично развивающегося сектора экономики была в какой-то момент поддержана и строительной отраслью в лице НОТИМ. Так что пока наши айтишники могут жить и работать спокойно - налоговые льготы правительство не тронуло.
Что касается «цифры» и стройки, то здесь работа активно перемещается в регионы, и по словам Михаила Викторова, мероприятия, проводимые Комиссией и НОТИМ на региональных площадках, позволяют выявить интересные стартапы, помочь им войти сначала в каталог ПО НОТИМ, а затем в реестр Минстроя России и далее - в общенациональный реестр отечественного ПО. Активно развивается ГИСОГД - основной инструмент работы регионов с цифрой и технологиями информационного моделирования (ТИМ). Постепенно приводится в порядок Классификатор строительной информации - в ближайшее время он понадобится всем, кто начинает работать с ТИМ, и данные в Классификаторе должны быть корректными и выверенными.
Вот, правда, подкачала работа в рамках ТК 505 «Информационное моделирование» над разработкой новых и актуализацией действующих СП и ГОСТов, а бурные дискуссии по поводу нормативной базы, которые ведутся в кулуарах и на заседаниях Комитета, в конкретные инициативы по работе над документами от «обсуждальщиков» не выливаются. Так что «Росатом» как один из немногих реально поддерживающих эту работу компаний шестой год работает над стандартами ЕСИМ - и особо не беспокоится, что за это время принято всего три стандарта. Остальные все вместе и столько не смогли осилить.
Очень важный шаг - работа с будущими инженерами и ТИМ-специалистами. Сейчас, благодаря усилиям Комиссии и членов НОТИМ, большинство российских архитектурно-строительных и политехнических вузов обеспечены учебными лицензиями для изучения российского ПО в рамках учебного курса. Большая работа идет и по подготовке преподавателей - собственно, с них все и начинается. Лидер здесь - НИУ МГСУ, он задает планку и показывает, как надо. А для будущих студентов активно развивается «Цифровое ГТО» - программа, выполнение которой позволяет старшеклассникам получить дополнительные баллы при поступлении в некоторые строительные вузы. На фоне тотального сокращения учебных мест в платных вузах, в том числе, и в области архитектуры и дизайна городской среды, такие баллы будут далеко не лишними при поступлении в бюджетный вуз. И, конечно, Комиссия, НОТИМ и вендоры продолжат поддерживать проект «Я - строитель Будущего», который в этом году очень эффектно и эффективно был представлен в Артеке.
В общем, в 2025 году цифровизация в строительной отрасли в трудных условиях выстояла и где-то даже шагнула вперед. Тем более, что законодательные основы для такого шага удалось в этом году прописать, а о плохом думать не хочется.
Что день грядущий вам готовит…
Планы работы Комиссии по цифровизации отражают основные направления развития цифровой России - тотальный переход на российское ПО, усиление работ по кибербезопасности, стандартизация процессов и требований по всем направлениям, «ТИМизация» образовательных программ и оценочных средств.
Так, Михаил Викторов при поддержке коллег предложил ввести в процедуру независимой оценки квалификации (НОК) обязательные требования по цифровой грамотности специалистов, которые претендуют на включение в Национальный реестр специалистов НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Время сейчас самое подходящее - на систему саморегулирования надвигается очередная реформа, требования к компаниям-членам СРО и квалификации их сотрудников ужесточаются. Кроме того, с 1 марта 2026 года будут объединены Реестры компаний-членов СРО и Национальные реестры специалистов, и тогда станет понятно, какие компании реально имеют квалифицированных инженеров, а какие - только «мертвые души».
Очевидно, что на этом фоне будет пересматриваться подход к проведению и содержанию системы независимой оценки квалификации - а НОТИМ тут как тут! В целом предложение выглядит так (цитата): «Будем предлагать в квалификационные требования НОК зашивать знания основного функционала отечественного ПО. В вузах в регионах все возможности для обучения есть - более 80% вузов получили лицензии российского ПО. Через учебу и НОК будет гармоничное продвижение российского ПО в массы. Штрафовать за Ревит никто не собирается, резко отказаться от зарубежных продуктов рынку тяжело, а через новые требования и новые знания можно довести проникновение российского ПО до 99%».
Дело за малым - договориться с НОСТРОЙ и НОПРИЗ и в инициативном порядке разработать те самые вопросы или, как их называют, оценочные средства, которые и войдут в обновленный корпус вопросов по НОК. К сожалению, это предложение на Комиссии не прозвучало, а без этой инициативной работы никаких вопросов не появится.
Сюда же можно отнести и постигшие в силу закона требования к руководству управляющих компаний проходить независимую оценку квалификации - соответствующий закон только что прошел через Совет Федерации. Комиссия также предложила включить в НОК для управляющих компаний вопросы по российскому ПО. Осталось их разработать, а также хоть немного стандартизировать учебные программы в вузах - сейчас они чрезвычайно…. разнообразны. Ну и такая мелочь, как ответ на вопрос: а деньги у бизнеса на все это где? Знания из воздуха не появляются, за них нужно платить, покупать ПО, проходить обучение, платить за экзамен по НОК. Угадайте, на кого, особенно в части управляющих компаний, упадут эти затраты?
Тотальному развитию цифровизации служит и очередная нормативная новелла, согласно которой в 2026 году в отчетность застройщиков будет включаться работа по ТИМ-моделям. По мнению членов Комиссии, это серьезный шаг от рекламных акций локальных цифровых продуктов к производственным процессам с целью передачи информационной модели эксплуатирующим организациям, в том числе в ГИС ЖКХ. Кроме того, предлагается внести изменения в ГИС ЖКХ, чтобы УК подавали сведения о том, на каком ПО они работают. Есть масса продуктов, сделанных неофициально и не включенных в реестры, а они самые незащищенные. Кроме того, УК используют разные продукты для разных целей - и никто не знает, какие. Крупные управляющие компании в больших городах или как подразделения застройщиков еще могут работать в цифре, а теперь пойдите и расскажите единственной УК в городе Тотьма о том, что они должны сделать цифровые паспорта всех 150-летних домов, а также работать с информационной моделью, переходя на российское ПО, которого они отродясь не видели…
При этом работа самой ГИС ЖКХ вызывает много вопросов, в том числе, потянет ли она массовую передачу ТИМ-моделей и ежедневную работу с ними? И насколько квалификация работников «на местах» позволяет им ежедневно входить в эту модель, вносить информацию и при этом не поломать и не замусорить?
Ну, и самый главный вопрос: а что делать всем цифровизаторам, «умным домам», ТИМ-моделям, ГИС и прочим цифровым системам в условиях постоянного отключения интернета? Как передавать информацию об объекте в условиях отсутствия средства передачи? Насколько после всех этих перестраховочных инициатив губернаторов информация, поступающая в модель и в ГИСы, будет чистой и достоверной? И как соблюдать требования госконтракта по работе с информационной моделью, например, газопровода или дороги, если у тебя из средств связи только голубь, а губернатор сибирского региона заблокировал интернет из-за страха перед гипотетической угрозой беспилотников? Эти вопросы также пока остались за рамками обсуждения Комиссии.
Возможно, необходимость усиления работы по формированию аналитических документов, на которую обратила внимание ответственный секретарь Общественного совета Светлана Кузьменко, поможет найти ответы на эти вопросы или хотя бы поставить их как проблемы, которые нужно решать. Так что задач у Комиссии на 2026 год более чем достаточно.
Елена Шинкоренко



Комментарии