Кадры для стройки: где взять, как учить и чем удержать?
Актуальные проблемы кадрового потенциала строительной отрасли стали ключевой темой пленарной сессии на конференции «Образование в строительной отрасли: преемственность и инновации», прошедшей 17 сентября на Международном форуме устойчивого развития городов в Москве.
Модератором дискуссии выступила руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM Валерия Мозганова. А основной посыл сессии озвучил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, заявив, что Россия вошла в очередную демографическую яму, кадров нет и уже больше не будет: все, кому к 2042 году будет 18 лет, уже родились. Так что потенциальных работников может стать только меньше, а никак не больше. И вообще, страна уже не вернется к ситуации в экономике первой половины 2010-х годов, так как людей больше нет и в том количестве уже не будет никогда. Соответственно, Россия должна перейти на принципиально новую модель экономики, которая требует других технологий и другой производительности труда, а за счет завоза извне новых работников эту проблему невозможно решить в принципе.
На этом фоне кадровые проблемы строительной отрасли, где не хватает от 500 до 700 тысяч человек, стоят особенно остро. По словам вице-президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Мороза, в строительной отрасли, по различным оценкам экспертам, занято от 6,5 млн до 7 млн человек. На фоне рекордно низкой безработицы в стране (2,2%) строительная отрасль лидирует по дефициту кадров, особенно рабочих специальностей. Причины: демографический спад, невысокий престиж отрасли и нежелание выпускников учебных заведений связывать свою жизнь со строительством.
«Перед нами стоит важная задача по повышению производительности труда на 22% к 2030 году. К сожалению, длительное время строительные, рабочие специальности были недооценены. Работа в строительстве ассоциируется с тяжелым физическим трудом, зачастую в сложных погодных условиях. Кроме того, специфика строительной отрасли имеет «проектный» характер, что сказывается на прогнозе потребности и не позволяет формировать долгосрочные планы», - констатировал Антон Мороз.
При этом около 50% выпускников строительных колледжей «не доходят до стройки», а по истечении 3-4 лет количество молодых специалистов со средним и высшим строительным образованием, работающих в отрасли, уменьшается и составляет 20-25%. И это при том, что по окончании вузов только 10% выпускников не работают по полученной специальности. В общем, ситуация нуждается в решительных и действенных мерах по развитию кадрового потенциала отрасли.
Антон Мороз напомнил, что в 2024 году была подписана Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года, а в феврале 2025 года согласован план мероприятий, в котором объединены основные направления работы по развитию кадрового потенциала.
«На базе НОСТРОЙ функционирует отраслевой Консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, который консолидируют деятельность организаций системы образования, профессиональных сообществ и предприятий строительного бизнеса, позволяя им выстроить единую программу отработки потребностей. Участие в нем вузов, ссузов, НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и участие работодателей важны для того, чтобы каким-то образом трансформировать систему образования и повернуть её в сторону строительной отрасли, в сторону непосредственно заказчика строительных работ», - рассказал Антон Мороз.
Еще одним эффективным инструментом повышения качества подготовки специалистов для отрасли является федеральный проект «Профессионалитет». В нем принимают участие 32 строительных кластера, 26 из которых созданы при поддержке саморегулируемых организаций. У них выстроена система работы с профильными колледжами, позволяющая молодым специалистам выстроить карьерную траекторию от учебного заведения до рабочего места на стройплощадке.
Кому - магистратура, кому - стажировки в органах власти
Заместитель министра градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Михаил Генин представил опыт региона по снижению дефицита строительных кадров. В строительной отрасли Нижегородской области занято около 80 тысяч человек. Анализ вакансий на портале HeadHunter показал, что за последний год было опубликовано 472 тысячи объявлений. Несмотря на обновления и повторы, актуальными остаются почти 80 тысяч вакансий - примерно столько же, сколько трудоустроенных в отрасли.
Министерство строительства Нижегородской области активно сотрудничает с Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом (ННГАСУ). По словам представителя министерства, 90% выпускников ННГАСУ трудоустраиваются в отрасли в течение года после окончания вуза. В 2023 году между министерствами инфраструктуры и строительства, а также Институтом развития и агломерации Нижегородской области было заключено соглашение о создании корпоративной кафедры на базе ННГАСУ по обучению магистрантов, где преподавателями являются, в том числе специалисты и руководители министерства строительства, градостроительной деятельности, которые дают студентам практические знания.
При этом в магистратуре создано 12 бюджетных мест с очной формой обучения, по окончании которой студентам предлагается отработать 3 года в бюджетных организациях области. За счет того, что преподавателями являются сотрудники Минстроя, а также высококвалифицированные специалисты градостроительной деятельности, выпускники магистратуры выходят уже готовыми специалистами с практическими знаниями.
Кстати говоря, у Михаила Генина по итогам выступления состоялся интересный диалог с Валерией Мозгановой: она заметила, что довольно часто выпускники вузов жалуются, что их учили современным технологиям строительства, новым подходам и взглядам, а когда они приходят на стройку, этих технологий там и в помине нет. И молодые специалисты, проработав 1-2 года в архаичной отрасли, просто уходят со стройки. Вопрос состоял в том, знакома ли эта ситуация замминистру и видят ли они эту проблему?
Нужно сказать, что Михаил Генин от такого щекотливого вопроса элегантно ушел, заявив, что в большинстве своем студентам дают теорию, а надо давать больше практики, чтобы они были готовы к реальной ситуации на стройке. Должна ли при этом сама отрасль выбираться из архаики, чиновник не сообщил. Стоит отметить, что вопрос архаичности стройки не раз поднимался в общественных дискуссиях, и до сих пор многие строительные компании отказываются внедрять современные технологии и роботов на своих площадках, а именно этот аргумент - один из решающих по удержанию молодых кадров в стройке.
Начальник управления государственной службы и кадров Департамента градостроительной политики Москвы Анна Оганесян рассказала о столичном опыте по привлечению и удержанию молодых кадров. Одна из интересных новелл - программа Городского университета правительства Москвы по стажировке студентов. Любой студент может подать заявку и в течение полугода, по два месяца, проходить стажировку в различных органах власти и подведомственных учреждениях Москвы. По итогам такой стажировки около 80-90% участников трудоустраиваются и остаются работать в структурах правительства Москвы.
Если же говорить о профильной специальности, то довольно часто студенты не до конца понимают, куда они пойдут работать по окончании вуза - чаще всего, выбор института обусловлен локацией и близостью к дому. Так что стажировка помогает студентам понять, в какую отрасль они попали, пробуждает интерес и способствует их дальнейшему развитию в выбранной сфере. А возможность для представителей правительства Москвы читать лекции о практической стороне выбранной специальности также способствует повышению интереса студентов к работе в отраслевых структурах.
Дополнительной мотивацией для студентов является выступление представителей правительства Москвы в начале учебного года, где они прямо говорят: «Ребята, мы вас ждем». Студенты понимают, что после выпуска им не придется искать работу - их уже ждут и готовы за ними «бегать», поскольку кадровый дефицит в строительной отрасли очевиден.
Еще одним интересным аспектом является обмен кадрами между строительной отраслью и правительством Москвы. Например, молодые специалисты, пришедшие из стройки в правительство, часто отмечают, что процессы, которые кажутся идеально налаженными на бумаге, на стройке выглядят совершенно иначе.
И здесь стоит отметить позицию проректора ВШЭ Сергея Рощина, который высказался против принудительных целевых программ и тотального распределения выпускников без права выбора места работы и привязки их к регионам. Он заметил, что, во-первых, без конвоя жестко привязать студента к региону или конкретной компании фактически невозможно, а, во-вторых, студенты, попавшие под такое целевое распределение, приходят потом в университет, возвращают деньги за обучение и уходят работать туда, где интересно и куда ведет рынок труда. Так что целевая программа не эффективна и не работает.
Директор по персоналу и устойчивому развитию группы «Самолет» Александра Горчакова основной проблемой назвала текучку рабочих кадров, которая составила 700%, то есть рабочие команды за год обновились 7 раз. При цикле строительства объекта в два с половиной года такая ротация рабочих очень критична. Для решения этой проблемы было налажено сотрудничество с колледжами, для повышения эффективности и качества работ создали и запустили программу школы рабочих, что дало рост производительности труда на 20%. Но существующая проблема с ротацией кадров фактически нивелирует это, так как рабочие даже после обучения уходят со стройки.
Еще одна проблема - это качественная подготовка инженерно-технического состава. Те специалисты, которые приходят с академическим образованием, не готовы работать на реальных стройплощадках с ожидаемой производительностью и качеством. Сегодня строительство жилого комплекса - это 3-5-летний проект, с огромной подготовительной базой, проектной и рабочей документацией, инвестиционной составляющей, собственно строительными процессами, а затем сдачей объекта в эксплуатацию и заселением собственников. А выпускники институтов, которые приходят на руководителей проекта, оказываются в информационном вакууме, так как их не научили ни составлению финансовой модели строительства большого ЖК, ни управлению процессами. То есть мы опять видим разрыв в полученных знаниях с реалиями на стройке - но уже с другой стороны. И по этому замкнутому кругу учебные заведения, чиновники и бизнес ходят уже далеко не первый год.
Роман Поршнев
Комментарии