DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Подготовка кадров для стройки – общая задача для государства и бизнеса

Подготовка кадров для стройки – общая задача для государства и бизнеса
14 – 15 октября с.г. состоялась традиционная ежегодная конференция отраслевого Консорциума среднего профессионального образования (СПО) в сфере строительства. На сей раз представителей строительной отрасли, саморегулируемых организаций и учебных заведений принял на своей земле Смоленск.

Кадровая проблема не отпускает строительную отрасль - даже при сокращении объемов строительства спрос на квалифицированные кадры остается очень высоким. А если учесть, что Правительство России ставит перед отраслью задачи нарастить объемы жилищного строительства, финансирует строительство современной транспортной и социальной инфраструктуры, вопрос привлечения и закрепления в отрасли молодых специалистов встает все более остро. Именно эти проблемы обсуждали участники ежегодной конференции отраслевого Консорциума среднего профессионального образования (СПО) в сфере строительства 14-15 октября - сначала в ходе пленарной сессии, а затем - в рамках открытой дискуссии при участии Комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ Общественного совета при Минстрое России. Региональный акцент, который привнесли в дискуссию руководство и представители органов власти Смоленской области, с первых минут перевел разговор в практическую плоскость.

Власть говорит…

Все важные государственные акценты кадровой проблемы в стройке расставил в приветственном слове первый замминистра строительства и ЖКХ Александр Ломакин, отметив, что реализация масштабных задач невозможна без квалифицированных специалистов, которые обладают необходимыми знаниями и опытом. Правительство России в 2024 году утвердило Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года, и это стало отправной точкой для формирования предложений по внедрению новых технологий, профессиональных и образовательных стандартов. Весьма существенную роль в подготовке строительных кадров играют инициативы Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), одну из которых - создание отраслевого Консорциума СПО - Минстрой России активно поддержал.

Губернатор Смоленской области Василий Анохин, приветствуя участников конференции, напомнил, что Смоленская область в 2023 году одной из первых выиграла грант федерального проекта «Профессионалитет» по направлению «Строительство» и создала научно-производственный кластер, куда вошли несколько учреждений профобразования на базе Смоленской академии архитектуры и градостроительства. Смоленская область в 2024-2025 годах занимает лидирующие места в части заключения целевых договоров со студентами, а это означает, что большое внимание уделяется не только подготовке, но и направлению молодых специалистов на конкретные предприятия. Сегодня более 2900 студентов заключили целевые договоры, а в целом в системе СПО в области обучаются 25 тысяч человек, из них более 200 студентов обучаются в сфере архитектуры и градостроительства.

При этом рост объемов строительства в Смоленской области естественным образом обусловил не только рост спроса на кадры, но и рост оплаты труда рабочих специальностей. Уровень оплаты труда по таким направлениям, как сварщики и электрики, превышает зарплаты менеджеров среднего звена. Исчезающей редкостью стала профессия машиниста башенного крана. Это говорит о постоянном дефиците специалистов. Поэтому на уровне руководства региона было принято решение развернуть массовую подготовку специалистов СПО, а ведущие строительные, архитектурные, ресурсные компании области приняли решение о создании своих лабораторий и учебных классов непосредственно в колледжах. Кроме того, принято решение об открытии классов в общеобразовательных школах по отдельным специальностям, а колледжи и техникумы специализировать по направлениям, чтобы они не конкурировали между собой за абитуриентов. Более того, в содружестве с компаниями Смоленской области воссоздаются колледжи в районных центрах, в том числе по узким специальностям и в области ЖКХ. А бизнесу предложено заключать целевые договоры со студентами, чтобы было понятно, куда потом выпускники пойдут работать.

Такой подход, очевидно, позволит и школьникам представить строительные профессии, и студентов познакомить с будущими работодателями, и молодых специалистов закрепить в строительных компаниях.

Бизнес делает…

Взгляд работодателей на качество и проблемы подготовки молодых кадров для строительной отрасли представил президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Он напомнил, что созданный два года назад по инициативе НОСТРОЙ Консорциум СПО в строительстве - по сути дела, пилотный проект, который могут использовать и другие отрасли для подготовки кадров. И накопленный опыт говорит о том, что проект достаточно успешный.

Консорциум СПО появился как рука помощи компаниям-членам саморегулируемых организаций, которые не могут участвовать в программах подготовки кадров типа «Профессионалитет» - она требует от бизнеса определенных затрат, а более 90% компаний-членов СРО - это представители малого и микробизнеса, и в одиночку такие программы просто не потянут. Кроме того, помимо непосредственной подготовки кадров и выполнения контрольных цифр приема абитуриентов в региональных колледжах, перед участниками Консорциума встал вопрос закрепления молодых квалифицированных специалистов не только в отрасли, но и в том регионе, где они родились и учились. Пока же статистика печальная: ежегодно из заведений СПО по строительным специальностям выпускается 48-50 тысяч молодых специалистов, но через 3 года всего 20% из них официально остается в профессии, в том числе из-за службы в армии и перетока в другие отрасли.

Понятно, что все начинается с профориентации школьников - и здесь стоит задача, чтобы они шли в профессию не просто потому, что строительный колледж рядом с домом, а потом посмотрим, где работать - нужно, чтобы школьники делали осознанный выбор, основанный на знании о том, что такое стройка. НОСТРОЙ при поддержке региональных СРО создает в ряде муниципалитетов строительные классы, которые имеют дополнительные часы технических предметов и погружают школьников в профессию путем посещения строительных объектов и предприятий стройиндустрии, чтобы они могли посмотреть, что такое современная стройка или современное производство стройматериалов и какие возможности для роста они дают.

На проблему дефицита строительных кадров накладывается еще и общая демографическая ситуация, а также производительность труда в строительстве - одна из самых низких среди отраслей экономики. «У нас есть Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Если мы смотрим выполнение показателей текущего года, они идут с опережением всех параметров, которые были заложены в программу, за исключением одного - производительности труда. Можно спорить с Росстатом, как она считается, но тем не менее стройке нечем гордиться в этих вопросах», - констатировал Антон Глушков.

Трудоспособное население России в ближайшие годы будет сокращаться, а задач перед экономикой страны встает все больше и больше, поэтому выполнять их придется меньшим количеством специалистов, но с большей производительностью труда. Это вызов для того, чтобы строители становились более квалифицированными, более умелыми - и молодые специалисты с их инновационными знаниями могут очень хорошо продвинуть стройку вперед. В этой связи формирование внутреннего рынка кадров для того, чтобы удержать молодежь в отрасли, дать мотив для выбора профессии строителя, получить профильное качественное образование и после этого сделать хорошую карьеру - это задача №1.

В завершение выступления Антон Глушков обозначил несколько инициатив, которые сейчас активно обсуждаются учебными заведениями и бизнесом. Так, есть идея сформировать систему, когда выпускник колледжа при сдаче квалификационного экзамена имел бы возможность с учетом дополнительной подготовки сдать еще и экзамен по независимой оценке квалификации и попасть в Национальный реестр специалистов - сегодня он открыт только для обладателей высшего образования. Если удастся провести такую реформу, то границы между высшим и средним образованием в части НРС будут размыты, и у специалистов среднего звена будет больше возможностей для профессионального роста.

Вторая инициатива - введение новых квалификаций и создание промежуточного звена, так называемого «техника» - специалиста на стыке среднего и высшего образования. И, наконец, нужно довести до логического конца дискуссию о том, сколько лет должен учиться в колледже своей профессии узкий специалист, например, каменщик. Возможно, три года для обучения на каменщика многовато, а вот для подготовки универсального специалиста на основе определенных критериев и набора коротких модулей для дополнительных навыков вполне достаточно.

Все эти инициативы проложат дорогу к тому, чтобы производительность труда в строительной отрасли была поднята хотя бы на 8% - а это весьма и весьма существенно.

Беларусь делится опытом…

Пожалуй, одним из самых интересных было выступление начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь Александры Петровой. Опыт соседей всегда заставляет задуматься о том, что можно взять себе, и Беларуси в этом смысле есть, чем поделиться с Россией в части развития профессионального образования. Подготовка кадров для строительной отрасли в колледжах Беларуси занимает существенную долю, в структуре приема 2025 года из 28 тысяч абитуриентов 6 тысяч было принято на строительные специальности. При этом дефицит кадров и превышение спроса над предложением характерен и для рынка труда Беларуси, и возлагать надежды только на выпускников колледжей недостаточно. Поэтому нужно делать ставку и на молодежь, и на взрослое население по программам повышения квалификации.

Одна из самых интересных новелл, к которой стоит присмотреться российским коллегам, - это формирование через автоматизированную систему пула заявок от компаний в колледжи на подготовку молодых специалистов. Эта работа ведется на основании договоров, а в итоге выпускнику колледжа обеспечивается гарантия, что он получит 100% трудоустройство в те организации, которые подали соответствующие заявки. При этом прогнозирование потребности в кадрах на уровне среднего специального образования идет на 10 лет, на уровне высшего образования - на 5 лет. Вся эта информация аккумулируется в единой автоматизированной системе и таким образом она реально отражает перспективные потребности компаний в кадрах.

Кроме того, при определении объемов обучения большую роль играет договор о базовой организации - это компании, которые не просто заявляют потребность в кадрах, но и берут на себя определенные обязательства: участие в развитии материально-технической базы колледжа, предоставление базы для прохождения производственных практик. Причем прохождение практики оплачивается, но договор заключается не со студентом, а с учебным заведением. При этом студент получает 75% оплаты за выполненную работу, а 25% направляется на развитие колледжа. Компаниям это выгодно, поскольку налоговое законодательство предусматривает льготы для продукции, произведенной учащимися в ходе практики, при этом не занимаются вакантные места и не нужно заключать трудовые договоры.

Еще одна очень интересная новелла, которая также может пригодиться в России, - в Беларуси сформирован перечень востребованных экономикой специальностей, куда строительные специальности входят полностью. С 2023 года колледжам разрешено самостоятельно увеличивать контрольные цифры приема абитуриентов на эти специальности при условии, что от работодателей есть дополнительные заявки на обучение и абитуриенты подали заявления о приеме. Фактически все желающие поступить в строительные колледжи после 9 класса имеют возможность это сделать. Отметим, что все колледжи в Беларуси находятся на бюджетном финансировании и все выпускники в обязательном порядке распределяются после их окончания.

Интересен опыт белорусов и в части получения студентами современных профессиональных навыков. Поскольку каждый колледж не в состоянии потянуть покупку современного оборудования, инструментов и материалов для обучения студентов, в каждой области Республики созданы центры компетенций строительного направления, в которых собрано высокотехнологичное инновационное оборудование, и оно постоянно обновляется. И ежегодно каждый студент от 2 недель до месяца проводит в этом центре и получает необходимые профессиональные навыки. Кроме того, с 2024 года президент Беларуси дал поручение предприятиям Республики создать на своей базе учебно-производственные мастерские, поскольку их можно использовать не только для обучения студентов, но и для повышения квалификации персонала компании. Сегодня на предприятиях создано 55 мастерских, около 15 - это строительные компании.

В целом все эти меры позволяют дать студентам белорусских колледжей хорошее профессиональное образование и обеспечить их будущее трудоустройство.

****

Второй день работы конференции отраслевого Консорциума СПО был посвящен конкретному опыту учебных заведений, компаний и саморегулируемых организаций России по подготовке строительных кадров. Но об этом - в нашей следующей статье.

Елена Шинкоренко

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!