DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

ИСУП – это эффективная защита интересов заказчика

ИСУП – это эффективная защита интересов заказчика
Информационной системе управления проектами (ИСУП) исполнилось 2 года, и за это время она из непонятного продукта превратилась в действенный инструмент для большинства российских регионов. Все эти годы продвижение и развитие ИСУП связано с советником министра строительства и ЖКХ России Еленой Звонаревой и ее командой. Вместе с ней мы подводим первые итоги деятельности этой системы:

- Елена Анатольевна, в марте 2025 года системе ИСУП исполнилось 2 года - но откуда в 2023 году появилась идея ее создания?

- Лично для меня началом всей этой истории можно считать 2021 год, а местом - Красноярск, где зародилась сама идея создания такой системы. Но еще в 2019-2020 годах мы начали создавать комплексный план социально-экономического развития Норильска до 2035 года. А это настоящая Арктика, с соответствующими зимами и расстояниями. Для того, чтобы контролировать выполнение этого плана и строительство объектов, нужно было постоянно туда летать. В итоге пришла мысль, можно ли как-то управлять этими процессами с помощью цифровых технологий из «центра»? Поискали мировой опыт - практически ничего не нашли, лично отсмотрела более 100 отечественных продуктов, которые можно было бы использовать не только для Норильска, а в целом для Красноярского края, создавая среду общих данных по строящимся объектам - кое-что понравилось. Именно тогда мы наладили контакты с Минстроем России и начали вместе с Управлением капитального строительства края тестировать в качестве пилотных несколько цифровых продуктов, которые связали бы в единую систему все наши бюджетные стройки всех уровней. В итоге мы выбрали один из российских продуктов, начались попытки интегрировать туда ведомственную краевую систему стройнадзора (он у нас давно очень цифровой), исходно-разрешительную документацию, интегрировались с региональной системой ГИСОГД и в итоге сделали попытку создать региональную систему - предтечу ИСУП по сути.

Москва заинтересовался нашей работой, так как идея некоей экосистемы строительной отрасли совпала с их представлением, более того, там также были проработки в этой части, и более серьезные. В октябре 2022 года меня пригласили работать в Центр компетенций по цифровизации строительной отрасли РФ и заниматься этим элементом цифровой вертикали строительства уже на федеральном уровне. Потому что к этому времени уже было первичное представление о том, какой должна быть цифровая вертикаль, уже были системы региональных ГИСОГД во многих регионах, региональные ведомственные системы Госстройнадзоров, была цифровая империя Главгосэкспертизы, но не было цифрового заказчика.

Пилот длился с октября 2022 года по март 2023 года с 15 регионами-добровольцами для того, чтобы прописать минимальный набор требований для федеральной системы и протестировать нашу гипотезу. Работа в рамках пилота стала базой для прообраза системы, которая впоследствии получила название «ИСУП». С марта мы уже стали предлагать регионам подключаться к системе. И, можно сказать, мы ехали в поезде, рельсы и вагоны для которого делали в пути. То есть мы создавали и дорабатывали систему в процессе.

Тогда еще не было такого названия как ИСУП, просто было представление, что нам необходима исполнительная документация, смычка со стройнадзором, ГИСОГД и платформой Главгосэкспертизы ЕЦПЭ. Первые пилотные проекты мы закончили в декабре 2022 года, далеко не все получилось, только с несколькими регионами удалось дойти до конца. Но зато мы увидели узкие места и ошибки, которые устранили к марту 2023 года, и в это же время ФАУ «РосКапСтрой» была зарегистрирована система ИСУП именно с этим названием.

- То есть изначально эта система создавалась исключительно для заказчика?

- Да, она предназначена только для государственных и муниципальных заказчиков, чтобы была связка между цифровыми продуктами и системами всех остальных участников строительного процесса и заказчиком, который до этого работал только на бумаге. Главная цель - учет и контроль бюджетных средств и процессов строительства объектов госзаказа. Благодаря этой системе регионы могут контролировать все объекты на своей территории, вплоть до самых мелких муниципальных, и планировать будущее строительство на годы вперед максимально рационально и эффективно.

- Значит, в итоге получается прозрачная система, где можно посмотреть, что и как строится в регионе, а также проанализировать заявки на будущее финансирование?

- На настоящее время как сам модуль в разработке, так и интеграции с федеральными и региональными системами по этим данным в стадии проработки, там только реальные строящиеся объекты, но то, что необходимо автоматизировать поступление данных из региональных, федеральных программ и нацпроектов и заводить в систему запланированные объекты, вне любых сомнений.

На самом деле, пилотные проекты нам показали, насколько сложно и запутанно обстоят дела на местах с учетом текущих бюджетных строек. Все они учитывались на бумаге и нигде не были сведены в единую систему. Представляете, как было сложно всеми ими эффективно управлять? И ключевое слово здесь «эффективно», причем именно с точки зрения заказчика. Понятно, что даже с учетом цифровых инструментов нельзя сбрасывать человеческий фактор, но хотя бы увидеть единую картину, понять ситуацию со стройками и эффективно перераспределить силы, мощности и средства - это уже огромное дело.

Поэтому ключевой модуль в ИСУП - это модуль госзаказчика, к которому подключаются все подрядные организации, использующие свои системы, и отправляют в машиночитаемом и машинопонимаемом формате документы на согласование, на приемку работ - там, где подрядные организации уже сами перешли на использование цифровых инструментов. Там, где этого нет, конечно, часть работы пока делается руками. В «цифре» сразу отсекаются ненужные этапы работы и лишние движения, сокращается время на согласование документов, ускоряется оборачиваемость средств, прозрачность их прохождения, видны все сроки строительства и сдачи объектов, а также задержки. Бывает, что задержки со строительством объектов происходят по вполне объективным причинам, и здесь очень важно вовремя перераспределить силы и средства, чтобы они не простаивали и работали максимально эффективно.

Для регионов это очень важно, потому что, если они не освоят выделенные федеральные средства, эти деньги перераспределяются, и на будущий год регион может получить значительно меньше средств или не получить вообще. Такую же практику используют регионы во взаимодействии с муниципалитетами, в части софинансирования за счет регионального бюджета. Поэтому, на мой взгляд, необходимо давать заказчику возможность в случае объективных причин задержки строительства - например, из-за археологических исследований или погодных условий и др.- переместить средства на другой объект, в другой город в рамках региона. И заказчик должен иметь возможность сделать это спокойно и вдумчиво, без опасений попасть на заметку проверяющим органам, но с наличием объективных оснований, так как можно все эти усилия переместить на объект, который, например, идет с опережением графика, но там не хватает финансирования. Мы же знаем, что довольно часто во всех этих уголовных делах речь идет не о коррупции, а о нарушении бюджетной дисциплины и нецелевом использовании средств.

- Я правильно понимаю, что одна из целей ИСУП - пересчитать объекты, строящиеся за счет различных уровней бюджета? Если это так, удалось ли уже пересчитать?

- На данный момент в системе ИСУП зарегистрированы 21708 объектов в 87 регионах России, из них порядка 6000 - это архивные объекты, которые уже введены в эксплуатацию. Но тем не менее в любое время сотрудники региональных минстроев, заказчиков могут эти объекты посмотреть. Но самое главное, что теперь все эти объекты собраны в одном месте, информация о них систематизирована, централизована, проверена, и ей можно пользоваться. Но на самом деле, это далеко не все объекты России, потому что Санкт-Петербург, Московская область и ЯНАО работают в своей системе, хотя и в процессе интеграции с ИСУП. Так что их объекты в ИСУП видны пока частично.

- А что же тогда регулирует обязанность регионов вносить данные в систему ИСУП?

- Эта работа ведется на основании поручения премьер-министра Михаила Мишустина по итогам форума ЦИПР. Там регионам было рекомендовано перейти на исполнительную документацию в электронном виде - и они постепенно перешли, приняли для этого необходимые нормативные документы. Есть еще поручение Минстроя России - и все это стало основой для работы регионов в ИСУП.

Сейчас мы наблюдаем поистине уникальную ситуацию - все регионы уже утвердили нормативные акты в рамках нового направления. Важно, что они сами осознали пользу этих мер для цифрового развития в строительной сфере на местном уровне. То есть для них это было не просто обязательное требование, а реальный инструмент для прогресса. И буквально на днях Херсонская область приняла свой документ, завершив тем самым процесс нормативного оформления во всех 89 регионах

- То есть те 434 госзаказчика и 2000 муниципальных заказчиков, которые зарегистрированы в ИСУП, добровольно приняли решение работать в рамках этой системы?

- Можно сказать и так. Ну и добавьте энтузиазм и пробивные способности нашей команды, которая ездила по регионам, просвещала и убеждала начинать работать в этой системе. Проведена масса вебинаров, счет идет на тысячи. Результат проявляется тогда, когда команда вкладывает усилия, а мы все вместе вложили много. Ну и, конечно, идет постоянный мониторинг с использованием «светофоров».

На уровне стройкомплекса РФ схема «светофоров» внедрена заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным еще с 2020 года. Другими словами, это схема деления регионов на 3 блока по признаку успешности исполнения мероприятий по программам нацпроектов. Мы видели, как эффективно такой подход работает, и тоже решили пойти по этому пути. Когда стоит много задач и приходится мониторить много данных, «светофор» - удобный инструмент, который наглядно показывает степень реализации поставленных задач. Мы его подхватили, и уже на иных уровнях применяем такой подход, кастомизируя под свои задачи.

С помощью «светофора» мы отслеживали по определенным маркерам движение регионов по цифровому строительному треку. А для регионов «светофор», на мой взгляд, - возможность развития, ведь он подсвечивает места, где нужно доработать.

Кстати, маркеры на протяжении времени менялись под ту или иную ситуацию, точнее мы постоянно совершенствовали методологию расчета. «Светофор» каждый раз усложнялся, какие-то показатели добавлялись, какие-то убирались, потому что были полностью реализованы подавляющим количеством регионов. Поэтому весь зеленый он был непродолжительное время, всегда необходим шаг на улучшение. К примеру, добавились такие показатели, как интеграция с ГСН, с ЕЦП, ведение региональных телеграм-каналов с публикацией в них итогов своей работы, и др.

- В чем же в итоге здесь интерес заказчика?

- Эта система, действительно, может сократить время на контроль за проектами. И если 2 года назад там был полный хаос, то теперь я вижу колоссальные изменения. Мы в регионах неоднократно сталкивались с тем, что было невозможно найти документацию по построенным и строящимся объектам - эти документы нигде не были сведены в единую систему. За это время мы очень хорошо подтянули цифровые компетенции регионов, они стали гораздо лучше понимать, что им нужно, и как можно работать более эффективно. ИСУП для них - это возможность интегрироваться с другими системами и в едином пространстве видеть все, что реально происходит на стройках региона.

- Значит, заказчики начинают понимать, что у них происходит на стройплощадках?

- Это важно не только для заказчиков, у которых может быть 2-3 объекта, а может и 5000, как в Москве. Это важно и для министров строительства, и для замгубернаторов с точки зрения верхнеуровневого контроля за строительством. И им уже не нужно поручать кому-то подготовить справку - можно просто войти в систему, все увидеть и вывести информацию в любой конфигурации.

Так что на первом этапе было важно пересчитать все объекты и внести по ним информацию, а на втором этапе - начать управлять ими, видеть риски, исполнение календарно-сетевых графиков по каждому объекту. Система позволяет руководителю в онлайн-режиме получать доступ к информации по любому объекту: если все показатели в зеленой зоне - отлично, если что-то перешло в красную зону - можно досконально изучить причины этой ситуации, понять, доведены ли лимиты финансирования, есть ли исполнительная документация и закрывающие документы.

Я вообще расцениваю ИСУП как защитный механизм для заказчиков и всех тех, кто там работает. Очень немногие это понимают, думают, что это надзор за ними - а это их защита. Потому что в системе размещаются документы в действующей редакции, с реальным положением дел, и именно последние редакции видят стройнадзор и стройконтроль - стройнадзор при запросе, стройконтроль имеет доступ прямо в систему, они всегда могут вовремя отреагировать и уберечь всех от ошибок. А в последующем, я очень надеюсь, что ИСУП будет еще шире интегрирован с региональными ГИСОГД, и тогда многие чисто управленческие проблемы будут решены - любые самые дальние объекты будут под контролем регионов. ГИСОГД - это шикарнейший инструмент для управления территорией, в том числе с применением предиктивной аналитики, ну и, конечно, большой пул исходно-разрешительной документации заказчик может получать именно оттуда, как и отправлять туда необходимую информацию в части своих полномочий.

Если же говорить о продуктах, которые предлагают разработчики ПО регионам для интеграции с ИСУП, то их не так уж и много, большая часть оказывается просто промо-рекламой. Но несколько таких разработок есть - ЦУС, ЭКЗОН, Мстрой, которые интегрируются с продуктами Ренги или Нанокада и другими. Еще несколько продуктов находятся в процессе интеграции с ИСУП - мы их увидим, очевидно, в ближайшие месяцы. Это очень удобно, потому что позволяет общаться на одном языке с проектировщиками и строителями, при загрузке документов в ИСУП не нужно ничего переделывать, все работает и все летает. Я надеюсь, что таких глобально интегрированных продуктов со временем станет больше, будет интеграция между компаниями-разработчиками, и уже общими большими блоками эти разработки будут встраиваться в цифровую вертикаль.

- С чего начинается ИСУП? С уже готовых проектов, которые выходят на стадию строительства?

- Не совсем так. Регионы вносят в ИСУП «живые» объекты и на стадии ПИР, и на стадии строительно-монтажных работ. Например, в архиве ИСУП есть объекты на стадии ПИР, потому что у заказчика в этом году нет денег на строительство. Поэтому в системе можно посмотреть как объекты на стадии проектирования, которые скоро выйдут на стройку, так и реально строящиеся объекты. И поэтому у заказчика появляется единая картина по объектам: что проектируется, что строится, что сдано. Потому что заказчик, как правило, начинает тратить бюджетные деньги уже на этапе проектирования.

- А есть возможность вносить в систему планируемые объекты, например, из федеральных или региональных программ?

- Мы запрашивали исчерпывающий перечень объектов по регионам, исходя из всех уровней бюджета, но пока в ИСУП не реализована опция планируемых объектов. Объекты там появляются только после проведения торгов - тогда заказчик вносит их в систему. Хотя, по-хорошему, эта информация должна бы появляться в ИСУП автоматически, после подведения итогов торгов. Но пока это также невозможно. Впрочем, при соответствующем подходе во взаимодействии с системами, формирующими финансовые показатели по госпрограммам, или например, с той же ЕЦПЭ Главгосэкспертизы данные можно начинать получать автоматически. Надеюсь, это также будет реализовано.

- По-хорошему в ИСУП должна бы попадать информация из нацпроектов по запланированным объектам, и как только появляется строка в бюджете, этот объект должен тут же появляться в ИСУП.

- Абсолютно с вами согласна - объект должен появляться на этапе планирования, чтобы опять же максимально эффективно распределить бюджетные средства. Потому что сейчас мы видим очень много неосвоенных денег именно потому, что на этапе проектирования делается некачественная работа, с которой потом заказчик не может выйти на стройку, а подрядчик готов идти в суд и добиваться выплаты аванса. Чем раньше заказчик увидит запланированный объект и общую ситуацию по нему, в том числе с градостроительной точки зрения, тем больше у него будет возможностей с ним заниматься.

- Это уже к вопросу о том, кто выходит на торги на проектирование и строительство, и кто получает контракты - а тут главные игроки НОПРИЗ и НОСТРОЙ, которые вместе с СРО должны отсекать от рынка недобросовестных исполнителей.

- К сожалению, если говорить о проектировании, то здесь такое количество мелких проектных организаций, что можно только удивляться, откуда у нас столько проектировщиков. Я довольно часто вспоминаю культуру проектных институтов, которая была создана в СССР, когда было точно известно, какой институт в какой области чем занимается. И там были и специалисты, и квалификация, и наработанные проекты. А некоторые сегодняшние бюро готовы хвататься за все, лишь бы выжить, а по факту там работает всего несколько человек с неизвестной квалификацией, да еще и обижаются, что им мало платят. Так, по-хорошему, и не за что платить! При этом существуют профессионально-уникальные организации, но они не могут конкурировать по цене с вышеуказанными, так как в них работают профи, и их работа, действительно, стоит дороже. С формированием стоимости в этой части, на мой взгляд, достаточно много чего уже начали делать, и надеюсь, что общая ситуация измениться.

- Я вижу, что у нас выстраиваются целые цепочки проблем, которые каким-то образом нужно решать…

- Мне больше нравится слово «СЛОЖНОСТЬ», чем проблема. И каждая из них может критически влиять на строительство объектов, а все вместе - еще больше. Поэтому нужно начинать трансформацию всего этого блока, а для этого пересмотреть все действующие процессы, потому что иначе ИСУП будет выполнять функцию «подорожника», которым заклеивают рану. Но долго ли он продержится? Ко всему важно подходить вдумчиво, а самое главное, комплексно.

- Однако за этот «подорожник» заказчики, которые хотят быть честными, прозрачными и эффективными, платят деньги - и немалые…

- Платят не заказчики, а регион из регионального бюджета, который подписывает соглашение с ФАУ «РосКапСтрой», и там нет ограничений по количеству организаций, специалистов и объектов, которые подключаются к ИСУП в данном регионе. Поэтому регионов в системе 87, а пользователей в ИСУП - 11518. Доступ к системе ИСУП регион оплачивает ежегодно, сумма вполне подъемная, точную цифру, конечно, формирует ФАУ «РосКапСтрой» как держатель системы. В регионе определяется оператор ИСУП, администраторы оператора работают с пользователями, предоставляют им необходимые права для работы с ИСУП. И есть представители региональных правительств, которые могут смотреть в ИСУП верхнеуровневые маркеры и понимать, что происходит на объектах, так как они чаще всего еще и являются главными распорядителями бюджетных средств по своим полномочиям, и им важно мониторить текущее состояние и риски, включая муниципальные.

В целом это очень удобно, потому что все проекты управляются и контролируются из единого центра, а не каждый в отдельном городе или муниципалитете, где и специалистов-то нет. А если муниципалитет сильный, то спокойно настраиваются права пользователей, и они в своей части также полностью могут мониторить ситуацию (например, крупные города или города-миллионники). Главная наша сложность состоит в том, что заказчики достаточно часто и грамотного технического задания сформировать не могут - в небольших муниципалитетах нет грамотных специалистов. Потому что в этом году муниципалитет строит 1-2 объекта, а в прошлом году их не было. И в следующем не будет. Как в таких условиях держать грамотных специалистов для формирования техзадания? Поэтому я всегда приветствую создание единого заказчика в регионе, хотя на первом этапе многие недовольны и сопротивляются, потому что у них забирают полномочия. Тут важно все детально проработать, рассказать, показать, дать возможность разобраться.

- Как бы вы оценили состояние ИСУП на сегодняшний момент? Она вышла в промышленную эксплуатацию, или ее еще нужно продавливать дальше в регионы?

- Выход ИСУП в промышленную эксплуатацию никак не мешает развитию ее функциональности. ИСУП - давно не пилот, все пилотные проекты закончились в конце 2023 года, и мы глубоко признательны всем участникам, в том числе вендорам ЦУС и ЭКЗОН, которые дали нам возможность бесплатно отрабатывать все процессы и на уровне госзаказчика, и на уровне подрядчика в 2022 и 2023 году. Сейчас ИСУП обрастает и другими разработчиками и их интегрированными продуктами, и это очень правильное направление развития. Я в принципе выступаю за совместную работу и интеграцию в рамках системы - это наиболее эффективное развитие.

- Констатируем: система ИСУП работает стабильно, в ней много участников, много объектов. Что нужно доработать?

- Интеграцию. Необходимо расширять количество интеграций с другими системами, взаимообмен данными. Кроме того, необходимо развивать аналитику - это один из главных компонентов любой системы. Нужно не просто смотреть данные, а анализировать их с учетом внешних обстоятельств, риск-ориентированных подходов. И главное, чтобы регионам было действительно полезно и удобно работать в этой системе, чтобы данные из ЕИС «Госзакупки» и из электронного бюджета автоматически попадали в ИСУП. В декабре мы начали пилотный проект по интеграции ИСУП с ЕЦП Главгосэкспертизы России, затем нужно попробовать все это интегрировать с ГИСОГД. То есть работы хватит надолго, главное - начинать ее делать, слушать регионы, потому что все это мы делаем не для себя, а для того, чтобы было удобно регионам.

- А что на этот счет говорят регионы? Им ИСУП в помощь или в тягость?

- В помощь, если будут все эти интеграции. Это будет колоссальная помощь, потому что на уровне Федерации никогда не было продукта, единого для всех. Кроме того, грамотных разработчиков, которые реально понимают строительные процессы, в большинстве регионов и муниципалитетов нет. И для них единая система ИСУП - это выход.

При внедрении ИСУП наша команда Центра компетенций подставила плечо ФАУ «РосКапСтрой», мы нашу задачу прекрасно выполнили, и главный показатель - цифровая культура в целом, которую удалось сформировать за эти 2,5 года. С марта этого года упакованный проект полностью перешел на ФАУ «РосКапСтрой», вся техническая поддержка полностью, включая сформированную нами методологию, перешла на них, а мы с частью команды в рамках Центра компетенций цифровой трансформации строительной отрасли РФ двигаемся в развитие нового проекта, конечно же, на ниве цифровизации строительства.

Мы сейчас вместе с СРО будем пытаться расписывать стратегии для подрядных организаций, чтобы они поняли, что у них с точки зрения цифры есть, чего нет, и что нужно для дальнейшего эффективного развития. Нужно, чтобы подрядчик принимал решения не потому, что кто-то к нему пришел и пытается продать свой продукт, а понимая, что он хочет у себя поменять, и с чем ему будет работать проще и эффективней.

Поэтому мы с 2023 года пытались продвигать эту тему в рамках центров компетенций, создаваемых на регионах. Про центры компетенций многое можно рассказать, но думаю, это уже в следующий раз. Кстати, в свое время, еще работая в Красноярске, мы составили табличку для проектировщиков, в которой были собраны все продукты с описаниями вплоть до того, какой мощности нужны компьютеры, и вывесили ее на сайте минстроя Красноярского края. Прошло уже больше трех лет - работает!

- Похоже, эта идея носится в воздухе и сейчас является одной из самых важных - разобраться со всем наработанном ПО и разложить его по полочкам с соответствующими рекомендациями. Тогда и разработчики не будут делать по десятому разу одно и то же.

- Именно в эту сторону мы и собираемся двигаться. Нужно будет разговаривать и с Минстроем России, и с отраслевыми нацобъединениями - НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НОТИМ, чтобы начать эту большую классификационную работу. Для этого нужно будет разработать методологию, выработать оценочные критерии, которые будут понятны всем, и анализировать каждый продукт для каждого этапа создания объекта недвижимости - начиная от прединвестиционного этапа и до выбытия этого объекта из эксплуатации.

Понятно, что это командная работа, возможно, на уровне проектного офиса с привлечением экспертов, нацобъединений и конкретных компаний, потому что реально оценить качество и действенность софта могут только те, кто в нем работает, причем крупным компаниям нужен совсем другой продукт, нежели мелким. Поэтому нужно все ПО разобрать по группам, а затем разговаривать с пользователями, какие критерии в каждой группе для них важны. Сейчас мы все это продумываем, потому что работа очень большая и сложная.

- Мы с вами обсудили не только сам ИСУП, но и программу действий на будущее - интеграция систем, чистота данных в этих системах, чтобы в итоге обмена данными они не оказались замусорены …

- Это ключевой момент, потому что до сих пор нет единых терминов, единых требований. Но нужно работать, сближаться, договариваться, вырабатывать общие критерии для всех участников строительства, контролировать подрядчиков и процессы, не бояться наказывать за неисполнение требований закона, как при наполнении ФГИС ЦС, или за срыв срока строительства. А для добросовестных организаций, которые работают в цифре, может быть, давать небольшие налоговые послабления, как в Китае. Нужно развивать центры компетенций, которые зародились в Москве и пошли в регионы - сейчас их 55, а нужно гораздо больше. А в Китае такие центры компетенций создаются прямо в провинциях, где идет бесплатное обучение подрядных организаций современным технологиям. Нам нужны такие же решения и воля в их исполнении. И очень нужны люди, которые все это будут активно продвигать - мы их ищем везде, куда приезжаем. Потому что мы уедем, а они останутся работать и внедрять наши идеи.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2025_god_04_2025_pc.pdf

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!