Цифровизация должна стать драйвером развития строительной отрасли и системы СРО
28 марта в рамках деловой программы XXIII Всероссийского съезда строительных саморегулируемых организаций состоялся круглый стол «Строительный комплекс и система саморегулирования. Цифровизация – основной тренд». Участники мероприятия обсудили различные аспекты цифровизации, которые формируют единую цифровую среду градостроительной отрасли.
В заседании круглого стола под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова приняли учасие замминистра строительства и ЖКХ Константин Михайлик, руководитель Департамента отраслевого развития АО «ЭнергосбытПЛЮС», сопредседатель рабочей группы в сфере строительства и ЖКХ при правительственной комиссии по проведению административной реформы Марина Скрипачева, председатель Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП России Андрей Паранич, заместитель начальника управления развития контрактной системы Федерального казначейства Арсен Петросов, начальник правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Людмила Скирда, президент НОТИМ Михаил Викторов, представители и эксперты НОСТРОЙ.
Открывая мероприятие, Антон Глушков подчеркнул, что сегодня очень остро встает вопрос повышения эффективности всех строительных процессов и производительности труда. В условиях дефицита кадров в строительстве у отрасли нет иного выбора, кроме интенсификации всех процессов, автоматизации и роботизации труда, а также повсеместного перехода на цифровые технологии. Так что можно сказать, что цифра — это завтрашний день градостроительства, и руководящей силой здесь является Минстрой России.
Приветствуя участников круглого стола, Константин Михайлик отметил, что строительная отрасль по своему вкладу в экономику и потенциалу развития является одной из крупнейших отраслей и многие вопросы способна отрегулировать сама. Но в процессах цифровизации очень важна направляющая сила государства, которое вместе с бизнесом должно установить и устанавливает правила работы в этой области. И здесь особенно важна роль ведущих отраслевых объединений и, прежде всего, НОСТРОЙ. Благодаря развитию и интеграции таких цифровых продуктов и платформ как ИСУП, ГИС ОГД, ГИС «Стройкомплекс.РФ», которые в конечном итоге станут одной цифровой мега-платформой, выстроится конструкция, которая позволит сформировать единые правила работы для всех участников строительного рынка. Главное, чтобы и бизнес, и государство видели выгоды от внедрения цифровизации, а в качестве примера К.Михайлик привел существенную экономию времени на этапе строительства и денег на этапе эксплуатации объекта, который был возведен с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ). Строительная отрасль очень большая, поэтому процесс цифровизации требует постоянного вовлечения в него рынка, вендоров и государства, резюмировал замминистра.
Комментируя вступление замминистра, Антон Глушков отметил, что для бизнеса главным аргументом внедрения любых цифровых продуктов является стоимость этой работы, и поэтому нужны достоверные расчеты эффективности применения ТИМ — и тогда бизнес сам найдет и программы, и продукты.
О работе регуляторной гильотины и роли бизнеса в формировании современной законодательной базы строительной отрасли рассказала Марина Скрипачева. За последние два года рабочая группа по строительству и ЖКХ, в которую ходят 2 представителя государства и 17 представителей отрасли, провела анализ сотен действующих нормативных документов, а также проектов НПА с точки зрения дополнительной или избыточной нагрузки на бизнес. Сегодня ни один проект НПА не принимается без соответствующего заключения рабочей группы. В условиях перехода на цифру это существенно облегчит формирование электронного документооборота и исполнительной документации.
Андрей Паранич отметил, что система саморегулирования в строительной отрасли, несомненно, не только состоялась, но и зарекомендовала себя как зрелую и влиятельную структуру. Очевидно, что в той отрасли, где есть система саморегулирования, отпадает необходимость устанавливать большое количество правил со стороны государства, и бизнес способен сам устанавливать те правила, по которым готов играть. Эти правила легче менять при изменении рыночных условий, технологий, внедрения цифровизации. А в случае, когда саморегулирования нет, государство само устанавливает правила для бизнеса, и они, как правило, довольно жесткие.
Вместе с тем, заметил Андрей Паранич, установить правила — это только полдела. Нужно ещё сделать так, чтобы правила работали. Система саморегулирования сегодня играет ключевую роль в ряде направлений: подготовке кадров, контрольных мероприятиях, взаимодействии с потребителями и органами государственной власти.
«Я бы даже сказал, что можно передавать все больше и больше функционала на систему саморегулирования и меньше тратить энергии государственных органов на то, чтобы устанавливать те самые правила», — подытожил Паранич.
Отвечая спикеру, Антон Глушков подчеркнул, что за последние годы и НОСТРОЙ, и СРО в своей работе вышли за рамки, предписанные им Градостроительным кодексом, поскольку отрасль требует не просто регулирования доступа на рынок, а лоббирование конкретных интересов и решение конкретных проблем бизнеса. Система саморегулирования и СРО прочно вошли в деятельность отрасли и на федеральном, и на региональном уровнях, и сегодня заменить ее чем-либо просто не представляется возможным.
Цифровые следы госконтрактов
Арсен Петросов представил участникам круглого стола последние изменения законодательства в области госзакупок в сфере строительства, а также эффект от их внедрения. Он обратил особое внимание на тот факт, что с 1 апреля с.г. все госзакупки переходят на обязательные структурированные цифровые контракты, причем существенные условия этих контрактов будут формироваться автоматически, без возможности со стороны заказчика и подрядчика внести изменения в этот контракт. В последующем — с 1 января 2025 года — будет внедрено цифровое дополнительное соглашение об изменении или расторжении контракта. Кроме того, идет работа над структурированной сметой контракта, которая будет интегрироваться со сметным ПО.
По итогам выступления Арсена Петросова Антон Глушков заметил, что во время эпидемии ковида бизнес получил некоторые послабления в части требований к заключению госконтрактов, и этот опыт показал, что все участники торгов работали четко, никаких проблем не было. Возможно, стоит эти временные послабления сделать постоянными.
Людмила Скирда представила правоприменительную практику ФАС России по выявлению недостоверной информации при подтверждении наличия опыта выполнения строительных работ. В ходе работы комиссия ФАС рассмотрела несколько дел строительных подрядчиков, которые, желая получить госконтракт, предоставляли неполную или недостоверную информацию по опыту предыдущей работы, исполнению или стоимости госконтрактов. ФАС, поддерживая честный бизнес, старается пресекать подобную практику, тем более, что благодаря работе различных цифровых платформ за любым подрядчиком остается цифровой след, и им становится все труднее скрывать негативную информацию. Сейчас ФАС работает над законопроектами, которые позволят вносить таких подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков именно за предоставление недостоверной информации об опыте работы и выполненных контрактах.
Председатель Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма представила аналитический обзор контрактов по ФЗ № 44-ФЗ, ФЗ № 223-ФЗ и ПП № 615 в строительной отрасли. НОСТРОЙ ведет мониторинг этих контрактов с 2021 года, и можно отметить тенденцию роста числа контрактов, заключенных по 223-ФЗ с единственным поставщиком, которые недоступны для мониторинга СРО — а это довольно опасно, поскольку СРО может узнать о срыве госконтракта уже по факту иска заказчика и не сможет ничего предпринять.
Равнение — на российское ПО
Михаил Викторов представил аналитику НОТИМ по переходу строительной отрасли как на цифровые продукты, так и на российское программное обеспечение. По его словам, НОТИМ прилагает все усилия, чтобы в условиях западных санкций помочь стройкомплексу России максимально безболезненно перейти на российский софт. Как показал опрос НОТИМ, самый главный аргумент пользователей по замене зарубежного ПО на российское — возможные санкционные издержки, и последний запрет Аутодеска на любое использование его продуктов на территории России лишний раз это подтвердил.
Михаил Викторов также отметил нарастающую проблему нехватки кадров для тотального внедрения ТИМ в проектных и строительных компаниях — по самым предварительным оценкам, в ближайшие годы понадобится до 40 тысяч подготовленных ТИМ-менеджеров, ТИМ-координаторов и прочих специалистов в области ТИМ, а взять их неокуда. Большинство компаний занимается переманиванием специалистов друг у друга, а возможности вузов пока эту потребность не закрывают. Поэтому очень важно развивать цифровые кафедры в вузах, иные способы подготовки специалистов — время не ждет.
Говоря об интеграции цифровизации и системы саморегулирования, президент НОТИМ подчеркнул, что самые эффективные с точки зрения продвижения ТИМ мероприятия НОТИМ проходят там, где к его организации подключается региональная СРО и приглашает своих членов прийти на круглый стол или «Строительный навигатор». «Саморегулирование всегда было драйвером самых передовых изменений в строительной отрасли, и сейчас оно должно стать драйвером цифровизации», — завершил свое выступление М.Викторов.
Заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ — директор Департамента информационных технологий и анализа данных Валерий Карпов рассказал о Едином информационном пространстве НОСТРОЙ, которое сформировано из реестров и сервисов строительного комплекса, а также остановился на особенностях интеграции этих ресурсов с ИСУП.
По материалам НОСТРОЙ
Комментарии