Игорь Кошечкин: «Дрон - не конкурент самолёту»
Беспилотные технологии все глубже проникают во все сферы экономики, в том числе в строительство. Буквально 10 лет назад конструирование и пилотирование БПЛА было уделом энтузиастов, а сегодня дроны решают широчайший спектр задач: мониторинг, создание карт и лазерное сканирование, видеосъемка, тепловизионная съемка, поиск пропавших и другие, вплоть до посадки деревьев и мытья окон.
В мире дроны считаются одной из самых перспективных технологий ближайших лет, а в России для их развития по поручению Президента создан национальный проект «Беспилотные авиационные системы».
Логично, что в сторону беспилотников смотрят и крупные компании, имеющие за плечами большой опыт применения пилотируемой авиации. С генеральным директором АО «Кадастрсъемка» Игорем Кошечкиным обсуждаем текущее состояние дел в этой области и ее перспективы. Компания, входящая в холдинг «АЛАНС», с 1999 года занимается аэрофотосъемкой и созданием картографической продукции для различных, в том числе самых сложных объектов по всей России, а также одной из первых в стране начала применять воздушное лазерное сканирование:
— Игорь Семёнович, почему, имея для решения задач картографии, лесоустройства, мониторинга и иных целей самолет и летный штат, вы решили расширить парк авиатехники за счёт БПЛА?
— Признаюсь честно, лет пять назад мы смотрели на дроны скептически. Имея на борту нашего воздушного судна С-44Ф высокоточные сканеры и специальные фотограмметрические камеры, за летный сезон самолетом мы можем отснять тысячи квадратных километров. На средней высоте 2000 метров получаем наборы снимков с разрешением, соответствующим масштабу 1:2000. Ни один дрон не может похвастаться таким соотношением качества и производительности.
Однако технологии не стоят на месте, и сегодня рынок БПЛА уже не в зародышевом состоянии, а, я бы сказал, в фазе крепко стоящего на ногах ребенка. Появились эффективные комплексные решения для наших целей, которые закрывают нишу небольших объектов. Проведя анализ доступных предложений, мы выбрали комплекс «Геоскан 401 лидар» с фотокамерой от Sony и лидаром АГМ. Мы сознательно сделали выбор в пользу отечественного оборудования, так как сегодня риски, связанные с использованием зарубежной техники не покрывают возможных преимуществ. Обучили двух операторов и начали внедрять комплекс в производственную цепочку: разработали карту пошагового выполнения операций, провели ряд полетов на условиях «коммерческого риска». В ближайшие дни наша мобильная бригада отправляется на нефтегазовый объект площадью около 2 квадратных километров с целью в полевых условиях сравнить производительность и экономику БПЛА с наземной геодезией.
— Как обстоят дела с полетами в этом году, учитывая непростую политическую обстановку?
— Конечно, правила использования беспилотников в нашей стране сегодня достаточно жёсткие, что не является благом для развития отрасли. Вместе с тем законодательная база год от года совершенствуется, а для обкатки технологий в регионах вводятся экспериментальные правовые режимы. Плюс беспилотные технологии достаточно активно развиваются в военно-промышленном комплексе, что позволяет прогнозировать распространение успешных практик и на гражданскую отрасль.
В связи с действием на территории Иркутской области запрета на полеты БПЛА одним из основных документов для нас стало разрешение губернатора. Кроме того, мы подтвердили право проводить работы на беспилотных воздушных судах в контролирующих инстанциях: Росавиации, Генштабе РФ, Федеральной службе безопасности. На все процедуры согласований ушло около двух месяцев. Если даже для нас сбор документов стал достаточно длительной и трудозатратной процедурой, думаю, для мелких компаний это подчас невыполнимая задача. На мой взгляд, это может привести к тому, что небольшие компании и частные владельцы дронов начнут «уходить в тень». С другой стороны, сегодня, когда штрафы возросли, а окружающие наслышаны об опасности беспилотников и проявляют бдительность, летать «втемную» сложнее, чем несколько лет назад, когда дроны воспринимались максимум с любопытством и интересом.
Помимо минусов у столь жёстких мер есть и плюсы: такие требования — это своеобразный фильтр против недобросовестных компаний. Очень сложно, работая по-честному, конкурировать с теми, кто может демпинговать за счет отсутствия регистрации, ухода от налогообложения, несоблюдения технологической цепочки работ, необоснованной экономии на качестве. Ведь ключевым фактором на тендерах остается цена. Кто предложил меньше — тот и выиграл. И по прошлому году на некоторых торгах мы видели снижение до 73%. О каком качестве можно говорить, если, по нашим подсчетам, себестоимость работ минимум в полтора раза дороже предложенной победителем цены?
— Расскажите, как показал себя БПЛА в полевых условиях?
— Неделю назад мы провели несколько полетов над лесным массивом в районе Большого Голоустного (это небольшой посёлок на Байкале) на высоте 150 метров над поверхностью земли. Второй локацией стал сам посёлок. Задачей было испытать беспилотник в различных, в том числе сложных лётных условиях.
Процесс съемки занял практически весь световой день. Съемку проводили с трёх высот: 200, 150 и 100 метров для детальной оценки качества получаемых данных. Вокруг главной достопримечательности Большого Голоустного — церкви — совершили несколько облётов на высоте 50 метров, а затем (уже после возвращения) создали её детальную трёхмерную модель. Все полётные задания оператор комплекса сформировал в специальном программном обеспечении от «Геоскана». Чтобы полученные данные имели корректную привязку к государственной системе координат, в районе проведения работ предварительно были установлены базовые геодезические приемники.
Несмотря на периодические порывы ветра со стороны Байкала, квадрокоптер успешно справился с поставленной задачей, однако ветреная погода с порывами до 10 м/с сказалась на более быстрой разрядке аккумуляторных батарей. В итоге на съемку двух участков нам понадобилось 11 вылетов.
По итогам полевых работ мы получили наборы фотоснимков и облака точек лазерных отражений. Сотрудники компании уже выполнили камеральную обработку материалов и анализируют качество полученных результатов.
— Каковы сильные стороны применения БПЛА?
— Если на крупных объектах экономически выигрывает наш пилотируемый самолёт С-44ф, то на компактных объектах целесообразно использовать дроны. В частности, за счет высокого разрешения снимков и плотности точек до 50 на квадратный метр технология находит всё большее применение в лесоустройстве, инженерно-топографической деятельности, мониторинге. Плюс ко всему дроны проще в обслуживании, эксплуатации, предполетной подготовке. Видим здесь для отрасли изысканий серьёзные перспективы и внимательно следим за новыми решениями.
Наш финансово-экономический департамент провел расчеты экономической эффективности на одном из пилотных участков. И вышло, что работы с применением БПЛА даже на площади размером чуть более квадратного километра на 30% дешевле и на 40% быстрее по срокам. Качество при этом нисколько не теряется. Эти показатели означают, что теперь мы можем предложить нашим партнёрам еще более гибкие условия сотрудничества.
Конечно, никто не отменял и сложности, касающиеся приемки результатов аэрофотосъемки и воздушного лазерного сканирования. Например, в прошлом году у нас был прецедент, когда Главгосэкспертиза отказывалась принимать технический отчет с целью проектирования особо опасных объектов для золотоносного карьера, расположенного в Восточной Сибири, выполненный с использованием данных аэрофотосъемки и воздушного лазерного сканирования. Сложность в том, что законодательная база по применению данных ЦАФС и ВЛС находится в стадии формирования. Контролирующие органы предпочитают традиционные способы, хотя объективно сегодня данные ВЛС и ЦАФС обладают точностью, сравнимой с наземной. Наши специалисты в течение месяца общались с коллегами из ГГЭ буквально в режиме 24/7. В итоге нам удалось доказать, что полученные нами данные соответствуют всем необходимым требованиям, и добиться положительного результата.
Несмотря на имеющиеся риски, в бизнес-стратегию на 2024-2025 годы мы закладываем инвестиции на дальнейшее развитие беспилотных технологий: увеличение парка летательных аппаратов, приобретение дополнительного программного обеспечения, формирование конкурентных предложений, расширение спектра предлагаемых услуг и повышение компетенций персонала.
— Ваш прогноз применения БПЛА в строительстве и изысканиях.
— Думаю, дроны не станут панацеей при картографии для целей обеспечения проектно-изыскательских работ. Все-таки для крупных объектов (месторождений, газо- и нефтепроводов, дорог и т.д.) самолет производительнее, быстрее, дешевле. Не останутся без работы и геодезисты, использующие наземные методы съемки. Однако на компактных площадных участках БПЛА могут служить незаменимыми помощниками, позволяющими оперативно оценить обстановку, в короткие сроки и с минимальным количеством работников создать ортофотоплан и цифровую модель рельефа. Будут расти объемы, виды и качество собираемых геопространственных данных. Плюс параллельно появятся более мощные аккумуляторы, более качественные камеры и лазеры, упростится привязка к местности. Дополнительные возможности даст развитие нейросетей и технологий машинного обучения.
Поэтому, в моём понимании, пилотируемая и беспилотная авиация не конкуренты, а звенья одной производственной цепи, эффективно дополняющие друг друга.
Валерий Панов
Этот материал опубликован в июльско-августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_08_2024_pc.pdf
Комментарии