Госконтракты в строительстве: как бизнесу и государству найти общий язык
На экспертной сессии «Госконтракты и закупки в строительстве: вызовы исполнения и эффективные механизмы взаимодействия», состоявшейся в рамках работы Строительного юридического форума-2025, представители всех сторон постарались найти общий язык и обозначили реальные пути к перемирию.
Первая и, пожалуй, главная проблема - цифровизация. Казалось бы, электронные площадки и системы должны всех объединить и упростить процессы. На практике же получилось иначе. «Как таковой экосистемы нет, - констатирует эксперт в области цифровой трансформации Елена Звонарева. - Есть развернутый набор продуктов, которые выглядят даже не как ёлка». Вместо одного окна подрядчики вынуждены работать в десятках несвязанных систем: ФНС, ФАС, «Электронный бюджет», региональные платформы типа ИСУП и ГИСОГД. Каждая система требует своих паролей, имеет свои регламенты и технические требования. Для компании, работающей в нескольких регионах, это превращается в настоящий кошмар администрирования и ведет к прямым финансовым потерям. «Тебе каждый раз нужно полностью переустанавливать все свои настройки, добавлять специалистов, это и фонд оплаты труда, и непроизводственные затраты», - говорит Елена Звонарева.
При этом государство делает активную ставку на искусственный интеллект для контроля всех процессов. Системы уже сегодня способны выявлять неочевидные картельные сговоры, оперируя сотнями различных маркеров. «Нейросети будет справиться совсем сложно, потому что идет взаимоувязка между большим количеством систем», - отмечает эксперт. Однако бизнес обоснованно опасается, что это мощное оружие будет направлено исключительно против него. «Мне хотелось бы, чтобы и государство, и бизнес рассматривали те возможности, которые нам дают цифровые инструменты, прежде всего не как карательные, а как помощь», - подчеркивает Елена Звонарева. Она видит будущее в переходе к «консалтинговой» парадигме, когда контролирующие органы не только наказывают, но и предупреждают бизнес о возможных рисках.
Есть и позитивные сдвиги. Активно создается система рейтингования подрядчиков (НОСТРОЙ), которая должна помочь отсечь недобросовестных участников, срывающих стройки с падением цены на заведомо нереальные 60-70%. «Я отношусь к этому позитивно, но любую идею, самую прекрасную, можно исказить на повороте», - осторожно отмечает Елена Звонарева. Параллельно Минстрой и Минцифры готовят платформу «ТОР Управление строительством» - амбициозную попытку объединить все существующие системы разом, включая коммерческие объекты и ЖКХ. Но успех этих масштабных инициатив напрямую зависит от того, услышат ли голос самого бизнеса при их настройке и наполнении. «Прямо активно призываю вас к включению в эту игру, потому что вы действительно можете влиять на эти правила, которые сейчас формируются», - обратилась эксперт к предпринимателям.
Общественный уполномоченный по закупкам в городе Москве, генеральный директор компании «Ценный контракт» Сергей Маковеев, представляющий интересы предпринимателей, детально разобрал ключевые ошибки подрядчиков, с которыми он сталкивается ежедневно. Первая и самая распространенная - участие в торгах вслепую. Многие до сих пор смотрят только на цену лота, не изучая внимательно проектную документацию, технические задания и сметы. «Как только ты принял участие в торгах, ты уже согласился заочно на исполнение контракта», - напоминает Сергей Маковеев. Отказаться от заключения контракта после победы практически невозможно без серьезных репутационных и финансовых потерь, что зачастую приводит компании к кризису.
Не менее опасной ловушкой эксперт называет надежду на «честное слово» и устные договоренности при выполнении дополнительных работ. Это классический сценарий, ведущий в тупик. «Если возникают такие ситуации, нужно останавливать работу, созвать рабочую комиссию, фиксировать эти допработы, и только после того, когда будут соответствующие документы подписаны, только после этого уже приступать к дальнейшим действиям», - настаивает он. Работать в надежде, что «потом все утрясем» или «мы же друзья» - верный путь к многомиллионным убыткам и судебным разбирательствам. При этом Сергей Маковеев призвал бизнес вести диалог с заказчиком на языке аргументов и закона, а не эмоций и претензий. Важно разговаривать на языке заказчика, предоставлять ему не эмоциональные жалобы, а готовую дорожную карту с юридическими и техническими обоснованиями, которые помогут ему самому отчитаться перед своими контролерами.
Отдельно Сергей Маковеев затронул больную тему замены материалов и оборудования, особенно актуальную в условиях санкций и параллельного импорта. Он предупредил, что формулировка «товар с улучшенными характеристиками» является абсолютно субъективной и сама по себе ничего не значит для заказчика. Вместо абстрактных заявлений о «лучшем качестве» нужно предоставить заказчику детальное, пошаговое обоснование: почему старый материал недоступен, каковы объективные преимущества нового, и как это поможет в конечном итоге исполнить контракт.
Взгляд с другой стороны баррикад представила директор департамента контрактной службы ППК «Единый заказчик в сфере строительства» Камилла Акчурина. Оказалось, что у госзаказчиков свой набор серьезных проблем. Они положительно оценили антикризисные меры Правительства (увеличение авансирования до 50%, возможность изменения существенных условий контрактов), которые действительно помогли отрасли выжить в кризис. Однако они сталкиваются с глубинными законодательными пробелами, мешающими эффективной работе. Например, очень успешной практикой компании стали контракты «под ключ», где один подрядчик ведет и проект, и строительство. Это дает синергетический эффект: сокращаются сроки, снижаются общие затраты, и вся ответственность концентрируется на одном исполнителе. «Преимуществом таких контрактов являются несколько особо значимых обстоятельств, а именно - это получение объекта под ключ путем наименьших затрат, сокращение сроков реализации объекта», - перечисляет Камилла Акчурина. Однако эта доказавшая эффективность норма действует только до начала 2025 года. «Положительный опыт указывает на необходимость закрепить данную норму законодательно на постоянной основе», - утверждает она.
Еще одна хроническая головная боль заказчика - закупка сложного технологического оборудования (медицинского, музыкального, спортивного). Проектная документация содержит его перечень, но не параметры эквивалентности, то есть допуски для замены на аналогичное. А детально описывать эти параметры в техническом задании заказчик часто не имеет права, рискуя нарушить закон о конкуренции и получить обвинение в создании заведомых ограничений. «Заказчику закупить конкретный товар, предусмотренный проектной документацией, не представляется возможным, ввиду того, что при описании объекта закупки заказчику необходимо указывать технические характеристики и параметры эквивалентности, не предусмотренные проектной документацией», - напоминает Камилла Акчурина. Решение, по ее мнению, - законодательно обязать проектировщиков сразу прописывать эти параметры эквивалентности на стадии разработки проекта и прохождения государственной экспертизы.
Таким образом, ситуация в сфере госзаказа, несмотря на всю ее сложность, не является тупиковой. Выход из кризиса взаимодействия требует осознанных усилий от всех участников процесса. Бизнесу необходимо перестать быть пассивным объектом регулирования и активнее участвовать в обсуждении законов и цифровых платформ через отраслевые ассоциации и СРО. Заказчикам важно яснее и громче формулировать свои системные проблемы и законодательные инициативы, как это начала делать ППК «Единый заказчик». Государству же необходимо совершить идеологический поворот и начать воспринимать цифровизацию не как инструмент тотального контроля, а как способ сделать среду удобнее и прозрачнее для всех ее участников.
Виктория Полякова




Комментарии