DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Финансовая удавка социального транспорта

Финансовая удавка социального транспорта
Отсутствие достаточного финансирования структур лифтовой отрасли отмечало большинство участников XVIII Всероссийской конференции работников лифтового комплекса, прошедшей в столице в конце ноября. Главная проблема вертикального транспорта – отсутствие финансовой помощи со стороны государства. С такой позицией согласны почти две сотни делегатов форума, приехавших в Москву из всех регионов страны.

Наболело. Тяжесть положения, в котором оказалась лифтовая отрасль, чувствовалась во всех выступлениях, желающих высказаться. Трибуна и микрофон были доступны всем желающим, число которых заметно превысило два десятка человек. По традиции свое видение сложности развития и функционирования лифтового комплекса перед собравшимися представил президент Национального Лифтового Союза (в этом году НЛС справил свое 15-летие - Ред.) Виктор Тишин, главный вдохновитель и организатор ежегодных лифтовых форумов. По его словам, несмотря ни на что, лифтовое сообщество живет, развивается, преодолевая жесточайшие санкционные препоны и, что самое главное, обеспечивает безопасность пользования вертикальным транспортом, т.е. выполняет свою важнейшую и главнейшую функцию - как социально значимый транспорт.

В цифровом выражении это выглядит таким образом. На сегодняшний день в стране функционирует порядка 500-700 тысяч лифтов как в жилом, так и в промышленно-деловом сегменте. Почему такой разброс в цифрах? Да потому, что лифтовая сфера не входит в интересы государственных статистических органов, и количество лифтов определяется «на глазок», исходя из данных того же НЛС, Минстроя России, Ростехнадзора, страховых компаний. Скажем, что такой поворот совсем не подходит для учета вертикального транспорта, социально насыщенного и общественно значимого. Но приходится «есть, что есть». Более-менее точные цифры показывает статистика Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), 15 лет действующей под эгидой НЛС. В ежегодных сборниках этой системы можно почерпнуть данные о производстве лифтов, монтаже и пуско-наладке (https://ancb.ru/news/read/19098).

Таким образом, по разным подсчетам, сегодня в стране действуют более 1400 лифтовых организаций различного профиля (в целом по стране эта цифра колеблется до 1800) В составе НЛС насчитывается чуть более 700 специализированных предприятий по обслуживанию лифтов. Монтажом и пуско-наладкой занимаются около 200 организаций, которые находятся в основном в сфере СРО строительного направления. Если к этим цифрам добавить заводы, которые производят лифтовое оборудование (их, по данным открытых источников, более 100 - Ред.), то можно представить себе полную картину качественного наполнения предприятий лифтового комплекса.

Лифт - по цене чашки кофе

Так вот, по словам президента НЛС, лифтовое хозяйство страны сегодня насчитывает более 620 тысяч лифтов, эксплуатирующихся в жилищном фонде страны. Более 120 тысяч единиц изношенного оборудования надо заменить до февраля 2030 года, как того требует Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Именно этот момент и вызывает серьезные опасения у экспертов. А все дело в том, что у собственников жилья просто-напросто нет средств для покупки и монтажа новых подъемников. В выступлении генерального директора Российского лифтового объединения (РЛО) Петра Харламова прозвучали довольно грустные цифры статистики замены лифтов при капремонте МКД за десять месяцев текущего года. На 20% было меньше заключено контрактов на замену лифтов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А если взять данные 10 месяцев 2023 года, когда количество аукционов на замену изношенных лифтов составило 16478 штук общей стоимостью 64,2 млрд рублей, и сравнить их с аналогичным периодом текущего - 10759 шт. и 40,8 млрд, то, собственно, все становится ясным. Налицо элементарное отсутствие средств у собственников подъемных механизмов для покупки и монтажа лифтов. Это, в свою очередь, сказывается на отсутствии загруженности лифтостроительных предприятий, которые фактически работают вполсилы.

Не случайно сразу после окончания лифтового форума на совещании в Совете Федерации заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский отмечал, что темпы замены лифтов в настоящее время значительно снижены и не в состоянии обеспечить установленные сроки замены отработавших свой срок лифтов до 2023 года. По его словам, вместо положенных 24 тысяч лифтов сегодня в год меняется только 15. По словам сенатора, требуемый объем финансирования для выполнения этой задачи составляет 639 млрд рублей. Регионам предоставлена возможность напрямую приобретать лифты у заводов-производителей, направлять на эти цели высвобожденные кредитные средства, использовать инструменты инфраструктурного меню.

Кстати, на этом моменте заострила внимание участников конференции и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Она отметила, что некоторые регионы тратят средства от списания 2/3 бюджетных кредитов не на замену лифтов, а расходуют их на другие цели. Заметим, что в большинстве субъектов на замену отработавшего лифтового оборудования нужно потратить от двух до пяти миллиардов рублей. И если такие суммы посильны крупным городам и областям, то более мелкие лихорадочно изыскивают средства, чаще всего надеясь на государственную поддержку. Но, как отметила Светлана Викторовна, надежды на это очень и очень мало, по сути, почти нет.

Ещё серьезный препон в вопросах недофинансирования работы лифтовиков озвучил в своей речи Виктор Тишин. Он в который раз поднял вопрос о ненормальном ценообразовании работ по обслуживанию и эксплуатации лифтового оборудования, подкрепив свои слова конкретным примером. Так, в одной из московских многоэтажек (24 этажа) жильцы платят около 5 тыс. руб. за домофон. И в том же доме платят 6 тыс. руб. за обслуживание лифтов. Даже неспециалисту видна реальная несопоставимость этих цифр. В течение многих лет НЛС неоднократно обращался во многие инстанции с предложениями о приведении ценообразования обслуживания лифтов в нормальное состояние. К примеру, в той же многоэтажке, по самым скромным подсчетам, стоимость обслуживания лифтов должна быть не менее 12000 рублей. Но пока никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается.

Проблему хронического недофинансирования работ по содержанию лифтов продолжил заместитель директора Департамента развития ЖКХ Минстроя России Дмитрий Нифонтов. Он отметил, что проблема недофинансирования практически всех видов работ связана с тем, что, к сожалению, собственники помещений в МКД наделены правом утверждать как перечень работ, так и их стоимость. В то же время они не всегда понимают состав этих работ, требования к квалификации персонала, какие материалы используются и сколько это все стоит. Вот и получается, что часто ежемесячный платёж собственника квартиры на обслуживание лифтов сопоставим со стоимостью чашки кофе. И при этом собственник несколько раз в день доверяет свою жизнь этому лифту и считает, что его обслуживание должно быть бесплатным или крайне дешёвым. В целом, отметил Д. Нифонтов, в Минстрое сейчас прорабатывается новая концепция управления домами, которая предполагает, в том числе утверждение стандартов по управлению многоквартирными домами, и в рамках этих стандартов будет определён перечень работ, будут определены требования к персоналу и материально техническому обеспечению, которые необходимы для выполнения таких работ.

В течение семи часов обсуждали насущные вопросы лифтовой отрасли делегаты конференции. Кроме проблем с финансированием, поднимались темы нехватки квалифицированного персонала, отсутствия в стране цельной системы обучения и подготовки кадров низшего и высшего звена, проблемы производства и ремонта лифтового оборудования, обеспечения запасными частями, импортозамещения и многое другое. По итогам конференции была принята Резолюция и утвержден перечень обращений в профильные министерства, в Государственную Думу и в Правительство России с предложениями лифтового сообщества об улучшении деятельности и качественного развития лифтовой отрасли.

Константин Голин

Фото: автор, https://www.shlz.ru

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!