Эххх, дороги!..
По мнению аудиторов Счетной палаты РФ, Росавтодор принимает недостаточно эффективные меры для сокращения незавершенного дорожного строительства – такие данные содержатся в проведенном ведомством отчете.
Как показал проведенный Счетной палатой анализ, за период с 1 января 2017 г. по 1 сентября 2023 г. количество объектов в сфере дорожного хозяйства, строительство которых приостановлено, снизилось на 7 единиц, при этом их объем вырос с 3,6 млрд до 8,9 млрд руб. Количество и объем проведенных, но не востребованных проектно-изыскательских работ (ПИР) увеличились соответственно с 959 до 1062 единиц и с 11,6 млрд до 15,9 млрд руб.
Всего на 1 сентября 2023 г. в ФКУ Росавтодора числились 374 объекта незавершенного строительства (НЗС) с объемом капвложений 319,3 млрд руб., в том числе 241 объект — в стадии строительства, а также затраты, понесенные на незавершенное строительство объектов капитального строительства, включая затраты на ПИР, в количестве 1062 единиц с объемом вложений 15,9 млрд руб., в том числе 29 единиц — в стадии проектирования.
На 1 сентября 2023 г. количество проблемных объектов НЗС составляло 88 ед. или 23,5% с объемом капитальных вложений на сумму 8,99 млрд руб. или 2,8%. Примечательно, что среди них 72 объекта, строительство которых приостановлено в основном в период 1991-2017 гг., из которых по 61 объекту отсутствуют первичные учетные документы, на основании которых приняты к учету затраты в сумме 2,7 млрд руб.
16 фактически эксплуатируемых объектов построены в 1992-2014 гг., но по ним отсутствуют первичные учетные документы и документы по вводу объектов в эксплуатацию на сумму 61 млн руб.
Количество проблемных произведенных затрат на незавершенные и утратившие актуальность ПИР составляет 841 ед. на сумму 8,1 млрд руб. Из них по 780 объектам в части ПИР разработанная проектно-сметная документация (ПСД) на сумму 6,4 млрд руб. утратила актуальность и не может быть реализована в рамках осуществления дорожной деятельности. Кроме того, по 61 объекту в части ПИР проектирование не завершено в основном по причине невыполнения обязательств по контрактам на сумму 1,7 млрд руб., причем по 58 объектам из них в части ПИР на сумму 1,5 млрд руб. утрачена актуальность.
Стоит отметить, что финансирование основной части проблемных объектов и затрат в количестве 909 единиц или 97,9% на сумму почти 11 млрд руб. осуществлялось в период 1989-2017 гг., то есть более пяти лет назад.
За период с 1 января 2017 г. по 1 сентября 2023 г. были завершены работы по проектированию 297 объектов капитального строительства с объемом произведенных затрат на сумму 13,7 млрд руб. При этом на 1 сентября 2023 г. не реализована ПСД по 157 объектам на сумму 6 млрд руб.
Всего на 1 сентября 2023 г. количество разработанной, но нереализованной проектно-сметной документации (ПСД) и объем затраченных на нее средств составили соответственно 972 единицы и 12,99 млрд руб. При этом ПСД по 780 объектам капстроительства на сумму 6,4 млрд руб. не может быть реализована в связи с утратой актуальности.
«Несмотря на принимаемые меры, в подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждениях остается актуальной проблема наличия незавершенных объектов капстроительства и значительного объема затрат в проектно-изыскательские работы, результаты которых не востребованы. Указанные факты свидетельствует о необходимости оптимизации расходов Росавтодора путем сокращения количества планируемой к разработке ПСД. Высвободившиеся средства федерального бюджета могут быть направлены на финансирование строительно-монтажных работ, что способствовало бы сокращению сроков реализации объектов, а также уменьшению расходов в связи с удорожанием строительных ресурсов», — аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов.
По мнению Счетной палаты, основные причины возникновения проблемных объектов в сфере дорожного строительства — это отсутствие финансирования, решения Росавтодора о нецелесообразности строительства, ошибки в проектных решениях и ненадлежащее качество строительно-монтажных работ.
В свою очередь, значительное количество невостребованной ПСД связано с избыточным планированием ПИР, когда стоимость их дальнейшей реализации превышает объемы бюджетных средств, выделяемых Росавтодору на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства. По мнению Счетной палаты, сложившаяся ситуация — это следствие отсутствия в Росавтодоре установленного порядка планирования и отбора объектов строительства и реконструкции для их дальнейшего включения в ФАИП и программы дорожных работ.
Также анализ выявил отсутствие первичных учетных документов в отношении 77 объектов, строительство которых осуществлялось в период 1991-2015 гг., с объемом капвложений на сумму 2,8 млрд руб., а также разработанной в период 1990-2017 гг. ПСД в количестве 456 единиц на сумму 3,4 млрд руб.
Указанные факты свидетельствует о формальном проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств в ФКУ Росавтодора.
Также Счетная палата обратила внимание, что План Росавтодора по снижению объемов и количества незавершенного строительства не содержит механизмов, направленных на выполнение его пунктов в установленные сроки. Так, в нем не определены ответственные исполнители, не предусмотрены мероприятия по комплексному техническому обследованию и строительно-технологическому аудиту объектов незавершенного строительства.
Кроме того, Росавтодором в рамках Правил № 15174 в Минфин России были дважды направлены проекты приказов о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство 28 объектов капитального строительства. Однако эти проекты приказов не согласованы Минфином России по причине отсутствия первичных учетных документов.
Также Росавтодором не выполнены отдельные мероприятия Плана мероприятий («дорожной карты») о новых подходах к управлению незавершенными объектами капитального строительства: по состоянию на 27 октября 2023 г. не завершены работы по регистрации 7 объектов капитального строительства, построенных в период 2014-2022 гг. Кроме того, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства из 72 объектов, строительство по которым приостановлено в основном в период 1991-2017 гг., внесены сведения только по 2 объектам.
По результатам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству определить основания и критерии отбора объектов строительства, реконструкции и комплексного обустройства автомобильных дорог федерального значения, в том числе для выполнения ПИР.
Также контрольное ведомство считает необходимым провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями нормативных и методических документов, восстановить отсутствующие первичные учетные документы и всю сопутствующую документацию.
Эвелина Ларсон
Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_09_2024_pc.pdf
Комментарии