Депутаты Госдумы намерены серьезно отрегулировать СРО – НОПРИЗ только «за»
26 ноября в стенах Государственной Думы начинается обсуждение пакета поправок к Градостроительному кодексу РФ и Кодексу об административных правонарушениях, которые серьезно меняют систему саморегулирования в строительной отрасли. Инициаторы поправок – депутаты Государственной Думы.
26 ноября 2024 года в Государственную Думу внесен пакет законопроектов, направленный на регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства. Текст поправок к Градостроительному кодексу РФ и Кодексу об административных правонарушениях подготовлен членами комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым, Владимиром Кошелевым и Сергеем Колуновым. Поправки предлагают изменить правила работы СРО в строительной отрасли.
Напомним, что впервые о необходимости реформы СРО Сергей Пахомов заявил на форуме «Российский строительный комплекс» 15 сентября этого года в Санкт-Петербурге. Причем его заявление прозвучало достаточно угрожающе в том смысле, что если нами СРО и профильные Нацобъединения (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) не озаботятся параметрами этой реформы и не разработают соответствующие поправки в законы, то это сделают депутаты и тогда, что называется, не обижайтесь. Через два месяца пакет таких поправок появился, и в СМИ Сергей Пахомов анонсировал некие контуры предстоящей реформы:
1. Стандартизация деятельности СРО в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности и усиление контроля соблюдения требований, предъявляемых к организациям — членам СРО:
— введение федеральных стандартов, устанавливающие требования к членству в СРО;
— введение федеральных стандартов по проведению контроля за деятельностью участников СРО;
— введение расширенного перечня оснований для отказа в приеме в состав СРО и исключения из его членов;
— введение обязанности члена СРО уведомлять СРО о заключенным конкурентным способом договорам подряда, а также соглашениям к ним;
— введение перечня мер дисциплинарного воздействия.
Эти стандарты будут согласовываться с Минстроем России и Минэкономразвития России.
2. Введение ответственности Национальных объединений СРО и расширение ответственности самих СРО, введение персональной ответственности руководителей СРО
Введение административной ответственности:
— Национальных объединений СРО, а также их участников;
— СРО за прием лица, не соответствующего установленным требованиям, а также за непринятие мер по исключению такого лица из СРО;
— СРО за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия;
— за нарушения при проведении проверки деятельности своих членов, в том числе за нарушения сроков проверки деятельности своих членов;
— а также дисквалификации руководителей СРО на срок от 1 года до 3 лет за повторные нарушения.
3 Упрощение процедуры исключения сведений о СРО из государственного реестра. Законопроектом предлагается исключить такое дублирование и определить, что в случае несоответствия количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования, Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки.
Пакет документов по законопроекту доступен по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/779131-8
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров прокомментировал внесение на рассмотрение Государственной Думой РФ пакета законопроектов по регулированию деятельности СРО:
— Необходимость принятия Госдумой пакета законопроектов, направленного на реформирование системы саморегулирования в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, назрела уже давно.
Предлагаемые изменения носят комплексный характер и охватывают весь институт саморегулирования, главным является усиление ответственности не только саморегулируемых организаций, но и национальных объединений.
Данная инициатива была выдвинута и сформулирована Минстроем России при активном участии и поддержке национальных объединений — НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Очевидно, что саморегулирование — это живой, подвижный механизм, который требует регулярной донастройки в соответствии с возникающими потребностями отрасли.
Весь 2024 год в тесном сотрудничестве с профильным комитетом Госдумы РФ под руководством Сергея Пахомова, министерством строительства и ЖКХ под руководством Ирека Файзуллина национальные объединения СРО проводили масштабную работу по анализу состояния системы саморегулирования в строительной отрасли, определению направлений, требующих корректировки. НОПРИЗ вел серьезную работу с Главгосэкспертизой России по выявлению допущенных ошибок специалистами при проведении инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Мы учли экспертное мнение всех участников системы саморегулирования в строительной отрасли и в результате получили емкий федеральный закон, предполагающий формирование полноценной системы контроля и ответственности СРО и национальных объединений.
Особенно значимым считаю то, вводятся федеральные стандарты, устанавливающие требования к членству в саморегулируемых организациях, которые будут согласовываться Минстроем и Минэкономразвития, вводится упрощенный порядок исключения саморегулируемых организаций из госреестра, административная ответственность национальных объединений и устанавливается персональная ответственность руководителей СРО, вплоть до возможности дисквалификации».
Комментарии