Депутаты ГД займутся реформой ЖКХ, ресурсными монополиями, мастер-планами и СРО
Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ во главе с Сергеем Пахомовым - один из самых результативных, если судить по количеству и качеству принятых и прорабатываемых законов. Что, собственно говоря, и немудрено - стройку трясет от финансовых и организационных изменений, ЖКХ остается многотриллионной «черной дырой», в градостроительство все более настойчиво вводится понятие комплексного развития территорий, а саморегулированию грозит очередная реформа непонятной пока степени проработанности. На этом фоне законопроектов должно быть не много, а очень много.
Что было?
Сергей Пахомов напомнил, что в 2024 году с подачи Комитета были приняты законы о введении эскроу-счетов в ИЖС - это должно, по идее, расширить возможности граждан по строительству собственного дома, однако с учетом действующей ставки ЦБ и ставки по банковским кредитам, которая местами доходит до 40%, стоимость такого жилья может резко вырасти от участия банковского капитала. Однако возможность появилась - и это уже хорошо.
Кроме того, ряд законов навел порядок в части застройщиков многоквартирного жилья - теперь все права и обязанности, а также ответственность застройщиков из нескольких законов сведены в один, а при работе в рамках программы КРТ они обязаны строить социальную и транспортную инфраструктуру.
Принят ряд законов в области ЖКХ - не будем здесь углубляться в непрофильную тематику - от отопительного сезона до нотариального взыскивания долгов по ЖКХ, поскольку этот только первые шаги в той реформе, которая задумана в масштабах всей страны.
Ну и на новый виток выходит развитие системы саморегулирования в строительной отрасли - анонсированный осенью 2024 года законопроект уже прошел первое чтение и пока вызывает противоречивые чувства у участников этой системы, хотя они по большей части предпочитают отмалчиваться и следить за этим процессом со стороны.
Что будет?
В планах работы Комитета на весеннюю сессию намечены очень интересные законопроекты, причем в самых разных областях строительства и ЖКХ - от реформы ЖКХ и управляющих компаний до расширения полномочий Фонда развития территорий. А основой для всей этой работы должен стать новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», паспорт которого был опубликован Минстроем России 22 января с.г.
Так, законопроектная работа будет идти в следующих направлениях:
- наведение порядка в части инвестиционных проектов ресурсоснабжающих организаций, а также формирование тарифов этих монополистов с учетом мероприятий инвестпрограмм;
- актуализация правовой базы применения энергосервисных контрактов с тем, чтобы их мог заключить любой собственник жилья;
- формирование прозрачного и современного рынка ЖКХ, причем для всех участников этого рынка - от поставщиков услуг до конечного потребителя. Причем здесь имеется в виду не только и не столько перекладка инженерных сетей и ремонт коммунальной инфраструктуры, а прозрачное формирование тарифов, которые позволят функционировать всей системе ЖКХ без особых проблем. У государства триллионов рублей на тотальный ремонт систем ЖКХ нет - следовательно, эти средства будут искать в карманах и на счетах потребителей. Хотя при этом социальную защиту отдельных категорий граждан никто не отменял;
- усиление роли государственных жилищных инспекций для улучшения ситуации с управлением многоквартирными домами и налаживания взаимоотношений между УК и местной властью;
- разработка нормативной базы для реформы лифтовой отрасли - по факту Россия не справилась в обязательствами в рамках ЕАЭС и не смогла заменить десятки тысяч устаревших лифтов. И вопрос тут не только в отсутствии денег, но и в организационной деятельности лифтовой отрасли в целом;
- проработка и принятие закона о введении мастер-планов городов и поселений;
- расширение полномочий Фонда развития территорий для решения проблемы с недостроенным жильем. Как заявил Сергей Пахомов. В первом полугодии 2025 года вопрос с обманутыми дольщиками в России будет, наконец, решен - они получат либо новое жилье, либо деньги. Однако в ведении Фонда развития территорий остается довольно много недостроенных многоэтажных домов - некоторые из них и достраивать не имеет смысла, поскольку ни покупателей, ни инфраструктуры под них нет. Держать их на своем балансе Фонд не хочет, но механизма их передачи или продажи третьим лицам не существует. Поэтому нужно проработать соответствующую нормативную базу и освободить Фонд от фатально зависших объектов.
Кстати, еще одна проблема - это коммерческие недострои: торговые центры, клиники, гостиницы и так далее. Тут нужно правовыми мерами как-то побудить собственники либо достроить объект, либо избавиться от него, иначе в городах так и будут стоять десятки поросших травой «скелетов».
Отвечая на вопрос главного редактора АНСБ Ларисы Поршневой о том, что делать с потенциальными новыми «обманутыми дольщиками», которые могут появиться из-за банкротства застройщиков, работающих уже на проектном финансировании, Сергей Пахомов признал, что такого механизма сейчас нет. И хотя граждане, открывшие эскроу-счета, свои деньги назад в этом случае получат (правда, без учета инфляции и без банковских процентов за вклад), но банки как кредиторы останутся с недостроенными домами и без денег. Что делать в этой ситуации, пока неясно, и над правовыми основами решения этой проблемы депутаты собираются поработать.
Чем сердце успокоилось?
Весьма интересным оказалось обсуждение вопроса о льготной ипотеке: журналисты хотели получить от депутата ответ, когда этот механизм вернется на жилищный рынок в прежнем объеме и что для этого будут делать депутаты Госдумы? Но, как оказалось, здесь наши законодатели бессильны: все законы, которые позволяют вводить льготную ипотеку в любом объеме, давно приняты, а конкретные решения остаются либо за правительством России, либо за президентом. А по факту застройщикам и всему жилищному рынку нужно смириться с тем, что в ближайшие 2-3 года никакого расширения категорий льготных ипотечников не будет - с деньгами в бюджете «напряженка». Напомним, что уже сегодня по выданным льготным ипотечным кредитам федеральный бюджет должен компенсировать банкам ЕЖЕГОДНО около 1 трлн рублей. А часть программ льготной ипотеки до сих пор работают, и новые льготники стабильно появляются.
В общем, ипотека перестала быть хоть каким-то инструментом для приобретения жилья, а новых пока никаких нет. Возможно, стоит вернуться к вопросу жилищно-строительных кооперативов - законопроект уже несколько лет лежит в Госдуме. До сих пор исчезающе мало арендного жилья - и цены за его аренду далеки от социальных. А для некоммерческого найма нет ни жилищного фонда, ни достаточной правовой базы. В общем, тут тоже есть, над чем работать.
И еще один момент, на который обратил внимание Сергей Пахомов: в области градостроительства и ЖКХ действует огромное количество проектов, программ, подпрограмм и т.п. - и зачастую они не только не связаны, но и конфликтуют друг с другом. Поэтому в рамках той же программы комплексного развития территорий (КРТ) нужно синхронизировать все остальные программы и документы, включая инфраструктурные кредиты, формирование единых тарифов ЖКХ, планы по развитию транспортной инфраструктуры, программы расселения и прочее, и прочее… В этом большую помощь должны оказать цифровые платформы и цифровизация градостроительства в целом - главное, чтобы все эти платформы и информационные системы содержали достоверные и честные исходные данные.
Елена Шинкоренко
Комментарии