Бюджет 2026-2028: для стройки на бумаге деньги есть. А в реальности?
Sherpa Group опубликовала аналитический обзор «Нацпроекты и бюджет: как будут финансировать инфраструктуру в ближайшие три года?» По данным нового законопроекта о федеральном бюджете на ближайшие 3 года, объем федеральных вложений во все национальные проекты в 2026 г. составит почти 6,67 трлн руб., на 11,1% больше по отношению к ожидаемому уровню вложений по итогам 2025 г. В 2027 г. рост федерального финансирования нацпроектов составит 1%, а в 2028‑м приблизится к 12%.
Рост федеральных расходов на нацпроекты в 2026 г. относительно планов годичной давности на этот же период составил 3,6%. Увеличение федеральных расходов по сравнению с более ранними планами коснется в 2026 г. и нацпроекта «Эффективная транспортная система» - на 3,2%, до 186 млрд руб. Снижение планки финансирования в 2026 г. ожидает 14 национальных проектов из 20.
Фактически не стали пересматривать план на 2027 г. только для одного нацпроекта: «Инфраструктура для жизни». Повышение вложений коснулось 12 нацпроектов.
В целом национальные проекты сохраняют социальную направленность, в зоне наиболее значительного риска уменьшения вложений находятся отдельные промышленные сферы. Вложения в инфраструктурные сферы имеют разную динамику, но в целом будут сохранять рост, даже если в отдельных отраслях будет наблюдаться временное падение вложений.
Строительные возможности национальных проектов
Традиционно к инфраструктурным относятся 2 национальных проекта: «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система».
Общий объем ожидаемых федеральных расходов на строительство, ремонт и модернизацию различных видов инфраструктуры в рамках национальных проектов в 2025 г. оценочно составит более 1,42 трлн руб. В следующем году он вырастет на 8,5%, до 1,55 трлн руб., а в 2027 и 2028 гг. продолжит увеличиваться в среднем на 19% ежегодно и в конце трехлетки приблизится к 2,2 трлн руб.
Общий объем «нацпроектных» расходов на инфраструктуру и смежные сферы в 2026‑2028 гг. составит 5,6 трлн руб. В среднем 55% средств нацпроектов, предназначенных на строительство, капитальный ремонт, модернизацию и реновацию объектов, ежегодно приходится на транспортную инфраструктуру. Вторая по финансированию в рамках нацпроектов - это социальная инфраструктура, на нее в ближайшие 3 года будет приходиться почти 22% вложений, связанных со строительством, ремонтом и модернизацией. На оставшиеся виды инфраструктуры - коммунальную, промышленную, телекоммуникационную и иную - придется почти 23% «строительных» федеральных расходов. При этом доля транспортной сферы в 2026-м будет минимальной за 2025‑2028 гг. из‑за более сдержанных расходов на дорожное строительство.
Как ВСМ улучшит показатели «Эффективной транспортной системы»
Объем вложений в нацпроект «Эффективная транспортная система» в следующие 3 года составит 569,9 млрд руб. Среднегодовой объем вложений через этот нацпроект будет больше, чем собираются перечислить в него в 2025 г.: 190 млрд руб. против 134,8 млрд руб. В 2026 г. в него направят 186 млрд руб., на 3,2% больше, чем планировалось на этот же период год назад.
Превышение ранее предусмотренных расходов в следующем году связано с увеличением финансирования федеральных проектов «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», «Развитие опорной сети морских портов» и «Развитие опорной сети железных дорог». Объем федеральных расходов на проект по развитию ВСМ в 2026 г. увеличили в 3 раза к ранее запланированному уровню для того же года, до 22,9 млрд руб.
На 2027 г. федеральное финансирование «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» запланировано на том же уровне, как и закладывалось ранее - около 1,8 млрд руб. Объем федеральных расходов на «Развитие опорной сети морских портов» в 2026 г. ранее предполагался на уровне 5 млн руб., но теперь его увеличили в 500 раз, до 2,5 млрд руб. Для сравнения, в 2025 г. вместо 5 млн руб. на этот федеральный проект собираются потратить почти 1,2 млрд руб., при этом его бюджетное исполнение на 1 сентября составляло лишь 0,09%.
В свою очередь, в момент принятия прошлогоднего закона о бюджете на «Развитие опорной сети железных дорог» не предусматривались федеральные расходы в 2025 и 2026 гг. По наиболее актуальным данным, такие вложения составят 0,4 млрд руб. и 6,2 млрд руб. соответственно.
Пересмотр федеральных расходов на будущий год не коснулся только одного проекта - «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации». На него в 2026 г. собираются направить 38,2 млрд руб., как и планировалось год назад. Расходы на этот федпроект на 2027 г. также не пересматривали.
Пяти федеральным проектам «Эффективной транспортной системы» уменьшили федеральное финансирование на 2026 г. относительно более ранних планов. Диапазон снижения составил от -6,4% («Развитие Большого Северного морского пути», до 59,6 млрд руб.) до -45,9% («Развитие опорной сети внутренних водных путей», до 8,8 млрд руб.).
В 2027 г. финансирование нацпроекта «Эффективная транспортная система» планируют увеличить на 0,9%, до 218,9 млрд руб. У четырех федеральных проектов планируемые расходы не корректировали. Больше, чем планировали, в 2027 г. хотят направить в федеральные проекты «Развитие опорной сети железных дорог» (+29,1% к планам, составленным год назад, 24,1 млрд руб.), «Развитие опорной сети внутренних водных путей» (+20,7%, 18,8 млрд руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (+0,3%, 1,7 млрд руб.).
Снижение коснулось планов по федеральному финансированию в 2027 г. «Развития опорной сети морских портов» (-36,1%, до 6,2 млрд руб.) и «Развития опорной сети аэродромов» (-4,3%, 70,9 млрд руб.).
Пересмотры планов существенно не изменили динамику финансирования «Эффективной транспортной системы» относительно предыдущих периодов. В 2026 г. объем федеральных вложений в «Эффективную транспортную систему» вырастет на 37,9% к уровню нынешнего года, а в 2027‑м - на 17,7% к уровню 2026‑го. На 2027 г., скорее всего, придется пик финансирования нацпроекта, т.к. в 2028 г. в него планируют направить на 24,6% меньше, чем годом ранее.
Годовой рост вложений в 2028‑м сохранится у федеральных проектов «Развития опорной сети морских портов» (+21,3% к 2027 году, до 7,5 млрд руб.), «Развития опорной сети аэродромов» (+20,8%, до 85,7 млрд руб.), а также «Цифровой трансформации транспортной отрасли» (в 4 раза, до 6,6 млрд руб.) и «Развития кадрового потенциала транспортной отрасли» (в 11,3 раза, до 3,6 млрд руб.).
Нынешнее распределение средств на нацпроект выглядит достаточно позитивным для транспортной отрасли, т.к. не предполагает снижения меньше уровня первого года финансирования. Но, как и в случае с комплексным планом 2018‑2024 гг., успешность реализации нацпроекта будет зависеть от многих факторов, в том числе отлаженности работы по заключению контрактов, наличия заинтересованных подрядчиков либо инвесторов и дальнейшей динамики экономической ситуации.
Что ждет дорожное строительство
Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» будут расти все ближайшие 3 года. При этом в 2026 г. рост ожидается минимальным: на 3,1% относительно предыдущего года, до 1,3 трлн руб., что ниже уровня ожидаемой инфляции (4%). В 2027‑м и 2028‑м он может вырасти до 24,9% и 21,4% соответственно. Всего за 2026‑2028 гг. в нацпроект «Инфраструктура для жизни» из федерального бюджета собираются направить почти 4,9 трлн руб., почти 40% этих средств придется на последний год периода.
Росту федеральных вложений не помешает завершение финансирования сразу трех федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни»: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» и «Новый ритм строительства».
Объем вложений в «Инфраструктуру для жизни» в 2026 г. сократится на 11%. Из десяти федеральных проектов нацпроекта пересмотр не затронул только два - «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» и «Формирование комфортной городской среды».
Самое значительное снижение плановых расходов коснулось «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства»: на его мероприятия собираются потратить на 65,6% меньше, чем планировали. Увеличение плановых вложений будет лишь у одного федерального проекта «Новый ритм строительства», в который планировали направить в 2026 г. 82,7 млн руб., но теперь увеличили эту сумму почти в 19 раз, до 1,6 млрд руб.
Снижение федерального финансирования в 2026 г. затронет также ключевые автодорожные федеральные проекты «Развитие федеральной сети» (-9,2%, до 773,2 млрд руб.) и «Региональная и местная дорожная сеть» (-14%, до 321,8 млрд руб.). В случае первого федерального проекта это предполагает уменьшение федеральных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального значения в 2026 г. (-17,3%, до 217,7 млрд руб.), государственной поддержки ГК «Автодор» (-15,6%, до 122,7 млрд руб.) и расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения (-2,4%, до 432,7 млрд руб.).
Для «Региональной и местной дорожной сети» снижение на 14% обусловлено сокращением инвестиций в мероприятия по развитию и приведению в нормативное состояние дорог регионального или межмуниципального, местного значения, которое проводится за счет межбюджетных трансфертов.
Сокращение ранее запланированных вложений в 2026 г. ждет также другие федеральные проекты «Инфраструктуры для жизни»: в «Жилье» и «Модернизацию коммунальной инфраструктуры» в следующем году должны направить 55,6 млрд руб. и 47,3 млрд руб. соответственно, что на 19,6% и 16,3% меньше, чем предполагалось год назад.
Планы по финансированию «Инфраструктуры для жизни» в 2027 г. пересмотрели в значительно меньшей степени, но внутри нацпроекта произошло перераспределение средств. Увеличение коснулось федеральных проектов «Новый ритм строительства» (по сравнению с более ранними планами, в 19 раз, как и на 2026 г., до 1,6 млрд руб.) и «Развитие федеральной сети» (+0,2%, до 924,5 млрд руб.). В свою очередь, планку финансирования снизили для четырех федеральных проектов в пределах от -0,3% («Общесистемные меры развития дорожного хозяйства») до -0,9% («Модернизация коммунальной инфраструктуры»). Федеральному проекту «Региональная и местная дорожная сеть» планку вложений для 2027 г. снизили на 0,6%, до 407,4 млрд руб.
Пересмотр планов сказался на динамике федеральных вложений в ключевые автодорожные проекты «Инфраструктуры для жизни» по отношению к каждому предыдущему году. Так, например, финансирование «Региональной и местной дорожной сети» в 2026 г. снизится на 9,5% к уровню 2025 г. Это обусловлено, в том числе и более высокими расходами в 2025 г. Затем на 2027 г. запланирован рост вложений в эти мероприятия сразу на 26,6% к предыдущему году, а в 2028‑м прирост должен составить лишь 2%. Для «Развития федеральной сети» сохраняются высокие ежегодные темпы роста вложений, но их самое значительное увеличение сдвинулось на 2028 г. вместо 2027‑го. В 2026 г. федеральное финансирование этого проекта должно вырасти на 16,2% к уровню предыдущего года, в 2027‑м - на 19,6%, а в 2028‑м сразу на 33,9% по отношению к 2027 г. до 1,24 трлн руб. Столь значительный рост планируют обеспечить за счет увеличения финансовой поддержки ГК «Автодор» и повышения расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс. На темпы роста финансирования будут влиять экономическая ситуация и актуальные планы государства в сфере дорожного строительства, пик расходов на которые может прийтись на 2027‑2028 гг.
Пока пересмотр планов создает риски для финансирования мероприятий «Инфраструктуры для жизни» только в 2026 г. Для строительных компаний слабый рост и вероятность спада финансирования на 2026 г. - негативный сигнал, следствием которого могут стать сокращение мощностей профильными подрядчиками и даже уход ряда игроков с рынка на фоне их непростого финансового положения в последние 2-3 года. В результате замедления и спада по отдельным направлениям, вероятно, будет сложнее мобилизовать ресурсы для запуска крупных проектов в последующие годы.
Иоланта Вольф
Фото: Росавтодор
Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:
Комментарии