Будущие строители и работодатели увидели друг друга в Манеже
Совсем скоро студенты получат дипломы, и перед ними встанет вопрос о дальнейшем трудоустройстве. А работодатели, испытывающие дефицит кадров, ждут энергичных, нестандартных и готовых к новым вызовам молодых специалистов.
13 марта в рамках форума «Молодой специалист — строитель будущего», который прошел в Москве, в выставочном зале «Манеж», состоялся круглый стол «Строительство инфраструктуры: мостов, дорог, промышленных и энергетических объектов». Мероприятие, организованное Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК), посетили учащиеся Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова, студенты МАДИ и МГСУ. Модератором круглого стола выступила генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук.
Представители компаний-членов НАИК рассказали будущим специалистам строительной отрасли о своих организациях, работе с учебными заведениями и возможностях прохождения практики с последующим трудоустройством.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом АО ГК «Нацпроектстрой» Татьяна Горловская рассказала о роли династии в профессиональном самоопределении. Трудовая династия — это группа людей, которые состоят в родстве и работают в одной организации или одной сфере. Часто молодые люди недооценивают роль семьи в развитии профессиональной карьеры. Татьяна Горловская отметила преимущества, которыми можно пользоваться, имея такую династию. Так, дети, выросшие в профессиональных династиях, имеют более высокую осведомленность о профессии, особенностях работы, понимают специальную терминологию.
Второй «бонус» — возможность начала карьеры и более активного ее роста, благодаря опыту и знаниям родителей и других родственников, работающих в данной сфере. Также всегда можно ожидать поддержки при построении карьеры и рекомендаций от родственников при трудоустройстве в другие организации.
Так, самая «взрослая» династия в АО ГК «Нацпроектстрой» имеет общий возраст 255 лет, и третье поколении «впитало» весь опыт и знания родственников, создав прекрасную карьеру в настоящее время.
В свою очередь начальник управления контроля подготовки к строительству ООО «ГК 1520» Максим Петунин отметил, что молодым и целеустремленным кадрам не хватает лишь опыта, но его можно получить только самостоятельно, пройдя весь путь.
Он рассказал о том, как правильно выбрать работодателя, чтобы не наступать «на грабли» предшественников, как найти высокооплачиваемую работу, и зачем нужны наставники, как обрести уверенность в себе и построить успешную карьеру.
Так, необходимо учитывать рейтинг и надежность компании, а также выплачивает ли она «белую» зарплату сотрудникам. Но стоит помнить, что сразу большую оплату получить практически невозможно, необходимо постоянно повышать уровень своего профессионализма, неустанно оттачивая мастерство.
Самое главное — обрести уверенность в своих силах и делать все для своего роста, потому что уверенность равна профессионализму.
Заместитель исполнительного директора по управлению персоналом АО ДСК «АВТОБАН» Петр Федоров рассказал, что 12 лет назад компания задалась целью нарабатывать портфель социальных партнеров. Но на тот момент в партнерах у нее было всего 3 учебных заведения: одно высшее — МАДИ и 2 колледжа. Но благодаря разработанной технологии, сейчас количество социальных партнеров превышает 20.
В компании особым образом выстроена работа с учебными заведениями. Так, за счет плотной связки с департаментом маркетинга в компании всегда знают, в каком направлении будет идти следующий год, какие объекты будут торговаться и появляться. Поэтому изучается карта учебных заведений в этом регионе, налаживается связь с их руководством и организуется презентация работодателя перед учащейся молодежью, а после — выездные экскурсии для студентов. Так студенты полностью погружаются в рабочий процесс. А дипломные проекты рекомендуется писать на основе той документации, которую используют в компании.
Кроме того, организуются стажировки на предприятиях «АВТОБАНА» для преподавателей — они узнают технологии и технику, на которой идет работа, привнося впоследствии новые знания обучающимся. Все это позволяет студентам принять осознанное решение при выборе работы.
Так, в Омске был отработан интересный кейс — выпускники школ, получая свой балл по ЕГЭ, перестали подавать документы на поступление в местные учебные заведения, а направлялись в Москву. Произошел массовый отток абитуриентов. Совместно с Сибирским автодорожным институтом и Омским колледжем транспортного строительства представители «АВТОБАНА» посещали школы и общались с учениками 9 и 11 классов, чтобы те не покидали регион. А потенциальным работодателем выступал «АВТОБАН», куда студенты этих двух учебных заведений могли приходить на практику. Этот кейс был не только реализован, но и масштабирован на другие регионы, в том числе, на Москву.
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию бизнеса АО «Институт Стройпроект» Александр Бутовский отметил, что любой стройке предшествуют стадии разработки проектной документации. Сначала должно прийти понимание, зачем строить — для этого существует технико-экономическое обоснование, потом разрабатывается проектная документация, а на стадии строительства необходима рабочая документация.
По его словам, при выборе работодателя нужно отдавать предпочтение той организации, в которой понимают свою миссию, соблюдают качество работ, и тогда получится пройти маршрут от техника до главного инженера. Но учиться новому нужно всю жизнь, и после прохождения практики в компании остаются работать 70% студентов, готовых строить свою карьеру. Им в течение первого года работы опытные специалисты читают курс лекций, рассказывающий о реальной деятельности в компании. Самое главное, подытожил Александр Бутовский, нужно не бояться спрашивать и не бояться делать ошибки — и тогда все получится.
В ходе мероприятия представители компаний вручили активным студентам памятные подарки, а Мария Ярмальчук пригласила участников на Второй Национальный конкурс механизаторов, который состоится 7 июля на открытии объекта «Обход Твери» на трассе М11.
Мария Ярмальчук, генеральный директор НАИК, прокомментировала журналу «Строительство» итоги круглого стола:
— Какое впечатление сложилось у вас от нынешней молодежи, какую мысль удалось прочитать в их глазах?
— Впечатление, как обычно это бывает, разное: одни проявляют активность, другие сидят с не сильно вовлеченным взглядом. Но когда мы включили фильм про строительство Крымского моста, вовлеченность была стопроцентная. И именно такие мероприятия из невовлеченных ребят делают студентов, любящих свою профессию. Особенно отрадно, что удалось собрать полный зал, и за 3 часа дискуссии никто не ушел.
— Чем еще можно привлекать молодежь в отрасль и с какого возраста?
— Компании-члены НАИК работают с детьми, начиная с младших классов, и впоследствии сопровождают их в институтах и колледжах — это непрерывный процесс. Так, у компаний на текущий год есть разработанные планы и программы для школьников с 3 класса по различным регионам. Для детей разного возраста проводятся наглядные занятия и мастер-классы в игровой форме, позволяющие «зацепить» их внимание и интерес.
Более того, подчеркну, из-за нехватки в стране строительных кадров необходимо вовлекать молодежь в отрасль с самого начала, повышать престиж профессии — и это работа от школы до университета.
— Что еще нужно сделать, чтобы, наконец, развеять миф о том, что специалист строительной отрасли — это грязный человек в каске?
— В первую очередь нужно, чтобы больше людей приезжали на стройки и видели, что сегодня это чистые объекты. А во вторую — формировать отдельные программы по работе с молодежью по аналогии с тем, как это сделано для IT-отрасли, — нужно создавать стимулы. А еще запустить отдельную программу, которая будет заниматься просвещением и поднятием престижа отрасли. Это, на мой взгляд, принципиальные вопросы в борьбе с дефицитом кадров.
— Цифровизация, роботы и новые технологии смогут стать для молодежи проводником в строительную отрасль?
— Конечно, — это именно то, что привлекает детей и молодежь. Стройка сегодня совершенно изменилась, это не та стройка, которая была 10, 20 и тем более 30 лет назад. Да, тогда была своя романтика, но сейчас летают дроны и квадрокоптеры, которые снимают, как идет процесс строительства, и все это моментально передается в цифровые решения. Так можно наблюдать за строительством на БАМе и оценивать ход работ, сидя в Москве.
Несомненно, для этого нужны специалисты, потому что это новое направление. В последнее время оно сделало большой шаг вперед, но теперь нужно заниматься обучением как молодежи, так и более опытных кадров.
Галина Крупен
Комментарии