Бизнес & государство: инфраструктуру можно строить только вместе
28 января в Совете Федерации прошел круглый стол на тему: «Оценка влияния экономического положения хозяйствующих субъектов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей по государственным контрактам) на эффективность реализации мероприятий государственных программ по строительству объектов за счет средств федерального бюджета». Модератором выступил член Комитета СФ по экономической политике Игорь Тресков.
Восемь представителей высшего руководства комитетов Государственной Думы, представители Минфина России, Минпромторга, Минтранса, Минстроя, ФАС, ТПП РФ, РСПП, Корпорации МСП, региональных органов исполнительной власти и эксперты обсудили, как повысить эффективность осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при строительстве и модернизации социальных объектов и объектов транспортной инфраструктуры. Участники также затронули экономические проблемы подрядчика, влекущие угрозу надлежащего исполнения контракта, и недостоверность сведений о квалификации участников закупки при определении поставщика.
Сегодня в связи с санкционным давлением условия контрактов становятся крайне суровыми. При этом подрядчики зачастую оказываются в затруднительном положении, что приводит к неминуемым банкротствам. И при том, что Правительство России и Государственная Дума уже предприняли некоторые меры поддержки, ситуация требует дальнейшего пристального внимания и конструктивного обсуждения.
Высокая ключевая ставка и стремительный рост заработной платы, отражающийся на строительной отрасли, а также постоянные колебания цен на строительные материалы создают серьезные трудности: участники сталкиваются с возросшими расходами, особенно в части обеспечения заявок и исполнения контрактов. Беспрецедентное давление и рост стоимости кредитных ресурсов весьма существенно влияют на бизнес. В этой связи стоит рассмотреть возможность ограничения верхней границы обеспечения исполнения контрактов, чтобы не допустить неконтролируемого повышения ставок.
В то же время не теряют своей актуальности меры, принятые ранее: большим подспорьем могла бы стать возможность изменения авансов и сроков контрактов. Также в текущих условиях важно использовать возможность авансирования для поддержки поставщиков и обсудить применение моратория на банкротство в строительной отрасли для смягчения последствий долгосрочных контрактов.
Другой важный аспект касается самих строительных компаний: необходимо предусмотреть возможность перехода на полное казначейское сопровождение, чтобы деньги были направлены на исполнение контрактов, а также могли быть найдены банками, к примеру, в рамках неисполненных кредитных обязательств.
По мнению сенаторов, необходимо сделать акцент на качестве проектов, т.к. некачественное проектирование нередко приводит к сложным проблемам, требующим немедленного решения.
Безусловно, необходимо провести и серьезную работу по импортозамещению, чтобы поставщики своевременно исполняли свои обязательства. Поэтому нужны дополнительные меры, направленные на повышение эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд. Так, высокую результативность в сложных ситуациях демонстрирует закупка у единственного поставщика. При этом необходимо учитывать государственную значимость проектов, обеспечивать многоступенчатую экспертизу и выбирать исполнителей с безупречной репутацией и положительным опытом. В то же время принципиально важна поддержка отечественных компаний-производителей, работающих над импортозамещающим оборудованием и материалами. Для этого необходимо наладить сотрудничество с банковским сообществом и использовать уже наработанный опыт поддержки бизнеса, включая выдачу льготных займов.
Непростой процесс закупок
Как отметили в Министерстве финансов, с 1 октября вступили в силу поправки, касающиеся подтверждения опыта поставщика, что позволит более эффективно администрировать процесс. Также в ведомстве уделят внимание анализу влияния ключевой ставки Центрального банка на исполнение контрактов и готовности операторов электронной площадки предоставлять соответствующие услуги.
Так, плата, взимаемая оператором электронной площадки, изменилась в соответствии с ключевой ставкой, выставленной на уровне от 0,9% до 3,5%. Но размер обеспечения не зависит от классической ставки Центробанка, а больше привязан к прогнозу исполнителя относительно выполнения условий контракта: важно обеспечить обслуживание кредита, чтобы уложиться в заданные ценовые критерии, т.к. публичный договор требует строгости в условиях исполнения.
На протяжении нескольких лет действует норма, продленная до 2025 г., позволяющая вносить изменения в условия контракта. Однако заказчики сталкиваются с финансовыми ограничениями и не могут превышать бюджетные лимиты. Существуют также меры в рамках 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие возможность изменения условий контракта, что особенно актуально в условиях роста цен на строительные ресурсы. Таким образом, данная проблема требует всестороннего анализа, включая взаимодействие с Минстроем России, особенно в контексте применения нового механизма, при том, что полное казначейское сопровождение контрактов снижает финансовую нагрузку на исполнителей, устраняя необходимость в предоставлении обеспечения исполнения.
Что касается закупки у единственного поставщика, то этот вопрос также неоднократно обсуждался, в том числе с внесением изменений в федеральный закон. Изначально это право создавалось как противодействие санкционной политике. Однако практика применения этого механизма отклонилась от заложенных целей, став источником коррупционных проявлений: часто возникает вопрос, каким образом определялся единственный поставщик. Поэтому ситуация требует тщательного контроля со стороны правоохранительных органов и поиска баланса интересов, чтобы избежать негативных последствий и обеспечить прозрачность при выборе единственного поставщика, особенно в случаях, когда это действительно необходимо. Совершенствование законодательства и контрактации позволит органам власти на местах более оперативно определить местных поставщиков и действовать в условиях открытости, при этом должен быть обеспечен доступ частных предпринимателей к государственным контрактам с гарантией исполнения их обязательств.
Стоит отметить, что при закупках появился новый механизм, позволяющий заключать контракты стоимостью до 10 млн руб. через запрос предложения, что значительно ускоряет процесс. Это также связано с механизмом импортозамещения, который вступил в силу с января и расширяет перечень товаров, необходимых для технологической независимости. Но нужен анализ реализации норм с формированием критериев для определения поставщиков и учета допущенных ошибок.
Что касается механизма закупок, то, по сути, существует 2 способа: отдельно контракт на проектирование и отдельно на строительство. Организации, приступая к строительству, часто обнаруживают, что проект изначально не соответствует требованиям. Иногда могут быть скрытые работы, такие как недостатки в анализе грунта, требующие повторной проверки. Но внесение изменений в проектный документ занимает определенное время. Поэтому в 95 статье 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены основания для изменения условий контракта на строительство, позволяющие корректировать срок исполнения и стоимость контракта в пределах 30% от изначально установленной максимальной цены - это существенные изменения, влияющие на реализацию проекта. Второй механизм, предусмотренный 44-ФЗ, рассматривается как временная норма. Он позволяет консолидировать проектирование и строительство в рамках одной закупки, что дает возможность начинать строительные работы во время проектирования и продолжать их без остановки при необходимости перепроектирования, в то время как большая часть работ продолжается без ущерба для безопасности.
Но финансирование остается проблемой. В последнее время Минстрой России активно работает над нормативами в области строительства и реагирует на процессы удорожания, было много инициатив и изменений в законодательстве. К примеру, механизм, заложенный в постановление Правительства России ПП-1315, который вводился для контроля роста цен на строительные материалы, показал свои результаты: колебания цен на строительные материалы стали менее резкими, в некоторых случаях даже наблюдается снижение. Однако некоторые подрядчики пытаются использовать механизм для своей выгоды, что требует контроля. Поэтому в ведомстве изучают, как можно регулировать стоимость в рамках уже заключенных контрактов, принимая во внимание текущую ситуацию с ценами. Если у Минстроя появится возможность реализовать этот механизм, отрасль будет готова к любым вызовам. А чтобы не допустить излишнее расходование бюджетных средств, ведомство постоянно взаимодействует с подрядчиками, субъектами и профессиональным сообществом для выявления проблем.
Наболевшее
В целом организация процессов строительства вызывает множество вопросов. Неудачный проект, требующий перепроектирования, лишает компанию возможности выполнять работы и получать за них оплату. Раньше финансирование осуществлялось через банковские кредиты, однако сейчас такие возможности отсутствуют. В результате множество строительных объектов оказываются неудачными и останавливаются в процессе перепроектирования, что ведет к убыткам, а кассовые разрывы возникают повсеместно. В тоже же время компании, не попадающие под прямое регулирование, могут обратиться в Правительство с предложениями для определения единственного поставщика. Эти решения могут быть как точечными, так и затрагивающими определенные сферы, что позволит эффективно реализовать проекты и минимизировать риски в конкурентной среде.
Как подчеркнул заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Гордеев, существуют случаи низкого качества проектно-сметной документации. Заказчики часто принимают решение без необходимого контроля, что недопустимо. Так, иногда в роли заказчиков выступают директора школ, что создает определенные риски, ведь они не способны обеспечить должный контроль за проектированием и строительством. Существует некая правовая инфантильность, которая, централизуя полномочия на уровне субъектов, позволяет им определять ответственных за закупочные процедуры. Например, по крупным проектам важна полная координация и стандартизация практики в сфере социального строительства, что поможет снизить число нарушений и оптимизировать расходы.
Также, как напомнил замминистра, за последние 10 лет все привыкли использовать заемные средства - и это тоже существенная проблема. Порой проще взять кредит, завершить весь объем строительно-монтажных работ, а затем откорректировать стоимость строительства, обратившись в Госэкспертизу и получив положительное заключение. Но во время выполнения проекта часто меняется стоимость оборудования и работ. В итоге, когда строительно-монтажные работы завершены, обнаруживается, что все увеличенные стоимости зарплат и материалов, даже если они были зафиксированы год назад, не учитываются.
Есть проблемы в рамках исполнения контрактов и исполнения проектной документации, как и не существует практики претензионной работы, когда из-за некачественно выполненной работы проектных организаций заказчик платит больше, а после обращается за взысканием этих средств. Поэтому, как отметил Юрий Гордеев, процесс «докрутки» законодательства бесконечен, и все болевые точки необходимо обсуждать и прорабатывать.
Конкретные предложения
Как подчеркнул сопредседатель комитета «Деловой России» по строительству Алексей Долматов, действующая редакция 44-ФЗ нуждается в уточнении и адаптации к текущим экономическим условиям, чтобы обеспечить более гибкую и эффективную работу подрядчиков. Поэтому в закон необходимо внести поправки, которые позволят учитывать реальные рыночные условия, колебания цен на строительные материалы и недавние изменения в экономической политике. В частности, пересмотреть порядок оценки ценовых предложений и зафиксировать стоимость материалов, что поможет повысить прозрачность процедур госзакупок и предусмотреть более четкие механизмы защиты от недобросовестных подрядчиков, а также усилить роль независимой экспертизы при подписании крупных контрактов.
В свою очередь член Совета Федерации Василий Голубев предложил проработать правовой механизм закупок у единственного поставщика, обеспечить приоритетную поддержку отечественных компаний, занимающихся производством импортозамещающего оборудования, комплектующих, материалов, а также проработать новые льготные меры финансовой поддержки бизнеса.
О том, что необходимо ввести мораторий на банкротство строительных организаций и исполнителей долгосрочных проектов, заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Ахмат Салпагаров. Это связано с тем, что увеличивается количество подрядчиков, оказавшихся в трудном финансовом положении в результате исполнения заключенных контрактов. И это вызывает беспокойство.
Данные проблемы вызваны увеличением зарплат рабочим, удорожанием кредитов и прочих расходов, вызванных инфляцией. В результате количество строительных организаций на грани банкротства или уже перешагнувших эту черту неуклонно растет, особенно среди тех, с кем заключены контракты с длительными сроками исполнения с плавающей ставкой - по ним попросту не был предусмотрен стремительный рост ключевой ставки.
О проблемах дорожно-строительной отрасли рассказала генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Мария Ярмальчук, отметив значительное снижение получения новых контрактов. Так, к концу 2025 г. в сравнении с 2022 г. ожидается более чем на 50% падение объема контрактации. Чтобы реализовать те амбициозные задачи, которые стояли перед отраслью на 2023−2024 гг., был наращен лизинговый портфель. Но при этом объем контрактов падает, а долговая нагрузка растет.
В целом в отрасли отмечается низкая рентабельность предприятий: при средней рентабельности экономики 14,6% и стройотрасли 9,2%, в дорожном секторе она составляет всего 2,6-3,3%. В этой связи серьезную обеспокоенность вызывает проблема демпинга при закупках в дорожном строительстве. Ни один серьезный подрядчик не может позволить себе снизить стоимость на 25% и более при рентабельности ниже 4%. Поэтому необходимо оперативно оценить последствия и риски этого явления для рынка и бюджета.
Самая острая проблема заключается в том, что среднеотраслевые зарплаты для дорожного строительства не соответствуют реальному уровню вследствие недооценки сметного фонда оплаты труда. Негативно влияет на реализацию дорожных проектов и инфляция. Все это усугубляет проблему низкой рентабельности и снижает шансы на успешное завершение проектов, повышая риск привлечения недобросовестных подрядчиков.
До принятия системных мер в НАИК рекомендуют учесть экстренные меры, например, продление постановления Правительства РФ № 1315, т.к. автоматическая индексация еще не принята. Кроме того, необходимо отказаться от банковского обеспечения при казначейском сопровождении, т.к. в этом случае им передается банковская гарантия, но работать с банками будет возможно при ее проработке.
Таким образом, в ходе круглого стола эксперты пришли к единому мнению, что недостаток финансирования, рост цен на строительные материалы и экономическая нестабильность могут негативно сказаться на сроках и качестве выполнения госзаказов. В то же время укрепление взаимодействия между государственными заказчиками и бизнесом способно повысить эффективность реализации строительных программ и обеспечить более качественное использование средств федерального бюджета.
При этом детально объяснить сложности, с которыми сталкиваются на практике, могут сами строители и заказчики. И большинство проблем связано или с недостатком общения, или с его неправильным выполнением. Поэтому необходимо организовать этот диалог, чтобы понять реальные трудности, с которыми сталкиваются участники процесса.
Галина Крупен
Фото: РБК, ДОМ.РФ, Вести24
Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2025_god_2025_pc.pdf
Комментарии