DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Артур Давлетшин: Госстройнадзор – это «прививка безопасности» на стройке

Артур Давлетшин: Госстройнадзор – это «прививка безопасности» на стройке

Безопасность и качество строительства – две составляющие, которые влияют не только на работу строителей, но и на здоровье и жизнь людей, живущих и работающих в новых зданиях. И здесь ключевым игроком является государственный строительный надзор. О том, как работает Госстройнадзор Республики Башкортостан, об итогах 2023 года и планах на будущее мы беседуем с руководителем ведомства Артуром Давлетшиным:

— Артур Рамилевич, Государственный строительный надзор — одно из ключевых звеньев строительного процесса в целом. А какое место занимает возглавляемый Вами Госстройнадзор в организации работы стройкомплекса Республики Башкортостан?

— Я возглавляю государственный Комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с 2022 года и могу с уверенностью сказать, что он занимает важное место в работе строительного комплекса республики. Одной из главных задач Госкомитета является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям по сохранности жилищного фонда. Вторая главная и не менее важная задача — собственно региональный государственный строительный надзор по объектам капитального строительства, которые в соответствии с Градостроительным кодексом входят в нашу зону ответственности — а это около тысячи объектов самого разного назначения. Сюда входят все строящиеся жилые дома кроме ИЖС, объекты соцкультбыта (детские сады, школы, больницы, поликлиники, спортивные объекты и театры, клубы, сельские дома культуры), торгово-развлекательные центры и ряд промышленных объектов.

— А почему именно Вы возглавили это ведомство два года назад?

— Я пришел на госслужбу в 2018 году, а до этого по окончании университета работал в энергетическом комплексе — на Новосалаватской теплоцентрали, затем на объектах «ЛУКОЙЛА» в городе Кагалым. В 2018 году я начал работу в качестве эксперта в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики, потом работал в Госкомитете по тарифам, а затем перешел на работу в Комитет по жилстройнадзору — сначала в южный округ Республики Башкортостан, где под надзором находились 12 муниципальных образований: 3 городских округа и 9 муниципальных районов. Впоследствии у нас поменялось руководство Госкомитета, и новый руководитель пригласил меня на работу в Уфу, руководить отделом по Северному округу Республики. Ну а потом руководитель пошел на повышение, и 27 мая 2022 года меня назначили исполняющим обязанности, а 1 сентября Глава Республики подписал распоряжение о назначении меня руководителем Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору.

— Такая карьера — от энергетики и газовиков на стройку — это крутой вираж. И хозяйство Вам досталось хлопотное и очень большое — Республика Башкирия много строит. Удается справляться?

— Скажем так: покой нам только снится. Сейчас в нашем Госкомитете работают 143 человека, из них инспекторский состав по государственному строительному надзору — около 45 человек. Конечно, на нашу большую Республику это мало, но мы справляемся. В нашем ведении находятся почти все объекты, которые строятся на территории Республики, вне зависимости от источника финансирования — все, что выше двух этажей и больше 1500 кв.м. по площади. В 2023 году мы выдали 263 заключения о соответствии построенного объекта проекту — а сотни объектов еще находятся в стадии строительства.

В прошлом году, как и ожидали, в Республике ввели более 1,2 млн кв.м. многоквартирных жилых домов — все они являются нашими поднадзорными объектами. Кроме того, в конце года мы ввели 15 объектов социального назначения — это школы, детские сады, больницы, поликлиники, инфраструктурные объекты и объекты культуры. На особом контроле у нас объекты, которые строятся к 450-летию Уфы, и в прошлом году мы уже ввели обновленный театр кукол и первый этап гребного слалома. Мы ожидаем, что на полное открытие гребного слалома к нам приедет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который в свое время занимался этим видом спорта и является Председателем попечительского Совета Федерации гребного слалома России.

— Как вы оцениваете качество строительства? Строители Башкортостана умеют хорошо работать?

— Всех под одну гребенку нельзя загонять, но если говорить про нашу Республику и тех застройщиков, которые строят многоквартирные дома, то более половины строят качественно. Особенно компании, которые работают на рынке много лет. Есть строители, которые строят с нарушениями, но в ходе контрольных мероприятий мы их поправляем, даем консультации по устранению выявленных нарушений.

— Общеизвестно, что далеко не все объекты строятся с надлежащим качеством. Много приходится воевать со строителями на этот счет?

— Во-первых, мы ни с кем не воюем, мы осуществляем функцию регионального государственного строительного надзора и рамках полномочий добиваемся поставленной цели, а это, прежде всего, полное соответствие построенного объекта проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы и утвержденной застройщиком. Во-вторых, при проведении проверок сотрудниками Госкомитета выявляются случаи значительного расхождения выполненных работ в процессе строительства объекта с утвержденным проектом. В итоге по нашему требованию застройщики вместе с проектной организацией вносят изменения в проектную документацию, опять идут в экспертизу, и она уже дает повторное положительное заключение по проекту. Бывают случаи, что застройщик не вносит изменения, и тогда на объекте ведутся работы по устранению выявленных нарушений — приведению объекта в соответствии с проектной документацией, а это в любом случае перенос срока сдачи этих объектов. Но в последние годы мы видим, что застройщики и строители начали более ответственно подходить к своей деятельности и следовать нашим предписаниям.

Госстройназдор осуществляет надзор по объектам строительства поэтапно и по полному циклу — начиная от фундамента и стен и заканчивая инженерным сетями и надзором за соблюдением санитарных, пожарных норм, энергетической безопасности т.е. проведением итоговой проверки объекта. Поэтому на госстройнадзор возложена очень большая ответственность, мы ее понимаем, а сегодня свою ответственность начали понимать и строители. И в этом симбиозе мы, я уверен, придем к тому, что объекты будут строиться высочайшего качества и иметь эксплуатационную надежность и строительную безопасность на весь период их использования.

Хочу напомнить, что одно время в Минстрое России очень серьезно рассматривал вопрос о ликвидации госстройнадзора и передаче наших функций в РосСтройКонтролю либо в СРО. Но все специалисты, причастные к государственному строительному надзору, высказали свое мнение о том, что стройконтроль — это больше про деньги, про выполненные объемы работ и соблюдение сроков строительства, а стройнадзор — это безопасность, и смешивать эти две функции нельзя.

— Когда ваши инспекторы выявляют нарушения в процессе строительства — это неумение и нежелание строителей соблюдать требование проекта и норм, или проект бывает такой, что строители его только улучшают, хотя и отходят от проектной документации?

— В основе своей в процессе строительства идет улучшение проекта, и все это сразу вносится в проектную документацию через органы экспертизы, а она, как правило, идет навстречу. Нужно сказать, что инспекторы выявляют разные нарушения, бывают и такие, которые даже объяснить невозможно каким-то незнанием строительных норм. Например, бывает, что деревянные конструкции при устройстве кровли строители не обрабатывают специальными противопожарными растворами. Даже не знаю, забывают они это делать или экономят время и материалы? А ведь это работа всего на день, два! При выявлении таких нарушений реакция у инспектора соответствующая — он выдает предписание на устранение нарушений, и привлекает виновное лицо к административной ответственности. Большинство строителей знают, что ни одно нарушение на объекте не останется у инспектора Госкомитета не замеченным и пытаться скрыть его от госстройнадзора тоже бесполезно.

— А вы можете остановить стройку из-за выявленных нарушений? Ведь бывают такие нарушения, которые нужно устранять немедленно, в процессе строительства, иначе потом из-за этого может разрушиться объект?

— Остановить строительство объекта возможно только по решению суда на срок до 90 суток (есть такая санкция в «наших» статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях — административное приостановление деятельности). За время моего руководства Госкомитет не обращался в суд с таким иском, но такое право у нас есть. Государственная политика снижения административного давления, поддержка бизнеса стоит на первом месте, и поэтому и суды, и прокуратура выступают, как правило, на стороне бизнеса. Мы тоже понимаем, что ведение строительного бизнеса — это налоги и рабочие места для наших граждан. Но при всем при этом, если есть основания, то госстройнадзор использует весть набор административных инструментов для принуждения к соблюдению застройщиками и подрядчиками градостроительного законодательства.

— Как часто инспекторы Госстройнадзора выезжают на объекты?

— Как только застройщик направляет нам уведомление о начале строительства, по согласованию с застройщиком мы формируем план проверок этого объекта — за весь период строительства их может быть не более 8-10. По примеру Московской области от платформы Агентства стратегических инициатив АСИ.СМАРТЕКА мы также в республике внедрили калькулятор проверок, который позволяет застройщику самому рассчитать необходимое количество проверок с учетом площадь объекта, этажности и так далее. Исходя из этих показателей, рассчитывается количество проверок, которые будут на этом объекте. В среднем получается 8 проверок за период строительства — и у нас примерно столько же. Поэтому мы работаем согласно этому плану проверок. Но бывает, что приходится организовывать проверку по исполнению ранее выданного предписания, естественно и проверок становится больше.

Например, если мы узнаем, что строители приостановили работы на объекте, важно отреагировать и провести проверку, чтобы понимать, что на этом объекте происходит. Эти проверки мы проводим по согласованию с прокуратурой Республики Башкортостан, при необходимости выдаем предписание и предлагаем устранить нарушения либо выполнить консервацию объекта, если работы на объекте не будут вести более 6 месяцев. В 2023 году мы провели 1024 внеплановых проверки и выявили 3465 нарушений. Выдано более 70 предписаний и объявлено более 20 предостережений. Составлено 55 административных протоколов и вынесено постановлений о назначении административных штрафов на сумму более 1,5 млн рублей.

— Какие самые тяжелые нарушения Вам запомнились? До чего доработались коллеги-строители?

— Несколько лет назад строители начали строить дом, который потом попал в реестр проблемного жилья. При этом застройщик просто бросил объект, не законсервировал, не организовал охрану, а он строился точечно, в окружении существующей застройки. Естественно, из близлежащих дворов дети и взрослые проникали на стройку, и за то время, пока объект стоял, там погибали люди, в том числе и дети — ходили, играли, падали с высоты и в лифтовые шахты. После моего назначения на должность главы Госкомитета мы плотно занялись этим объектом, через прокуратуру всеми способами добивались проверок, выдавали предписания, штрафовали, и на сегодняшний день этот объект, к счастью, достраивается за счет средств из федерального фонда. Это был самый тяжелый случай в моей практике.

— Минстрой России охотно внедряет новые технологии, в том числе, и цифровые. Однако мы очень часто слышим, что одна из проблемных точек во всей цифровой вертикали строительства — это строительный надзор, который очень тяжело оцифровать со всеми его бумажными журналами и документами. Вы — проблемная точка?

— Если смотреть со стороны обеспечения безопасности строительных объектов, то с нами проблем нет, мы здесь как прививка безопасности. Мы же можем во время проверок не только найти, но и предвидеть нарушения, которые только могут возникнуть, и в итоге наше присутствие приводит к положительному эффекту.

Что касается цифровизации государственного строительного надзора, она идет постепенно, вместе с появлением соответствующего программного обеспечения. А с теми подходами и теми бюджетами, которые вкладываются в цифровизацию строительной отрасли, я думаю, цифровать стройнадзор можно еще быстрее. Только должен быть правильный подход, и прежде, чем что-то цифровать, необходимо собрать мнение руководителей и специалистов стройнадзоров, что они хотят в итоге получить. В результате будет выбрана оптимальная программа или комплекс программ, которые будут обеспечивать цифровизацию госстройнадзора. Кроме того, цифровизация строительной отрасли — это дорога с двусторонним движением, необходимо чтобы все застройщики и подрядчики также переходили в своей работе на использование цифровых технологий и соответствующих программ.

— Насколько глубоко проникла цифра в ваше ведомство?

— На сегодняшний день не очень глубоко, хотя некоторые процедуры уже оцифрованы: в электронном виде можно подать документы на получение разрешения на строительство, извещение о начале и окончании строительства, получить акт проверки.

— Но инспектор на стройке все равно будет заполнять бумажный журнал?

— Да, пока инспектор на стройке будет запрашивать и заполнять бумажный журнал. Я знаю, что есть регионы, которые работают совсем по-другому — та же Московская область, но, к сожалению, мы о таком пока можем только мечтать. Хотя я уверен, что в ближайшем будущем ситуация выправится, и Республика Башкортостан двинется вперед по пути цифровизации. Мы в Республике любим все инновации, и когда у нас появится достаточный бюджет, мы быстро оцифруемся и будем развиваться в том направлении, в котором развиваются все отрасли экономики Российской Федерации.

— А как относитесь к цифровизации стройнадзора лично Вы?

— Это веление времени, она нам просто жизненно необходима! Сегодня все мы ходим с телефонами — так почему бы и инспектору стройнадзора не выйти на проверку с проектом, который будет уже заложен в смартфоне или планшете, где будет программа, позволяющая одновременно смотреть проект и фиксировать все нарушения, а потом просто передать всю эту информацию в определенную систему? Это существенно повысит эффективность нашей работы.

Как я уже говорил, у нас за год было принято более 260 объектов, причем большое количество многоквартирных домов пришлось на декабрь, и мы работали практически круглосуточно. Знаете, просто съездить на проверку — это не так долго, а вот изучить исполнительную документацию и выполнить оформление документов по результатам проверки занимает много времени. А когда инспектор будет, проводя проверку, параллельно фиксировать те или иные нарушения, просто ставить в некой форме галочки, потом подпишет все это электронной подписью и отправит в единую систему, он сможет вместо 10 объектов в месяц проверять, как минимум, 30.

Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы такие технологии внедрим — мы очень тесно сотрудничаем с госстройнадзором Московской области, учимся у них, потому что это самый передовой регион. Что-то нам очень нравится, к чему-то мы подходим с осторожностью. Но в любом случае я понимаю, что нам ничего особенного придумывать не нужно, нам просто нужно научиться у старших товарищей — и дело пойдет!

— Спасибо за беседу!

Лариса Поршнева

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!