В России начали банкротиться строители автодорог из-за массового доначисления налогов
Как строительные компании уходили от налогов
Десятки компаний дорожного строительства столкнулись с необходимостью оплатить существенные налоговые доначисления. Федеральная налоговая служба (ФНС) выставила дорожникам общие претензии на сумму свыше 9,5 млрд рублей сразу за несколько лет. Это стало известно из результатов арбитражных судов за 2024-2025 годы, с которыми ознакомились «Известия». Крупные компании участвовали в реализации государственных заказов при возведении автострад М-12, М-4 «Дон», Р-22 «Каспий», федеральных трасс в Санкт-Петербурге, Новой Москве, Подмосковье.
К примеру, компании «СК «Дорлидер» единовременно доначислено более 776 млн рублей, в том числе 248 млн рублей штрафов и пеней. Из-за невозможности сразу оплатить долг фирма объявила себя банкротом. Она строила дороги общего пользования в городских округах Подольск, Серпухов и других.
Более 584 млн рублей дополнительных налогов начислено и «Автодор-Тамбов», строившей трассы в Тамбовской и Липецкой областях, а также участки магистралей Р-193 Воронеж - Тамбов, Р-22 «Каспий», М-4 «Дон» - Тамбов - Волгоград - Астрахань и прочее. По информации ФНС, компания реализовала 13 государственных контрактов на общую сумму 6,4 млрд рублей, говорится в материалах арбитражного суда.
АО «Центрдорстрой» (ЦДС), занимавшейся проектированием и строительством автодорог, аэродромов и других элементов транспортной инфраструктуры, доначислено более 106 млн рулей налоговых претензий. ЦДС реконструировало магистраль в аэропорт Домодедово, возводила дороги Марьино - Саларьево, Воскресенское - Каракашево - Щербинка, участвовала в работах на скоростной магистрали «М-12» (Казань) и др.
Из судебных решений следует, что нарушители использовали фиктивный документооборот, выражающийся в несуществующих операциях с «техническими» контрагентами, то есть в формировании «бумажного НДС» и «выводе денег в теневой оборот», отметил руководитель агентства «Контроль рисков» Алексей Кожевников.
- Способы ухода от налогов одинаковы. Бизнес дробится на цепочки контрагентов, и через них проводятся средства, благодаря чему снижаются НДС и налог на прибыль, - рассказал он «Известиям».
По его словам, ФНС при проведении плановых проверок выявляет эти схемы и доначисляет налоги сразу за весь проверяемый трехлетний период, поэтому суммы получаются немаленькие. В целом строители дорог столкнулись с доначислениями на сумму в 9,5 млрд рублей, отметил Алексей Кожевников.
Компании стараются оспорить эти решения, но в 95% случаях ФНС удается доказать свою позицию в суде. Причем в некоторых ситуациях к расследованиям приобщаются силовые ведомства, добавил эксперт. К примеру, в расследовании деятельности «АБЗ-Дорстрой» из Санкт-Петербурга привлекалось УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что отражено в решении суда. Компания реконструировала Пулковское шоссе, дороги в Тверской, Новгородской и Ленинградских областях, в Выборгском районе и получила налоговые претензии от ФНС на сумму более 285 млн рублей.
Как отмечается в решении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Санкт-Петербурга, организация вела формальный документооборот для умышленной минимизации налогов.
«Известия» направили запросы в Минфин, Минтранс, Минстрой, ФНС и в перечисленные строительные компании.
Какие могут быть последствия для отрасли
- Для организаций дорожной отрасли, столкнувшимися с претензиями ФНС, может сложиться трудная ситуация, - рассказал «Известиям» президент Дорожной ассоциации «Содружество эксплуатирующих организаций» Алексей Амелехин. - Полагаю, что большинство дорожных организаций будут оспаривать претензии налоговиков в судах.
Учитывая практику ФНС по списанию денежных средств или блокированию расчетных счетов налоговых агентов, нетрудно предположить, что предприятия с длительным производственным циклом, лишившись части оборотных средств, не смогут своевременно выполнять обязательства по государственным контрактам. Даже при победе в судебном процессе это может привести к крайне негативным результатам для предприятий и их трудовых коллективов, считает эксперт.
По его словам, быстро заменить ушедшие компании будет трудно, из-за чего ряд инфраструктурных проектов могут испытывать сложности с выбором подрядчиков.
Доначисления НДС и налога на прибыль в сотни миллионов рублей компаниям-подрядчикам в сфере дорожного строительства - результат ужесточения контроля за возмещением НДС, рассказал «Известиям» управляющий партнер агентства Tax&Legal Management, адвокат Василий Ваюкин. При этом строительная отрасль исторически характеризуется высокой долей субподряда и сложными цепочками поставок.
В результате в попытке незаконно избежать налоговых отчислений бизнес сталкивается с еще большими рисками - вплоть до банкротств и закрытия и фактической невозможности выплатить взыскиваемые суммы, что превращает многомиллионные требования в «бумажные» долги, отметил эксперт.
Примерно 30% строительных фирм, столкнувшихся с доначислениями ФНС, уже находятся под процедурой банкротства, рассказал Алексей Кожевников. Еще 30%, вероятнее всего, в 2026 году постигнет та же участь, полагает он. У них нет свободных средств, чтобы быстро оплатить долги. В некоторых случаях счета блокируются и компании остаются без денег для ведения дальнейшей деятельности, отметил эксперт.
Выявленные ФНС схемы ухода от НДС в дорожном строительстве не отличаются практик в других отраслях экономики: всё как у всех - формальный (фиктивный) документооборот c последующим выводом (обналичиваем) денежных средств через технические компании (ООО) или ИП, рассказал «Известиям» налоговый адвокат Михаил Предигер.
- Но возникает вопрос, почему выявляются уклонения за три года и более, а не в моменте, что позволило бы минимизировать возможные потери в части пополнения бюджета и принять более эффективные меры по взысканию долгов, - отметил он.
По словам эксперта, при крупных суммах доначислений значительная часть компаний принимает решение уходить в банкротство, и в такой ситуации вернуть средства в бюджет становится крайне сложно.
Источник: Известия
Фото: freepik


Комментарии