В конструкции скоростных лифтов выявлены опасные недоработки, приводящие к их падению
Решение поддержали Национальный лифтовый союз и сами производители. С 2026 года подъемники будут изготавливать с усовершенствованными системами безопасности. Одновременно Госдума готовит к первому чтению законопроект, который ужесточит контроль за обслуживанием лифтов.
По данным Национального лифтового союза (НЛС), с 2018 года в России в результате падений лифтов погибло более 130 человек и произошло свыше 300 несчастных случаев. В частности, в 2023 году погибло 13 и пострадало 38 человек, а в 2024 году - 7 и 19 пассажиров соответственно. Причем падают не только старые подъемники, но и недавно установленные скоростные лифты для многоквартирных домов, торговых и офисных центров. Как выяснили, в них вскрылись существенные конструктивные недостатки.
- В последние пять-семь лет получили популярность лифты с безредукторными лебедками, у которых диапазон скоростей перекрывается за счет изменения скорости вращения электродвигателя, - рассказал технический эксперт НЛС Алексей Зоточкин. - Это современные скоростные лифты, обеспечивающие высокий комфорт при движении. Но в процессе эксплуатации выявились их недостатки, приводящие иногда к опасным инцидентам с травмированием и гибелью пассажиров.
По его словам, при нормальном электропитании скоростные лифты безопасны. Частотный преобразователь позволяет плавно разгонять и останавливать кабину, точно выставлять ее на уровне пола на этажах. Но если из-за грозы, пожара или технических сбоев отключится питание, то возможны проблемы, отмечает Алексей Зоточкин.
Например, двигатель теряет способность оттормаживать лифт. Механический тормоз, рассчитанный на фиксацию кабины при остановке, не спасает, лифт неконтролируемо разгоняется, и тогда срабатывают ловители, которые резко схватывают падающую кабину, говорит эксперт.
- Пассажиры в этот момент переживают серьезную перегрузку. Многие падают, получают серьезные травмы, - объясняет Алексей Зоточкин.
Еще хуже, когда лифт под действием противовеса неконтролируемо летит вверх. В этом случае система ловителей не всегда предусмотрена, и кабина бьется об отбойники. Люди получают серьезные травмы, замечает эксперт НЛС.
Сегодня есть вопросы не только к тормозам, но и к лебедкам, улавливающим устройствам и технологиям безопасной эвакуации людей, отметил председатель технического комитета по стандартизации ТК 209 Росстандарта Лев Вольф-Троп.
К примеру, когда современный лифт заблокирован на верхнем этаже, то вытащить людей непросто, потому что техникам перекрывается доступ к механизмам, находящимся в верхней части шахты. Приходится выдумывать технологии спасения самостоятельно, поднимать домкратами многотонный противовес и опускать кабину. Всё это сопряжено с опасностями, говорят специалисты.
- Поэтому нужны автоматические системы для эвакуации пассажиров из застрявшего лифта и дополнительный аварийный источник питания, - отмечает Лев Вольф-Троп.
Чтобы повысить безопасность подъемников, будет изменен основной межгосударственный стандарт. Его разработку Росстандарт заказал в январе 2025 года. Одновременно свои нормативы готовит и Международная организация по стандартизации ISO, они призваны устранить недостатки скоростных подъемников иностранного производства.
Когда новые требования к лифтам вступят в силу
Есть и не столь существенные недоработки в скоростных подъемниках. По данным НЛС, лифты с прозрачными кабинами и стеклянными створками в торговых центрах порой закусывают одежду и при открытии затягивают ее в дверную щель.
Также затруднено обслуживание компактных лифтов - двигатель, механизмы, лебедки и управляющие системы размещаются у них в верхней части шахты, а не в машинном помещении, как раньше.
- Компактный лифт выгоден застройщикам, потому как позволяет экономить на полезной площади здания и сокращает расход стройматериалов, - рассказал «Известиям» директор департамента закупок ГК ФСК Александр Ткаченко. - Но обслуживать такие лифты без машинных помещений неудобно, так как необходимо выводить лифт из работы, ведь сервис производится с крыши кабины.
По данным Национального лифтового союза, вопрос о строительстве машинных помещений тоже будет звучать при разработке нового стандарта.
Как сообщили в Росстандарте, изложенные технические требования войдут в новый ГОСТ 33984.1, который через 1,5 года станет основным. Документ разрабатывается в соответствии с международным стандартом ISO 8100-1:2025 и учитывает развитие технологий в отрасли, отметили в ведомстве. Стандарт ожидается к сдаче в июне 2026 года.
Работы контролирует технический комитет по стандартизации ТК 209. Сейчас на его основе создана рабочая группа из шести ведущих производителей лифтов в РФ, которые определят ключевые требования к подъемникам.
Источник: Известия
Комментарии