Топ-дизайн — 2024: чем запомнится этот год промышленным дизайнерам
В 2024 году тема промышленного дизайна обсуждалась повсеместно. На форумах эксперты говорили о новых задачах отрасли, в профессиональных кругах — о нехватке кадров и растущей потребности бизнеса в дизайнерах. Студенты же искали идеи для портфолио и возможности стажировок. Об этом мы побеседовали с Татьяной Алексеевой, PR-директором Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ».
TDM: Подводя итоги года, скажите, зачем, по вашему мнению, в 2024 году бизнесу был нужен промышленный дизайн?
Татьяна Алексеева: Промышленный дизайн — крутой сплав технологий, аналитики и, конечно, эстетики. А потому, когда компания сотрудничает с бюро, получается не просто конкурентоспособный продукт. Фактически клиент может с помощью дизайна улучшить показатели бизнеса и увеличить продажи. Мы с коллегами по индустрии стараемся объяснять заказчикам, что интеграция промдизайна как можно раньше, на стадии разработки продукта, позволяет учесть требования потребителей и создать актуальные и тщательно продуманные изделия. Здорово, что все больше компаний это осознает.
Крупный бизнес подтверждает: согласно данным РСПП, 65% предприятий с выручкой свыше 10 миллиардов рублей видят в промышленном дизайне перспективы для конкурентного преимущества.
TDM: Что, на ваш взгляд, нужно сделать для развития промдизайна в России?
Татьяна Алексеева: Сейчас предпринимаются значимые шаги благодаря усилиям Минпрома РФ, правительства Москвы и других организаций. Важно поддерживать и развивать эти темпы, помогать студиям и бизнесу, развивать образовательные инициативы.
Наконец, в 2024 году был принят законопроект «О креативных индустриях», который, как мы надеемся, будет способствовать дальнейшему продвижению отрасли.
Промдизайн — это конкурентная сила, и необходимо акцентировать внимание на эффективных проектах, объясняя предпринимателям и компаниям, почему им нужен дизайн.
TDM: Можно ли сегодня назвать профессию промдизайнера актуальной?
Татьяна Алексеева: Она на пике востребованности. И нет времени дожидаться, пока высшие учебные заведения подготовят достаточное количество специалистов. Мы в «2050.ЛАБ» чувствуем эту потребность особенно остро. Наша студия — лидер отрасли, и мы постоянно ищем профессионалов в команду. Поэтому мы начали готовить специалистов самостоятельно. Так возникла наша магистерская программа по промдизайну и инжинирингу в НИТУ МИСИС, работающая уже третий год. Мы сотрудничаем и со многими университетами, где есть кафедры промышленного дизайна, такими как Академия Штиглица, «Строгановка», МИИТ, «Бауманка», ВШЭ, «Британка» и другие. В 2024 году мы подписали соглашение о сотрудничестве с Оренбургским госуниверситетом. А еще у нас есть собственный лицензионный образовательный центр для проведения курсов дополнительного профессионального образования.
Сегодня дизайнеры создают мир, в котором мы будем жить завтра, поэтому инвестиции в образование — это взаимовыгодное решение. Современные студенты заложат основы нового будущего. Чем лучше мы подготовим молодое поколение, тем более развитой будет наша цивилизация, удобнее города и транспорт.
TDM: Какой основной тренд в сфере промышленного дизайна был заметен в 2024 году и будет актуален в 2025-м?
Татьяна Алексеева: Одним из главных трендов стало активное использование искусственного интеллекта (ИИ). Этот навык чрезвычайно востребован как у специалистов, так и у компаний. По статистике, число запросов работодателей о сотрудниках с навыками работы с нейронными сетями удвоилось.
Безусловно, ИИ не способен полностью заменить человека; окончательное решение все равно принимает специалист. Но нейросети действительно могут значительно упростить ряд рутинных процессов в дизайне, например, помочь в поиске идей или проведении исследований, а также создать первые эскизы и провести аналитику. Это позволяет оптимизировать начальные этапы проекта, которые обычно занимают много времени.
TDM: А насколько важны принципы устойчивого развития в промдизайне?
Татьяна Алексеева: Социальная ответственность приобретает все большую значимость в разных сферах, в том числе в дизайне. Этот тренд продолжает набирать обороты, и в перспективе следующих нескольких лет мы ожидаем появления экологичных продуктов.
Что это значит? Использование переработанных и экологически чистых материалов, разработка продуктов, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду. Дизайнеры будут ориентироваться на создание долговечных и многофункциональных изделий.
TDM: В последнее время много говорят об универсальном дизайне. Что это такое?
Татьяна Алексеева: Универсальный дизайн — еще один тренд. С одной стороны, мы стремимся к разработке уникальных решений, адаптированных под нужды конкретного человека, а с другой — производитель ориентируется на оптимизацию ресурсов. Универсальный дизайн как раз и служит ключом к созданию продукта, который будет удобен для всех пользователей.
Для потребителей такое решение создает комфорт и эргономичность, а для производителей он оптимален с точки зрения производства. Это можно наблюдать, например, в дизайне общественного транспорта, который стал невероятно удобным и привлекательным в последние годы. В частности, новые вагоны метро «Москва-2024», поезда для МЦД и другие виды транспорта.
Поезд метро «Москва-2024», разработанный студией «2050.ЛАБ», в 2024 году завоевал серебряную награду на итальянском конкурсе A’Design Awards и корейском Global Design iT Award, а также победил в народном голосовании премии «Лучший промышленный дизайн России».
Салон вагона «Москва-2024» более просторный и комфортный благодаря расширенному проходу. Перекомпоновка колонн у входов позволила увеличить габариты сидений, так что даже в зимней одежде пассажирам будет удобно. Кроме того, разъемы для зарядных устройств USB перенесены на поручни, а значит, пользоваться ими одинаково легко всем — и тем, кто сидит, и тем, кто едет стоя.
В интерьере используются материалы, по фактуре близкие к натуральным, а сиденья имеют анатомическую форму и высокую прочность, что гарантирует их долговечность.
Проект ориентирован на потребности различных категорий пассажиров, включая родителей с детьми, студентов, бизнесменов, людей с домашними животными и большим багажом. Все они должны чувствовать себя комфортно в пути. Это и есть главный принцип универсального дизайна.
Источник: topdesignmag.ru
Комментарии